Авиация Второй мировой
На главную   Поиск на сайте
 
РТЭ и РЛЭ Як-9 Техническое описание

Самолет Як-9

Временное техническое описание

Оборонгиз 1944

ВООРУЖЕНИЕ САМОЛЕТА

Вооружение самолета состоит из синхронного пулемета, стреляющего через плоскость, ометаемую винтом, и пушки, стреляющей через полый вал редуктора мотора. Оружие пристрелено на дистанцию 400 м сходящися веером как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях.

Спуск пулемета электропневматический, спуск пушки — электромеханический. Перезаряжание пулемета и пушки — пневматическое (рис. 65).

Сжатый воздух для спуска пулемета и перезаряжания оружия поступает через крестовину из общей пневмосистемы самолета. Сжатый воздух для перезаряжания находится в трехлитровом баллоне, установленном слева под пулеметом и укрепленном хомутами к трубам каркаса фюзеляжа и моторамы. Сверху на баллоне укреплены пневмокраны перезаряжания, управляемые из кабины.

Пулеметная установка

Пулемет расположен в передней части фюзеляжа над левым блоком мотора и крепится к пулеметной ферме. Пулемет монтируется на двух креплениях. Основным креплением является перед нее, имеющее откатное устройство для частичного поглощения силы отдачи при выстреле. На переднем креплении смонтированы качалки синхронного привода.

Заднее крепление позволяет регулировать пулемет в горизонтальной и вертикальной плоскостях на ±1°, что обеспечивает пристрелку оружия. При откате пулемета под действием силы отдачи заднее крепление служит направляющей.

Синхронный привод выполнен так, что при откате пулемета регулировка тяг не нарушается.

Патронная коробка легкосъемная и крепится к фюзеляжу и к горловине звеньеотвода с правой стороны пулемета. Питание пулемета осуществляется через горловину патронной коробки (рис. 66). Стреляные гильзы отводятся через гильзоотвод прямоугольного сечения. Звенья отводятся по звеньеотводной трубе. Звенья и гильзы собираются в общий сборник, расположенный за передним лонжероном крыла.

Газы отводятся через газоотводную стальную трубу, в которую входит передний конец ствола пулемета. Газоотводная труба укреплена стальными регулируемыми кронштейнами к трубе, установленной на блоке мотора.

Верхняя кнопка на ручке управления самолетом включает электромагнит ЭЛС-1, открывающий пневмокран впуска сжатого воздуха в цилиндр спуска. От штока последнего идет тросовая проводка к спусковому рычагу пулемета и к пальцу включения синхронизатора С2К-26.

Пневмокран перезаряжания включается ручкой, помещенной на левой панели приборной доски. Ручка соединена с рычагом пневмокрана тросом в боуденовской оболочке.

Момент синхронного выстрела регулируется по середине лопасти винта с допуском ±10 мм.

Пушечная установка

Пушка установлена в развале блоков мотора на заднем креплении, которое связано с картером двумя шпильками. Ствол пушки отирается на втулку, помещенную в задней части картера редуктора. Крепление пушки регулировки не имеет. Ось ствола пушки расположена параллельно оси вала редуктора с превышением на 9 мм.

Ограждающая редуктор труба соединена с храповиком запуска мотора и вращается вместе с винтом.

Патронная легкосъемная коробка расположена над пушкой. Питание производится через лоток, установленный на пушке (рис. 70).

Звенья собираются в звеньесборник, установленный с правой стороны пушки. Гильзы отводятся по гильзоотводу в гильзозвеньесборник пулемета. Передняя кнопка на ручке управления самолетом, нажатая предохранительным рычажком, откинутым вперед, включает электромагнит ЭЛС-1. Шток включенного электромагнита через двуплечую качалку тянет трос спуска пушки, открывающей стрельбу.

Пневмокран перезаряжания включается ручкой, помещенной на правой панели приборной доски и соединенной с рычагом пневмокрана тросом в боуденовской оболочке.

