II. Каким должен быть летчик-«охотник»?
1. Летчик-«охотник» должен:
– в совершенство владеть своим самолетом, летать в сложных метеорологических условиях и быть отличным воздушным стрелком-снайпером, уметь хорошо ориентироваться при сложных метеорологических условиях;
– быть тактически грамотным, до дерзости храбрым, инициативным и решительным, находчивым и хитрым;
– быть честным офицером, могущим оказать в бою исключительную товарищескую и взаимную выручку;
– иметь боевой опыт в Великой Отечественной войне, особенно по ведению разведки в тылу противника.
2. Перед вылетом на «охоту» летчик-истребитель обязан знать:
– воздушную и наземную обстановку, линию БС и места пролета линии фронта;
– какие самолеты применяет;
– маршрут полета авиации противника;
– расположение его аэродромов и штабов;
– систему ПВО района «охоты»;
– основные дороги, по которым противник подводит войска и подвозит грузы.
3. Получив задачу, летчик-«охотник» обязан изучить:
– район своего действия, характерные ориентиры, рельеф местности;
– маршрут полета к цели и обратно;
– характер цели, где ее лучше искать, уязвимые места цели и как ее атаковать;
– метеорологические условия маршрута полета и района «охоты»;
– последние разведывательные данные о воздушном и наземном противнике, его группировку и активность
III. Цели для «охотников» и их поиск
1. Основными целями истребителей-«охотников» являются:
– самолеты-разведчики, связные и транспортные, а также самолеты, отставшие от строя, подбитые в воздушных боях или ЗА, взлетающие и производящие посадку на своих аэродромах;
– паровозы, цистерны с горючим и вагоны с боеприпасами на железнодорожных перегонах;
– легковые и штабные машины, автобензоцистерны и транспортные машины с боеприпасами, гужевой транспорт, средства тяги артиллерии, отдельные мотоциклисты, конные посыльные и офицеры, доставляющие боевые приказы и донесения;
– катера, лодки и небронированные суда противника;
– отдельные группы войск пехоты, конницы и артиллерии на марше и привалах.
2. «Охотники»-истребители, кроме указанных целей, могут выполнять следующие задачи:
– блокировка аэродромов противника;
– очистка воздуха над целью от ИА противника;
– прикрытие войск методом «свободной охоты»;
– сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков.
3. «Охотники» выбирают цель самостоятельно, для чего постоянно изучают характер действий противника, его нравы, привычки и особенности его тактики.
4. Штабы всех …[«смазан» текст, возможно «сторон» – В.Т.]… непрерывно ведут разведку района «охоты», собирают разведывательные данные из всех возможных источников, обобщают их и доводят до «охотников»-истребителей. Указывают, какие цели надо уничтожать, чтобы получить наиболее эффективные результаты.
5. Истребители-«охотники» действуют методом поиска противника. Поиск – деятельность летчика, направленная на обнаружение противника для внезапного нападения на него.
Главное – первым обнаружить противника и первым внезапно напасть на него. Взять инициативу в свои руки и заставить противника обороняться.
Наступательный характер боевых действий для истребителя является решающим условием успеха в бою.
6. Поиск противника необходимо производить всюду. Для этого надо знать его приемы и тактику действий.
Разведчики искать на наших коммуникациях в районах станций выгрузки, в местах скопления войск и на маршрутах.
Повседневное наблюдение за полетами разведчиков позволит определить их маршрут и внезапно уничтожить. Поиск целесообразно производить при полете на высотах 4000–8000 м.
Истребителей противника искать над линией фронта при действиях их против нашей авиации, а также в районе прикрытия войск противника или на маршрутах следования бомбардировщиков, над аэродромами базирования и подходах к ним.
Бомбардировщиков противника искать на аэродромах подскока, на вероятных маршрутах к пунктам сбора к цели и над целью. Высота поиска – в зависимости от применяемой тактики противника колеблется от средних до больших высот.
Корректировщиков противника и ближних разведчиков искать на малых, средних высотах, над линией фронта, аэродромах базирования противника и на подступах к ним.
Транспортные самолеты искать на вероятных трассах их полета и базовых аэродромах. Высота поиска – малые высоты – бреющий полет. Самолеты связи искать на их трассах между штабами и аэродромами, а также в местах расположения штабов и командных пунктов войск противника.
7. Поиск наземных целей более легок, так как все наземные цели привязаны к железным и грунтовым дорогам, населенным пунктам и другим ориентирам.
Для уничтожения паровоза необходимо искать на перегонах железнодорожные эшелоны. Действия по паровозам, обнаруженным на железнодорожной станции, нецелесообразны из-за возможного противодействия ЗА и ИА.
Автомашины и гужевой транспорт – на дорогах, идущих от станции снабжения, армейских складов и обменных пунктов к фронту.
Катера, баржи и небронированные суда – на водных путях при подходе к своим базам. На пристанях и переправах действовать по этим объектам нецелесообразно, так как они обычно прикрыты сильным огнем ЗА и ИА.
