Авиация Второй мировой |
МАРК СОЛОНИН И БОЕВОЙ РАЗВОРОТВладимир ИвонинКонечно, набивая в текстовом редакторе литературные сочинения, имея лишь книжные представления об описываемом явлении, не всегда можно прийти к верным выводам чисто умозрительно, пытаясь мыслить логически. Но в данном-то случае что помешало Марку Семёновичу поглядеть военную кинохронику – кадры фотокинопулемётов? В сети Интернет этого добра предостаточно. (Не говоря уже о существующей более десяти лет удивительной возможности прочувствовать все закономерности воздушного боя при помощи авиасимуляторов). Рассуждая о воздушном бое, Марк Солонин пишет очевидную вроде бы вещь: «Прежде всего необходимо обеспечить превышение». Конечно же, превышение даёт огромное преимущество, сводящее на нет превосходство противника в тяговооруженности. Пикирование на летящего ниже врага позволяет очень быстро и до больших значений увеличить скорость своего самолёта (и, сближаясь, выходить в удобную для стрельбы позицию), а после атаки так же быстро уйти вверх. Но беда в том, что даже имея превосходство в скороподъемности (и других технических характеристиках самолета), далеко не всегда можно заполучить перед боем превышение. Например, при сопровождении ударных самолётов (весьма распространенная у советской истребительной авиации задача), обеспечить это желанное тактическое преимущество было, как правило, невозможно, так как нельзя отрываться от охраняемых штурмовиков или бомбардировщиков (иначе теряется зрительная связь с ними, что ведет к невыполнению задачи). Вражеские истребители перед атакой будут забираться повыше, а истребители сопровождения соревноваться с ними в скороподъемности и играть в «кто выше заберется» не имеют права и практически всегда ведут бой в условиях, отнюдь не способствующих наращиванию личного счета. Действия сопровождающих истребителей сводятся к тому, чтобы все атаки противника на охраняемые ударные самолеты встречать заградительными трассами пуль и снарядов, выпущенными далеко не с самых выгодных ракурсов и дистанций (да и времени на прицеливание и стрельбу будет мало, так как атакующий проскакивает на заметно большей скорости, развитой на пикировании). Вероятность сбить или серьезно повредить атакующий истребитель при этом невелика. Но её вполне хватало, чтобы заметно снизить результативность атакующих врагов или вообще заставить их отказаться от намерений вступать в бой. Да, пилоты «Яков», занимавшиеся в основном прикрытием «Илов», не могут похвастать большими счетами сбитых самолетов противника. Но результат их работы заключается прежде всего в увеличении живучести штурмовиков (количества самолето-вылетов на одну свою потерю). Аналогично и для другой массовой задачи советской истребительной авиации – прикрытия войск и важных объектов: желание забраться повыше, чтобы в выгодных условиях встретить немецких истребителей («расчищающих небо» перед появлением своих ударных самолетов) вступало в противоречие с необходимостью держаться на высотах вероятного появления вражеских бомбардировщиков. (При наличии достаточных сил этот вопрос решался эшелонированием истребителей по высоте и «разделением обязанностей»: одни сковывают вражеских истребителей, другие тем временем атакуют бомбардировщиков). В общем, для разных задач истребительной авиации характерна различная вероятность уничтожения самолетов противника. И далеко не для всех задач количество сбитых самолетов является основным результатом. Кроме того, состав задач истребителей и доля затраченных на них самолето-вылетов в ВВС разных стран отличается очень сильно. Но Марк Семёнович, не понимая этого, оценивает эффективность действий истребительной авиации и отдельных лётчиков-истребителей (разных стран, в разных сражениях – тема сравнений и оценки проходит через всю книгу) исключительно на основе соотношения потерь самолетов (вражеских и своих) и простейших функций от числа сбитых (например, количество вылетов на один сбитый вражеский самолет или на одну свою потерю). Впрочем, это заблуждение настолько популярно, что упрекать Марка Семёновича в данном случае не стоит. Факты | Документы | Моторы | Асы | РТЭ и РЛЭ | НИИ ВВС КА | Документы 1938 1938.12.15 | 1940.04.14 | 1940.10.02 | 1940.11.05 | 1941.06.18 | 1941.06.19 | 1941.06.20 | 1941.07.28 | 1941.08.19 | 1942.07.28 | 1942.09.09 | 1943.05.14 | 1943.06.09 | 1943.07.07 | 1943.10.08 | 1943 Тактика | Сборник №7 Сборник 7 | |