Пушка перезаряжается сжатым воздухом, поступающим из баллона через открытый пневмокран перезаряжания и фильтр-клапан в газовый цилиндр пушки.

Установка прицела

Прицел (рис. 71) установлен под козырьком фонаря перед летчиком. Крепление прицела допускает его регулировку. Кронштейн крепления приварен к середине поручня на каркасе фюзеляжа. К кронштейну прицела прикреплена предохранительная подушка. Прицел имеет подсвет. Лампочка подсвета включается в электросеть самолета через штепсельное соединение на правой панели доски приборов.

ОБОРУДОВАНИЕ

Оборудование самолета состоит из оборудования кабины, приборов контроля работы мотора, аэронавигационного оборудования, кислородного оборудования, радиостанции и электрооборудования.

Кабина летчика (рис. 72)

Оборудована кабина летчика необходимыми приборами и рычагами управления с учетом максимального удобства пользования ими, а также компактного и стандартного их расположения на приборной доске и по бортам кабины.

На приборной доске установлены следующие приборы:

№ п/п Наименование Тип Примечание
1 Высотомер на 12 000м Двухстрелочный
2 Компас КИ-11
3 Указатель скорости УС-800
4 Указатель поворота УП-1
5 Вариометр ВР-30 Без сосуда Дюара
6 Часы АВР
7 Мановакуумметр До 160 см рт. ст.
8 Тахометр электрический ТЭ-22
9 Трехстрелочный моторный индикатор С компенсированиым бензоманометром
10 Аэротермометр воды Жидкостный
11 Манометр пневмосистемы На 60 am
12 Вольтамперметр ВА-140

Бензиномеры установлены на бензобаках. Указатели, бензиномеров видны из кабины через окна в обшивке крыла, закрытые плексигласом. Приборная доска состоит из трех самостоятельных панелей. Боковые панели из трехмиллиметрового балинита жестко укреплены шурупами к штапикам дуги фонаря и поперечной трубе фермы фюзеляжа.

На левой панели установлены: кислородный прибор; кран подъема и выпуска шасси с предохранителем; переключатель магнето; две кнопки электродистанщюнного управления заслонкой водорадиатора (при установке APT); кнопка пусковой катушки; две лампочки злектросигнализащин выпущенного положения шасси; контрольная кнопка сигнализации шасси; рукоятка пневмоперезаряжания пулемета и ручка управления трехходовым бензокраном.

На правой панели установлены: штепсельная розетка подсвета прицела; манометр пневмосистемы; аэротермометр воды; вольтамперметр; рукоятка пневмоперезаряжания пушки; приемник (радиостанции и микротелефонный щиток.

Центральная панель приборной доски, выполненная также из трехмиллиметрового балинита, подвешена на четырех амортизаторах типа Лорд. На ней смонтированы все приборы, чувствительные к толчкам и вибрациям. Прицел и компас, установленный на приборной доске, имеют индивидуальный подсвет. Остальные приборы освещаются двумя кабинными лампами, расположенными на правом и левом бортах кабины. Вдоль бортов кабины, приблизительно на уровне сидения, расположены панели пультов. Система пультов обеспечивает удобное расположение оборудования в кабине.

На левом пульте установлены: сектор переключения скоростей нагнетателя; сектор нормального газа, управления шагом винта и высотного корректора; кран щитков; кран сети пневмосистемы и кран зарядки аварийного баллона.

На правом пульте расположены: кран запуска мотора; штурвал управления заслонкой водорадиатора с указателем (если нет APT); манометр и кран аварийного выпуска шасси; заливной шприц; ручка управления масляным инжектором и кран разжижения масла. Красный рычаг аварийного открытия замков шасси, указатель положений заслонки водорадиатора (при установке APT) и присосок кислородной маски помещены около пульта на правом борту. На правом борту кабины, около доски приборов, установлен штурвал управления заслонкой маслорадиатора. Штурвал управления триммерами руля высоты установлен на левом борту, около приборной доски, над пультом. Кассетка поправочного графика (девиация компаса) закреплена сзади электро щитка на левом борту. Ручка управления стопором костыля находится слева около сидения летчика. Кобура сигнального пистолета КП-4 прикреплена слева к полу кабины. Патронташ на семь ракет укреплен на левом борту.

