Авиация Второй мировой |
Четыре пишем, два в уме.Очень многие воздушные победы оплотов Люфтваффе не выдерживают объективной проверки.Александр МардановВо второй части рассматривается более поздний промежуток времени - 1942 - начало 1943 года. К тому времени немцы, как говорится, «вошли во вкус», начале приукрашивать и преувеличивать свои успехи в еще большей степени. Среднее завышение стало почти четырехкратным. Поэтому мы слегка изменили название, чтобы сделать его более соответствующим содержанию материала. Двадцать пятого апреля 1942 года наши авиачасти на Сервере потерь не имели, но гораздо более тяжелым для них выдался следующий день. В 10:36 для прикрытия Мурманска с аэродрома «Шонгуй» взлетели по тревоге четыре «харрикейна» из 769-го ИАП, ведущий старший политрук Анохин, ведомые младший лейтенант Березовский, сержанты Ключенко и Булычев. В 10:58 звено получило сообщение с КП 122-й ИАД о подходе на высоте 3000 - 3500 метров самолетов противника: 12 Ju 88 в сопровож-дении восьми Me 109 и Me 110. Наше звено в это время находилось на высоте 1500 метров под верхним слоем облаков. Командир дивизии приказал пробить облачность, набрать высоту 4000 м и не допустить врага к охраняемому объекту. Четверка истребителей, внезапно вынырнувшая из облаков и не замеченная «мессершмиттами», приблизилась на дистанцию 300-400 метров к бомбардировщикам. Сократив дистанцию, «харрикейны» открыли огонь. Атака оказалась для противника внезапной, бомбардировщики, сбросив бомбы на сопки, рассыпались и стали поодиночке уходить на запад. «Мессершмитты», летевшие выше и восточнее наших перехватчиков, бросились на выручку своих «подзащитных». Попав под их удар, четверка «харрикейнов» встала в оборонительный круг. Имея численное превосходство, вражеские истребители все же разорвали наш строй и зажали в «клещи» ведущего группы старшего политрука Анохина. Его «Харрикейн» после ряда попаданий вспыхнул и потерял управление. Летчик выпрыгнул из кабины, но немцы решили добить его, несколько раз обстреляв купол парашюта. Многочисленные пробоины в куполе увеличили скорость снижения, но, к счастью, летчик при приземлении отделался лишь ушибом и временной потерей сознания. В результате боя поврежденным оказался также «Харрикейн» младшего лейтенанта Березовского. У него было разбито хвостовое оперение и повреждены рулевые тяги. Но истребитель смог сесть на аэродроме «Арктика», а позже был отремонтирован. Таким образом, четверка истребителей своими смелыми действиями отразила налет на Мурманск и, возможно, нанесла повреждения вражеским бомбардировщикам, хотя и ценой потери одного самолета. Примерно в это же время с аэродрома «Арктика» взлетели по тревоге три «харрикейна» 768-го ИАП, ведущий звена - старший политрук Савчишкин, ведомые старший лейтенант Иванов и младший лейтенант Торгачев. Это звено перехватчиков встретилась с группой Me 109, вероятно, выполнявших функцию отсечения. Между ними произошел воздушный бой, в ходе которого наши летчики наблюдали, что один «Мессершмитт» ушел на запад со снижением и дымом. Своих потерь не было, но «Харрикейн» Савчишкина получил несколько пробоин. В 10:33 для прикрытия аэродромов в воздух были подняты флотские истребители. Пятерка «харрикейнов» 2-го ГКАП, патрулируя на высоте 4000 метров, получила сигнал идти на перехват самолетов противника в район Мурманска, где уже действовали истребители 122-й ИАД. Над облаками в районе Роста группу атаковали шесть Me 109 и с первой атаки сбили младшего лейтенанта Полякова. Неуправляемый «Харрикейн» вошел в штопор, летчик выпрыгнул с парашютом. Старший лейтенант Обувалов сверху-сзади с дистанции 80 метров открыл огонь по «Мессершмитту». Самолет противника со снижением вошел в облачность, а спускавшийся на парашюте лейтенант Поляков увидел, как чей-то истребитель взорвался в воздухе под нижней кромкой облаков. Однако немецкие данные не подтверждают потерь истребителей 26 апреля. Возможно, Поляков видел взрыв собственного «Харрикейна». Таким образом, в воздушных боях в районе Мурманска приняли участие 12 «харрикейнов» 122-й ИАД ПВО и ВВС Северного флота, а со стороны противника - истребители 5-го, 6-го и 8-го отрядов 5-й эскадры. Налет на город был отражен, но наши потери составили две машины. По результатам боев немецким пилотам 5-го и 8-го отрядов было засчитано пять сбитых самолетов. Лейтенант Дан пополнил свой счет сразу на три «харрикейна», унтер-офицерам Вайничке и Бартельсу записали по одному. Факты | Документы | Моторы | Асы | РТЭ и РЛЭ | НИИ ВВС КА | Документы 1938 1938.12.15 | 1940.04.14 | 1940.10.02 | 1940.11.05 | 1941.06.18 | 1941.06.19 | 1941.06.20 | 1941.07.28 | 1941.08.19 | 1942.07.28 | 1942.09.09 | 1943.05.14 | 1943.06.09 | 1943.07.07 | 1943.10.08 | 1943 Тактика | Сборник №7 Сборник 7 | |