Авиация Второй мировой
На главную   Поиск на сайте
 
РТЭ и РЛЭ Как летать на Яке Оглавление Гл.1.1. Гл.1.2. Гл.1.3. Гл.1.4. Гл.1.5. Гл.1.6. Гл.1.7. Глава 2 Гл.2.1. Гл.2.2. Гл.2.3. Гл.2.4. Гл.2.5. Гл.2.6. Гл.2.7. Гл.2.21. Гл.2.22. Гл.2.23. Гл.2.24. Гл.2.25.

Как получить наилучшие летные данные на самолете Як с мотором ВК-105ПФ

5. Условия получения максимальной скорости и максимальной скороподъёмности

При каких же условиях могут быть получены максимальная скорость и максимальная скороподъёмность самолёта?

Согласно инструкциям летчику и технику по эксплоатации самолёта Як, максимальная скорость может быть получена при соблюдении следующих условий:

1. Подвижная часть фонаря установлена и зафиксирована в крайнем переднем положении. Это обеспечивает наиболее благоприятные условия обтекания самолёта.

2. Заслонки водяного и масляного радиаторов установлены «по потоку», т. е. так, что они образуют плавное продолжение обводов туннелей радиаторов. Такое положение заслонок способствует сохранению температуры воды и масла в пределах нормы и в то же время из всех возможных и допустимых, по температурным условиям, положений обеспечивает минимальные потери скорости.

У водарадиатора положение заслонки «по потоку» соответствует отклонению её вниз:

для самолета Як-1 — на 150 мм;

для самолётов Як-7 и Як-9 — на 200 мм.

У масдорадиатора положение заслонки «по потоку» соответствует отклонению её вниз на 90 мм для всех типов. При наличии на самолёте агрегата АРТ-41 наивыгоднейшее положение заслонок устанавливается автоматически, и роль лётчика сводится лишь к контролю за правильностью его работы. При отсутствии же на самолёте АРТ-41 нужное положение заслонок устанавливается вручную.

Чтобы облегчить лётчику установку заслонки в положеие «по потоку», на боковых направляющих туннеля полезно нанести специальные метки. Метки пригодятся в тех случаях, когда заслонка устанавливается в положение «по потоку» непосредственно перед взлетом, например в холодную погоду или при невысотных полетах.

В полете летчик не видит меток, поэтому заслонка может быть установлена по потоку «по потоку» путем отсчёта определенного количества оборотов штурвала. Лучше всего это делать так. Открыть полностью заслонку, затем прикрыть её:

у водорадиатора на 3—4. оборота;

у маслорадиатора на 1 оборот.

Это и будет положение «по потоку». Ввиду того что натяжение троса и полное отклонение заслонок вниз у paзных самолётов бывает неодинаковым, количество оборотов для установки заслонок в положение «по потоку» необходимо уточнить для каждого самолёта в отдельности.

3. Обороты мотора равны номинальным, т. е. 2 700 об/мин на всём диапазоне высот от земли до практического потолка включительно. Эти обороты обеспечивают наиболее полное использование мощности и высотности мотора.

4. Мотор работает на полном газе. Это обеспечивает полное использование мощности мотора.

5. Скорости нагнетателя переключаются на высоте 2 000 м по прибору таким образом, чтобы на высотах от земли до 2 000 м полёт производился на первой скорости на высотах же выше 2 000 м на второй скорости нагнетателя Переключите скоростей производится без снижения оборотов, без сбавления газа и без изменения скорости полёта. Это позволит мотору разввинать наибольшую свою мощность на всех высотах и исключит потери на переключение.

6. Высотный корректор используется, как правило, выше высоты 4 000 м по прибору, а при сильном и непрерывном дымлении мотора — вне зависимости от высоты полёта, точнее же с той высоты, с которой мотор начинает усиленно дымить. Это позволит устранить потерю мощности мотора из-за нарушения состава смеси. Наивыгоднейшее положение рычага высотного корректора подбирается вручную по внешним признакам работы мотора, так, как это указано в инструкции.

7. Режим полёта строго выдерживается по высоте, на правлению и времени.

8. Шасси и щитки полностью убраны.

9. Самолёт, мотор и все важнейшие агрегаты, оказывающие влияние на скорость, исправны.

10. На самолёте нет ничего лишнего, ухудшающего аэродинамику и увеличивающего полётный вес самолёта, например, замков и ухватов бомбодержателей, кронштейнов для фотокинопулемета, маслоотражательных дисков и других не положенных для выполнения задания надстроек, грузов в задней кабине и т. д.

Таковы те условия, которые обеспечивают получение наибольшей максимальной скорости.

Эти условия одновременно являются и условиями получения максимальной скороподъемности. Разница состоит лишь в том, что:

1. Заслонки водяного и масляного радиаторов устанавливаются не «по потоку», как в горизонтальном полёте, а полностью открываются.

Такое положение заслонок в аэродинамическом отношении менее выгодно, чем положение «по потоку», но зато позволяет сохранить температуры воды и масла в допустимых пределах и, таким образом, делает возможным непрерывный и длительный набор высоты.

2. На наборе высоты наиболее важным является выдерживание режима по скорости. Скорость по прибору должна сохраняться постоянной и равной 260 км/час от земли до 4 000 м, а затем (начиная с высоты 4 000 м) уменьшаться с таким расчётом, чтобы у потолка она не превышала 180—190 км/час.

Выдерживание этих наивыгоднейших скоростей позволяет самолету иметь максимальную вертикальную скорость, а следовательно, и максимальную скороподъёмность.

Таковы условия получения максимальной скорости и максимальной скороподъёмности самолёта.

Теперь, когда мы подробно рассмотрели их, мы можем без всяких затруднений ответить на один очень важный вопpoc: что такое максимальная скорость и максимальная скороподъёмность самолёта?

Максимальная скорость это та наибольшая скорость, которую способен развивать самолёт в горизонтальном полете длительное время без нарушения режимов работы и нанесения ущерба агрегатам самрлёта, при наиболее полном и правильном использовании факторов, влияющих на скорость.

Совершенно аналогично можно характеризовать и максимальную скороподъёмность.

Из этого определения следует:

с одной стороны, что максимальная скорость и максимальная скороподъемность не являются рекордом — они могут быть получены на самолёте в любое время;

с другой стороны, что максимальная скорость и максимальная скороподъёмность — высшие показатели совершенства аэродинамики и винтомоторной группы самолёта.

Существуют или не существуют какие-нибудь другие условия, помимо указанных в инструкции, которые обеспечивали бы возможность получения наилучших данных на самолёте Як? Обязательно ли их выполнение? Всегда ли отступления от инструкции ведут к ухудшению летных данных?

Инструкция составлена для среднего лётчика, для средних условий полёта, для среднего самолёта. Поэтому лётчик, отлично знающий свой самолёт, его индивидуальные особенности, в особых случаях может отступать от буквы инструкции и добиваться успеха. Это будет видно из дальнейшего. Однако, как правило, условия, указанные в инструкции, обязательны для выполнения, и отступления от них недопустимы.

Условия, указанные в инструкции, являются выгодными, важными, безопасными, простыми в освоении, пригодными для применения практически в любой обстановке; все же остальные режимы, на которых возможен полёт, не отвечают этим требованиям.

Условия, указанные в инструкции, после того, как они определены, остаются неизменными на всё время, пока сам самолёт — его аэродинамика, полетный вес, мотор и винт — существенно не изменится.

Отступления от условий, указанных в инструкции, если они не обоснованы, ведут к ухудшению лётных данных самолёта.

Форум

©AirPages
2003-