На ручке управления самолетом смонтированы кнопки электроуправления огнем с предохранителем и рычаг управления тормозами, соединенный с клапаном ПУ-6 тросом в боуденовской оболочке. Клапан ПУ-6 укреплен на полу.

Педали ножного управления регулируются на два положения. Сидение летчика состоит из двух основных частей: бронеспинки, неподвижно прикрепленной к фюзеляжу, и фибровой чашки сидения, регулируемой по высоте (на земле). На бронеспинке имеется мягкая подушка. Чашка сидения монтируется на сварных кронштейнах, укрепленных на каркасе фюзеляжа. Боковые привязные ремни прикреплены к чашке сидения, а плечевые — к бронеспинке.

Кабина имеет вентиляцию. Под передним стеклом козырька фонаря установлена управляемая из кабины заслонка. При открытии заслонки струя свежего воздуха попадает в кабину через патрубок, расположенный над доской приборов. Пол кабины — деревянный легкосъемный и крепится к трубам каркаса фюзеляжа. Для обзора задней полусферы к верхней трубке каркаса козырька подвешено зеркало (рис. 73) на шарнирном кронштейне.

Кислородное оборудование

Обеспечивает дыхание летчика на высотах 4500-5000 м.

Смонтированное на самолете оборудование состоит из следующих элементов:

№ п/п Наименование Тип Примечание
1 Кислородный прибор КПА-3бис
2 Кислородный баллон Четырехлитровый Углеродистой стали или хромансилевой
3 Присосок С резиновой заглушкой
4 Дыхательный шланг с соединительным штуцером
5 Трубопроводы 5-3 Высокого и низкого давления

Кислородный прибор установлен на левой палели приборной доски. Кислородный баллон монтируется в наклонном положении на раскосе фюзеляжа между второй и третьей рамами у левого борта за сидением летчика.

Баллон укреплен на двух кронштейнах к каркасу фюзеляжа. Хомуты кронштейнов имеют легкоразъемные шарнирные замки.

Проводка аэронавигационных приборов

Установленный на приборной доске указатель поворотов соообщается через регулятор вакуума с трубкой Вентури, укрепленной на левой нулевой нервюре крыла (рис. 74). Трубка Вентури помещена внутри зализа крыла. В зализе сделано отверстие, которое поступает воздух во входное отверстие трубки Вентури выходящий воздух отсасывается через имеющиеся неплотности в хвостовой части крыла.

Указатель скорости, высотомер и вариометр соединены с трубкой Пито, укрепленной слева в носке крыла.

На нулевой нервюре проводка имеет разъем, осуществляемый дюритовыми соединениями и тройниками с отстойниками.

Радиооборудование

На самолете предусматривается установка приемо-передающей радиостанции типа РСИ-4 (рис. 75)*

Радиостанция, (коротковолновая, телефонная, симплексная) РСИ-4 имеет плавный диапазон, рассчитанный на следующие фиксированные волны:

У передатчика ....... 140 — 200

У приемника.......... 150 — 240

Приемо-передающая радиостанция состоит из следующих элементов: приемника РСИ-4, передатчика РСИ-3, умформера передатчика РУ-45А, умформера приемника РУ-11А, микротелефонного щитка, соединительных кабелей питания, антенного устройства и шлемофона.

* - На некоторых самолетах устанавливается полностью приемо-передающая радиостанция, на остальных только радиоприемная станция. Установка передающей станции идет в счет перегрузки.

