Авиация Второй мировой |
Четыре пишем, два в уме.Очень многие воздушные победы оплотов Люфтваффе не выдерживают объективной проверки.Александр МардановИнтересно, что после этого проигранного немцами боя на счету фельдфебеля Мюллера откуда-то появилась очередная победа - еще один якобы сбитый «Харрикейн»... Но, 26 мая Мюллер добился реальных успехов. В тот день его счет пополнился тремя «харрикейнами». Наши дневные потери составили четыре самолета данного типа, так что эти победы можно считать подтвержденными. Утром 28 мая для ударов по аэродромам «Луостари» и «Хебуктен» вылетели две группы советских бомбардировщиков в сопровождении истребителей. Первая группа -девять СБ 137-го КСБП в сопровождении 11 «аэрокобр» и семи Р-40 во главе с майором Рейфшнейдером -из-за плотной облачности не смогла выйти на «Луостари» и сбросила бомбы на запасную цель - склады в районе Титовки. По пути группа встретила четыре Me 109, которые пытались атаковать бомбардировщики, но были отогнаны истребителями. Все наши самолеты благополучно вернулась на свои аэродромы, но, несмотря на это, унтер-офицеру Шумахеру из 7-го отряда засчитали два «сбитых» «харрикейна». По «Луостари» отбомбилась вторая группа - семерка Пе-2 из 608-го ББАП в сопровождении 10 Р-40 20-го ГИАП. «Петляковы» с высоты 1800 метров сбросили по стоянкам самолетов 12 ФАБ-250, четыре ФАБ-100 и четыре ФАБ-50. В районе цели они под огонь зениток, повредивших один бомбардировщик. Не дотянув до своего аэродрома, Пе-2 разбился при посадке в 10 км от Зимней Мотовки, экипаж погиб. В свою очередь немцы 28 мая совершили два безрезультатных налета на мурманский порт. При их отражении истребители 122-й ИАД заявили об уничтожении трех бомбардировщиков Ju 87, один из которых подтверждается немецкими данными: Ju 87 №5709 из l/StG5 разбился на вынужденной посадке в районе Западной Лицы (повреждения - 100%). Тем временем, шесть «аэрокобр» 19-го ГИАП в районе Кола на высоте 4000 метров вступили в воздушный бой с истребителями прикрытия - шестью Me 109F и тремя Me 109E из 6-го отряда. После этого боя было немецким пилотам засчитали три «сбитых» советских истребителя: фельдфебелю Мюллеру - Р-40 и «Харрикейн», унтер-офицеру Дебриху - один «Харрикейн». В действительности же немцам удалось лишь повредить «Аэрокобру» капитана Кутахова, который сел на вынужденную и вернулся в часть, а самолет впоследствии был восстановлен. В тот же день штаб Мурманского дивизионного района ПВО сделал характерный вывод: «Противник, неся потери от ПВО, производит беспорядочное сбрасывание бомб». Во второй половине дня советское командование организовало силами ВВС 14-й армии, ВВС СФ и 36-й авиадивизии дальнего действия налет сразу на два аэродрома противника. На бомбардировку «Луоста-ри» около 16.часов вылетели девять СБ 137-го КСБП. Для прикрытия этих старых бомбардировщиков использовался более сильный наряд истребителей, чем при сопровождении групп Пе-2. Эскортировали СБ две группы: непосредственного прикрытия и ударная (семь Р-40 и столько же «аэрокобр»). В кабинах «киттихауков» и «аэрокобр» сидели опытные воздушные бойцы, многие из которых имели на счету по несколько сбитых самолетов: майоры Зайцев, Шевченко, капитаны Никитин, Павлов, Карпенко, старшие лейтенанты Миронов, Фомченков, Габринец, Кривошеее, Семеньков, Дмитрюк, лейтенанты Фатеев, Ибрагимов и Кузнецов. Для отсечения истребителей противника от бомбардировщиков при их возвращении с задания, в район озера Нялъявр вылетели 11 «харрикейнов» 78-го ИАП ВВС СФ. В 25 километрах от цели наши летчики заметили 12 немецких истребителей и передали экипажам СБ: «Справа самолеты противника, возвращайтесь обратно». Бомбардировщики все же пытались прорваться, но им в лоб зашли шесть «мессершмиттов». Головной СБ капитана Плотникова получил повреждения и с подбитым мотором развернулся назад. Ему удалось нормально сесть на своем аэродроме. Остальные бомбардировщики, тем временем, продолжали полет к цели. В бой вступили истребители сопровождения. Через пару минут к немцам подошло подкрепление: еще 12 Me 109E и Me 109F 6-го отряда, которые возвращались с боевого задания по сопровождению «юнкерсов» в район Мурманска. Положение значительно осложнилось, так как противник получил численное превосходство. Во второй атаке немцы подбили СБ капитана Володина, после чего группе СБ пришлось развернуться обратно. Немцы не отставали и на обратном пути подбили еще один СБ. Истребители 19-го ГИАП изо всех сил пытались защитить бомбардировщики. Они в течение 20 минут вели тяжелый неравный бой, сбив два Me 109. Их падение наблюдали посты ВНОС. По немецким данным, в воздушном бою в районе Урд-озеро был потерян Bf 109F-4 унтер-офицера Эндерле (самолет разбит, пилот выжил). Еще один Bf 109F-4 №10135 получил тяжелые повреждения и разбился на вынужденной посадке. Гвардейцы тоже понесли потери: были подожжены Р-40 лейтенантов Кузнецова и Фатеева. Пилоты вышли из боя и сумели перетянуть через линию фронта, а затем выпрыгнули с парашютами. На следующий день оба вернулись в часть. Досталось и «Аэрокобре» младшего лейтенанта Габринца. Летчику удалось привести израненную машину на базу, но на посадке он подломил шасси. Из трех подбитых СБ один совершил вынужденную посадку и сгорел в районе Юркино (экипаж спасся). СБ капитана Володина с пробитой гидросистемой и перебитыми тягами руля направления сел на аэродроме «Мурмаши», не выпуская шасси. Таким образом, наши безвозвратные потери составили один СБ и два Р-40. Еще несколько машин получили повреждения различной степени тяжести. Факты | Документы | Моторы | Асы | РТЭ и РЛЭ | НИИ ВВС КА | Документы 1938 1938.12.15 | 1940.04.14 | 1940.10.02 | 1940.11.05 | 1941.06.18 | 1941.06.19 | 1941.06.20 | 1941.07.28 | 1941.08.19 | 1942.07.28 | 1942.09.09 | 1943.05.14 | 1943.06.09 | 1943.07.07 | 1943.10.08 | 1943 Тактика | Сборник №7 Сборник 7 | |