8. Наиболее трудно отыскать места расположения штабов, узлов связи, радиостанций, так как обычно эти объекты замаскированы. «Охотники»-истребители в таком случае обязаны находить штабы по демаскирующим признакам (наличие проводов, движение легковых и штабных машин, отдельных мотоциклистов, пеших и конных офицеров и солдат); по посадочным площадкам самолетов связи.
IV. Приемы и способы действий «охотников»-истребителей
1. Метод «свободной охоты» применяется для уничтожения воздушных и наземных целей.
2. Действия истребителей-«охотников» всегда внезапны и стремительны. «Охотник», в совершенстве владея своей машиной, со всей присущей хитростью и дерзостью молниеносно нападает на противника.
Как правило, «охотник» производит одну атаку, бьет противника наверняка, огонь открывает с малых дистанций и со всех огневых точек своего самолета.
3. Атакуя противника, «охотник» имеет задачу сбить его, если это воздушный противник, или нарушить движение на железном дороге, зажечь автомашину, вагоны, нанести поражение живой силе, морально подавить противника, – если это наземная цель.
4. «Охотник» всегда должен избрать для себя выгодное положение для атаки и должен придерживаться правила «не выгодно, не атакуй».
5. Наиболее выгодно производить атаки:
а) по паровозам – в лоб или под углом встречи не менее 45°; применять бронебойные снаряды и пули пушек крупнокалиберного пулемета (огонь пулеметов нормального калибра по паровозам недействителен);
б) по автомашинам – вдоль оси их движения с небольшого угла планирования или с бреющего полета;
в) по катерам и небронированным судам – сверху сзади или спереди под углом не менее 45°, огонь открывать с дистанции 400-500 м и прекращать с дистанции 200 м, так как расстояние до воды, особенно в штиль, определить трудно.
6. «Охотник», действующий против воздушного противника, должен всегда иметь преимущество в высоте – «кто выше, тот побеждает». «Охотник» в каждом полете обязан умело использовать солнце, облачность, рельеф и фон местности, стараясь все видеть, оставаясь сам для противника незамеченным. Боевые действия вести на больших скоростях, применяя тактику внезапности, хитрости и дерзости.
7. Основной способ атаки самолетов противника – это атака сверху на большой скорости с открытием огня с малой дистанции при малом раккурсе, с последующим уходом вверх или проскакиванием вниз.
8. Способы атаки надо избирать исходя из типа самолета, его вооружения, уязвимости и способности самозащиты самолета противника. Во всех случаях стремиться к внезапной и стремительной атаке, использовать высоту и скорость.
Самолеты-разведчики выгодно атаковывать с задней полусферы, транспортные и связные самолеты – с бреющего полета, используя дли скрытого подхода рельеф и фон местности.
9. «Охотники»-истребители, встретив большую группу бомбардировщиков, по своей малочисленности (пара «охотников») не всегда уверенно могут расстроить строй бомбардировщиков и поэтому атаку строя не производят, а отыскивают отставшие и подбитые самолеты и уничтожают их.
10. При встрече с группой бомбардировщиков с истребителями прикрытия «охотники»-истребители внезапной атакой сбивают истребителей прикрытия, а при выгодном положении атакуют и бомбардировщиков на большой скорости с последующим уходом вверх или проскакиванием вниз.
11. Наиболее выгодно уничтожать бомбардировщиков противника на их территории, когда они возвращаются на аэродром. Внимание и осмотрительность нарушены, большая вероятность встречи отстающих и подбитых.
12. Атака самолетов над аэродромом оказывает большое моральное воздействие на противника. Главное при «охоте» за самолетами на аэродроме не обнаружить себя до момента атаки, всемерно использовать внезапность удара сверху или снизу с бреющего полета. При посадке атаковыватъ последние оставшиеся самолеты на кругу, при взлете атаковывать первые взлетающие.
Бить взлетающие самолеты лучше после их отрыва.
V. Подготовка истребителей-«охотников»
1. Подготовкой истребителей-«охотников» лично руководит командир авиаполка.
2. Программа подготовки должна включить в себя вопросы:
а) Летная подготовка:
– тренировка в технике пилотирования и маршрутных полетах;
– полеты в сложных метеорологических условиях;
– тренировка в стрельбах по наземным и воздушным целям;
– высотная подготовка.
б) Наземная подготовка:
– изучение организации и тактики противника и боевых порядков его войск;
– фоторазведка, изучение района действий;
– штурманская и метеорологическая подготовка .
3. Истребитель-«охотник» постоянно должен информироваться авиационным штабом в изменениях наземной и воздушной обстановки, о группировке противника, дислокации ВВС и наземных войск противника в районе «охоты» – системе ПВО, службе ВНОС.
Начальник штаба 3-го истребительного авиакорпуса
полковник БАРАНОВ
|