Использование ночных истребителей с прибором «Я свой самолет» в зоне зенитного огня должно сопровождаться твердой дисциплиной в проведении совместных боевых действий с наземными войсками. Истребительные экипажи при этом обязаны точно выполнять команды авиационного командира, находиться в строго заданном районе, следовать по указанному маршруту на скомандованной высоте и непрерывно держать по радио связь с землей для передачи необходимых сигналов наземным средствам. Зенитная артиллерия и зенитные прожекторы обязаны принимать и быстро исполнять сигналы самолетов о прекращении огня или луча.
Основная масса ночных истребителей с прибором «Я свой самолет», действующих в зоне ЗА, предназначается для воздействия по освещенным зенитными прожекторами целям и частично для наведения на противника с помощью радиолокаторов СОН-2.
При действии истребительной авиации в зоне огня зенитной артиллерии в ночных условиях преимущество в ведении боя по неосвещенной цели необходимо представлять зенитной артиллерии, так как истребительная авиация ввиду недостаточного совершенства способов наведения ночью эффективного воздействия по невидимой цели оказать не сможет. В этом случае преимущество в ведении боя остается за зенитной артиллерией до момента, когда цель будет освещена зенитными прожекторами, т.е. до того момента, когда большую эффективность в борьбе с самолетами противника смогут сыграть наши истребители, находящиеся в выгодных условиях невидимости и внезапности для воздействия на противника.
Организация взаимодействия средств ПВО в одной зоне днем в облачную погоду также представляет некоторую сложность в использовании наиболее эффективного средства обороны – истребительной авиации. Эта сложность в использовании ИА при сплошной облачности находится в прямой зависимости от процента облачности, толщины облаков и их высоты.
В практике боевых действий Ленинградской армии ПВО отмечен ряд случаев, когда противник, действуя из дальних аэродромов (до 200-250 км от пункта), бомбил город при наличии низкой сплошной облачности без выхода из-за облаков.
В этом случае вся тяжесть отражения налетов ложилась на зенитную артиллерию.
В отдельных случаях, при наличии высокой облачности и невозможности использования аэростатов заграждения, истребители поднимались в воздух для действий под облаками, но воздействовать на противника не смогли, так как последний действовал исключительно из-за облаков.
Использование истребителей за облаками с обеспечением ориентирования их по специальным аэростатам, поднятым для этой цели за облака. практического применения не имело.
Причиной ограниченного использования истребительной авиации днем в облачную погоду являлось:
– наличие в районе пункта низкой сплошной облачности толстого слоя;
– трудность ориентировки истребителей за облаками и невозможность осуществления управления из-за отсутствия данных о местонахождении;
– близость линии фронта и наличие опасности потери ориентировки с уходом истребителей на территорию противника и выходом их под облака;
– непродолжительность времени полета имеющихся на вооружении истребителей из-за малого запаса горючего и возможности вынужденных посадок (аварий) с уходом от своих аэродромов при действии за облаками.
Отражение дневных налетов при наличии сплошной облачности с использованием истребительной авиации возможно при наличии на вооружении специальных истребителей с продолжительностью полетного времени до двух часов и организации управления ими за облаками с помощью радиопеленгаторов по примеру управления истребителями в ночных условиях с помощью СОН-2.
При наличии высокой облачности с некоторыми просветами возможно использовать истребительную авиацию для действий за облаками, за зоной огня зенитной артиллерии. В зону огня ЗА возможно направлять за облака только истребителей с приборами «Я свой самолет» для использования их, как в ночное время, по невидимой цели.
Во всех случаях отражения дневных налетов в облачную погоду необходимо стремиться использовать аэростаты заграждения с подъемом их в нижнюю кромку облаков, что не даст возможности самолетам противника производить прицельное бомбометание с выходом под облака.
Использование аэростатов заграждения днем в безоблачную погоду с подъемом на полный потолок, в условиях близости фронта от Ленинграда, практикой не оправдано, так как противнику удавались поджигать пулеметными очередями значительное количество поднятых аэростатов специально выделенной группой истребителей.
В этих условиях возможно использовать аэростаты для отражений налетов авиации противника на малых высотах (бреющий полет) с подъемом одновременно всех дежурных точек строго на заданную высоту (не более 1000-1500 м).
Действие истребительной авиации в зоне поднятых аэростатов заграждения на малую высоту и одинаковую для всех постов не вызывает никаких трудностей, так как высота подъема АЗ известна летному составу и, кроме того, истребительные экипажи легко могут ориентироваться при полетах личным наблюдением за аэростатами.
II
Организующим началом взаимодействия средств ПВО в первую очередь являются тщательно разработанные документы, излагающие суть взаимодействия и регламентирующие действия всех родов оружия при их совместной боевой работе.
