II. Наведение ИА при помощи станции РУС-2 и МРУ-105 Общие положения
8. Наведение истребителей на самолеты противника с помощью станций РУС-2 или МРУ-105 производится непосредственно с КП аэродрома.
9. Аэродрому ИА для наведения придается станция РУС-2 или МРУ-105. Эта станция только в свободное от наведения время может получить задание по общему наблюдению за воздухом.
10. Станция РУС-2 или МРУ-105, приданная аэродрому, располагается на расстоянии 1-4 км от аэродрома.
11. Станция РУС-2 или МРУ-105, приданная аэродромам для наведения ИА, должна всегда находиться в полной боевой готовности. Время для запуска станции не должно превышать 1 1/2-2 минут.
Каждая выделенная для наведения станция РУС-2 или МРУ-105 связывается с КП своего аэродрома прямой проволочной связью.
Для переговоров дежурного на КП аэродрома с оператором станции устанавливаются телефонные гарнитуры.
12. Для обеспечения своевременной информацией о воздушной обстановке и получения боевых распоряжений от командования КП аэродрома обеспечивается прямой телефонной связью со штабом старшего авиационного начальника (КП общевойскового начальника ПВО) и ближайшим РП или БП ВНОС.
13. На КП аэродрома истребительной авиации организуется рабочее место для оперативного дежурного по наведению, где должны быть: кодированная карта (с калькой), телефонная гарнитура для связи со станцией РУС-2 или МРУ-105, телефонные аппараты для прямой связи согласно п. 12, телефонный аппарат для связи с аэродромной радиостанцией, выносной микрофон от радиостанции, телефонный аппарат для связи с местом стоянки дежурных истребителей, линейка с масштабом расстояний, треугольник, транспортир на 360° и авиационная счетная линейка.
На карте должны быть нанесены радиальная сетка с центром месторасположения станций, а также зоны ожидания (зоны боя ИА).
14. На КП аэродрома для наведения ИА на противника в воздухе должны быть выделены опытные штурманы, способные решать задачи встречи. Они должны отлично знать всю организацию системы наведения станциями РУС-2 или МРУ-105, тактико-технические данные РУС-2 и МРУ-105, порядок работы станций и весь личный состав, участвующий в работе по наведению.
15. Летчики-истребители должны быть ознакомлены с общим порядком наведения, работой станций РУС-2 или МРУ-105, отлично знать зоны ожидания, их номера и свои обязанности при выполнении маневра для встречи с противником.
16. Наведение истребителей в воздухе осуществляется при помощи аэродромной радиостанции, а при необходимости – радиостанциями соответствующих взводных, ротных и батальонных постов ВНОС.
17. Для наведения истребителей выделяется специальная волна. Станции должны иметь по возможности кварц на волну наведения. Настройка приемно-передающих самолетных радиостанций на волну наведения должна систематически проверяться на земле. При следовании самолета в зону ожидания (зону боя ИА) истребители должны проверить настройку приемника по сигналам настройки аэродромной радиостанции.
18. Летчики-истребители, поднявшись в воздух на встречу с противником, должны быть в постоянной готовности к радиоприему с КП аэродрома отдаваемых приказаний.
19. При организации наведения истребителей с КП аэродрома с помощью станций РУС-2 или МРУ-105 необходимо установить для истребителей зоны ожидания. В назначенную зону ожидания (зону боя ИА) истребители выходят немедленно после подъема со своего аэродрома. В зависимости от обстановки истребители могут направляться с земли сразу на перехват противника, без захода в ту или иную зону ожидания. Зоны ожидания должны быть удалены от аэродрома не менее 15 км, так как станции РУС-2 и МРУ-105 имеют мертвую зону с радиусом порядка 15 км, где самолеты не просматриваются.
20. Истребители, направленные в зону ожидания, выходят из нее по приказанию с аэродрома или по личной инициативе в случаях встречи с противником.
Порядок наведения
21. На КП аэродрома ведется карта воздушной обстановки по данным, получаемым из штаба старшего авиационного начальника (КП общевойскового начальника ПВО), от ближайших РП или БП ВНОС и от соответствующих станций РУС-2 или МРУ-105.
22. При обнаружении воздушного противника на подходе к району действий истребительной авиации, базирующейся на данном аэродроме, оперативный дежурный КП аэродрома отдает приказание начальнику станции РУС-2 или МРУ-105 включить станцию и взять цель для наблюдения.
Одновременно отдаются приказания соответствующим радиостанциям включить передатчики для работы по наведению истребителей, находящихся в воздухе.
23. Подъем ИА в воздух навстречу обнаруженному противнику производится или по приказанию старшего авиационного начальника или командиром части ИА самостоятельно, если предварительно на это имеются соответствующие указания старшего начальника.
24. О движении самолетов противника и своих истребителей (азимуты и расстояния от станции до самолетов) дежурный оператор станции РУС-2 (МРУ-105) докладывает по телефону ОД КП аэродрома.
Все засечки цели оператор на станции РУС-2 или МРУ-105 производит по заданию оперативного дежурного.
25. По данным, поступающим со станции РУС-2 (МРУ-105), дежурный штурман решает задачу встречи.
Дополнительные данные о противнике (тип самолета, высота цели, количество самолетов) оперативным дежурным учитываются по данным, поступающим к нему от штаба старшего авиационного начальника (КП общевойскового начальника ПВО или ближайших РП и БП ВНОС).
26. После того как определена вероятная (расчетная) точка встречи, микрофоном через аэродромную радиостанцию передается приказание истребителям для выхода их на перехват противника. Приказание по радио повторяется 2-3 раза подряд.
27. Если после переданного предыдущего приказания истребителям противник резко меняет курс, то истребителям в воздухе передается новое приказание изменить курс и выходить в новую расчетную точку встречи.
28. При подходе истребителей к противнику (что видно на экране станции РУС-2 или МРУ-105) об этой передается предупреждение истребителям.
Начальник штаба войск ПВО территории Страны генерал-майор НАГОРНЫЙ
Военный комиссар штаба войск ПВО территории Страны полковой комиссар ПЕТРОВ
Начальник штаба управления ИА ПВО территории Страны полковник ПЕСТОВ
|