Металлизация

С основной системой — фюзеляжем — крыло соединено через болты стыковых узлов. Металлизация системы бензопитания также присоединена к общей системе. Для соединения радиопередатчика и умформеров с массой самолета к трубе фермы фюзеляжа, над панелью, крепления радиоаппаратуры, приварены две клеммы. На вилке хвостового колеса укреплен штырь заземления.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Источниками питания электросети (рис. 79) на самолете является генератор типа ГС-10-350 и аккумуляторная батарея типа 12А-5. Генератор ГС-40-350 укреплен на фланце картера редуктора мотора и рассчитан на совместную работу с регуляторной коробкой РК-12Ф-350. Для снижения радиопомех, создаваемых генератором, в цепь генератор — регуляторная коробка включена коробка фильтров КФ 10-350. Регуляторная коробка и коробка фильтров установлены на общем кронштейне с левой стороны редуктора мотора.

Аккумулятор в контейнере установлен на деревянном полу в отсеке между четвертой и пятой рамами фюзеляжа. Подход к аккумулятору обеспечивается через бортовой люк. Аккумулятор присоединяется к общей самолетной сети, штепсельным соединением. Это облегчает монтаж и демонтаж, а также позволяет использовать розетку аккумулятора при его зарядке, а вилку сети— для проверки сети в аэродромных условиях.

Когда аккумулятор снят, во избежание короткого замыкания вилку вставляют в холостые гнезда на полу аккумулятора.

Вольтамперметр, установленный на правой панели приборной доски, включен в сеть через шунт на 30 а*.

* В современном обозначении "изобретатель" тока господин Ампер пишется с большой буквы :-), прим. админ.

Потребители электроэнергии

1. Комплект АНО состоит из двух бортовых и одного хвостового огня. Бортовые огни типа БС-42 (лампочки на 10 вт в 5-ваттной колбе) установлены на концах носков крыла и закрыты бесцветным плексигласом, выдавленным по форме концевого обвода крыла.

Хвостовой огонь ХС-39 (лампочка на 5 вт) представляет собой патрон, заделанный в заднюю кромку руля поворота.

2. Кабинное освещение и освещение приборов. Кабина и приборы, расположенные на приборной доске, освещаются двумя 5-ваттными лампами в арматурах КЛС-39. Арматура ламп смонтирована на специальных крышках, прикрепленных к бортам кабины замками типа Дзус.

Компас и прицел имеют индивидуальный подсвет.

3. Система световой сигнализации шасси состоит из:

а) двух сигнальных ламп ОСЛ-42 с зелеными светофильтрами, загорающихся при выпущенном положении шасси;

б) двух концевых выключателей ВК-41, сигнализирующих крайнее выпущенное положение шасси; концевые выключатели крепятся к кронштейнам на подъемниках шасси;

в) контрольной кнопки ламп сигнализации 204К; кнопкой 204К проверяют исправность ламп сигнализации.

4. Система зажигания. Пусковая катушка КП-4716 укреплена на левом подкосе мюторамы. Высокое напряжение от пусковой катушки снимается левым рабочим магнето. При. запуске ротора система зажигания включается пусковой кнопкой, смонтированной на левой панели приборной доски. Переключатель магнето позволяет включать в систему левое и правое магнето или оба вместе.

5. Обогрев трубки, Пито на 40 вт, включаемый при низких температурах атмосферного воздуха.

6. Радиостанция. Электроток от сети подается через разъемные штепсельные розетки к умформерам.

7. Электроспуск вооружения. Ток подведен к кнопкам спуска на ручке управления самолетом.

8. Электромеханизм автомата APT-41, регулирующего температуру воды.

Внешние различия самолетов Як-9

Внешние различия самолета Як-9

Рис. 85. Внешние различия самолетов Як-9.

А - Як-9 по 24-ю серию вкл. Прямая мачта антенны. Большая крышка над запасным отсеком. Две верхних крышки капота. Одна откидная панель фюзеляжа.

Б - Як-9Т. Наклонная мачта антенны. Небольшая крышка лючка для подхода к рации. Три верхних крышки капота. Две откидных панели фюзеляжа. Ствол пушки выходит за габарит храповика.

В - Як-9 с 25-й серии. То же, что у Як-9Т, только ствол пушки за габариты храповика не выходит.

Форум

©AirPages
2003-