Такие документы должны отражать, с одной стороны, взаимодействие средств ПВО внутри данного соединения и, с другой, – взаимодействие с соседними районами (зонами) ПВО.
Документы по взаимодействию не должны излагать готовых решений и предусматривать определенные шаблоны и варианты, подходящие для всех возможных случаев взаимодействия средств ПВО в процессе их боевой деятельности.
Таких вариантов в боевой жизни может быть бесконечно большое количество и предусмотреть их заранее каким-либо документом не представляется возможным.
Командир, возглавляющий часть или подразделение, обязан осуществлять взаимодействие с другими ротами оружия ПВО, в каждом отдельном случае сообразуясь с конкретной обстановкой, условиями погоды и состоянием боеготовности своих войск.
Таким образом, документы по взаимодействию должны излагать основные принципы организации взаимодействия родов войск и являться материалом для разумного решения этих задач офицерами в процессе боя.
Эти документы должны являться своего рода пособием в решении тактических задач при организации воздушного боя, предусматривающих широкую инициативу у командира.
Задачи штабов соединений ПВО будут состоять в том, чтобы до боя простейшими документами четко спланировать боевое использование различных средств ПВО и руководить войсками в процессе боя, своевременной и грамотной постановкой задач.
В управлении войсками штабы должны обеспечить безотказную, слаженную работу всех органов управления, состоящую в быстроте и своевременности постановки задач на ведение боя и непрерывности взаимоинформации сверху вниз и снизу вверх об обстановке и действиях своих средств.
Это достигается:
– правильных размещением штаба на командном пункте для управления боем и надлежащей организацией связи;
– четкой и слаженной работой штабов взаимодействующих родов войск;
– непрерывностью и четкостью работы действующей связи штабов, взаимодействующих между собой родов войск.
Условия скоротечного боя ПВО требуют обязательной слаженности в работе всех органов управления войсками.
С этой целью необходимо во всех случаях командиру соединения (части) истребительной авиации находиться на командном пункте общевойскового командира ПВО (начальника ПВО пункта) с обязательной зрительной и голосовой связью друг с другом. Командные пункты прожекторных частой (подразделений) также размещать совместно с начальниками родов войск, действия которых они обеспечивают: командиров подразделений световых прожекторных полей – на КП истребительной авиации, а командиров подразделений ЗПр зоны зенитной артиллерии – на КП артполков и дивизионов.
Организация связи и командных пунктов в войсках по родам оружия будет различной. Наиболее сложной и характерной будет организация командного пункта зенитно- артиллерийского полка.
Практика показывает, что командир зенитно-артиллерийского полка и дивизиона обязан, как правило, руководить своими войсками в ходе боя с наблюдательного пункта, т.е. с такого места, откуда командир может лично (полностью или хотя бы частично) наблюдать за полем боя.
Следовательно, организация связи командного пункта зенитно-артиллерийского полка должна соответствовать этой идее осуществления управления войсками в бою.
В практике боевой работы зенитно-артиллерийских полков армии оправдало себя наличие командных и «оперативных» линий связи. Командные линии связи наведены по линии наблюдательных пунктов командира с уха на ухо от командира полка к командиру дивизиона и от последнего к командиру батареи. Наличие этой линии связи, свободной от всех других загрузок (линии идут напрямую), дает возможность командиру лично и быстро отдать приказ (команду) нижестоящему командиру на ведение боя.
«Оперативные» линии связи связывают штабы (оперативные группы) и дают им возможность вести «черновую» работу по сбору сведений об обстановке, о действиях своих войск и готовить решение командиру в зависимости от складывающейся обстановки.
Командир обязан со своего наблюдательного пункта непрерывно держать связь (голосовую или громкоговорящую дуплексную) со своим начальником штаба, возглавляющим работу оперативной группы.
Весьма ценной является связь зенитно-артиллерийских полков с соседними полками.
Эта связь должна проходить, помимо всякого рода коммутаторов, непосредственно в оперативные комнаты КП полков и по возможности от соседей справа, слева и спереди.
Наличие связи взаимодействия с соседями даст возможность своевременно получать данные об обстановке и при необходимости получать заблаговременно входные данные для стрельб.
Армия ПВО с сентября 1943 г. осуществляет взаимодействие своих средств ПВО на основе инструкции по взаимодействию, объявленной приказом войскам армии № 055 от 1.9.43 г. (Инструкция по взаимодействию высылается одновременно с этим материалом.)
В практике боевой работы инструкция по взаимодействию проверена недостаточно из-за отсутствия налетов авиации противника на город, но проведенные с этой целью учения подтверждают реальность ее основных положений.
Начальник штаба Ленинградской армии ПВО полковник ПРИВАЛОВ
|