Авиация Второй мировой
На главную   Поиск на сайте
 
Асы Форум

Гесь Григорий Иванович

Гесь Григорий Иванович

Гесь Григорий Иванович

Родился 07.04.1916 г. в с. Васильевка Днепропетровской области в семье рабочего. Украинец.

В 1930 г. окончил 7-летку. Затем работал зав. Клубом, бухгалтером в родном селе. В 1936 – 37 гг. – начальник вокзала в г.Артёмовск (Донецкая обл.).

С сентября 1937 г. в РККА. В 1938 г. окончил Читинскую школу младших авиационных специалистов. В 1938 – 40 гг. – моторист Батайской ВАШП, В 1941 г. окончил Батайскую ВАШП, затем был оставлен в ней лётчиком-инструктором.

В 1943 – 1946 гг. – лётчик 4-го ЗАП (Приволжский и Харьковский ВО), занимался переучиванием пилотов на истребители Як-7 и Ла-5.

С 04.11.44 по 26.12.44 был направлен на боевую стажировку в действующую армию на 2-й Украинский фронт, в 178-й ГИАП, где в должности командира звена участвовал в боях в Венгрии.

Совершил 21 б/в, провёл 5 воздушных боёв, в которых в группе сбил 2 самолёта противника.

После окончания ВОВ с марта 1946 г. – в составе 176-го ГИАП (324-я ИАД). С апреля 1947 г. – командир звена. С августа 1950 г. – военный лётчик 2-го класса, с октября 1950 г. – первого класса, старший лейтенант. С ноября 1950 г. – зам. командира аэ по лётной части.

Во время войны в Корее – капитан, зам. командира, затем командир аэ 176-го ГИАП 324-й ИАД (командир – 3-жды ГСС Кожедуб И.Н.).

За период с апреля 1951 по февраль 1952 г. выполнил около 120 б/в, лично сбил 8 самолётов противника:

1) 09 апреля 1951 г. – В-26. В этот день группа капитана Шеберстова атаковала одиночный В-26, бомбивший ж/д станцию в районе Ансю. Атака выполнялась последовательно самолётами группы: Сначала огонь вели Субботин и Милаушкин с дистанции 800 м, в результате чего наблюдали попадания снарядов в самолет противника. Из атаки пара Субботина вышла боевым разворотом вправо. После этого Б-26 был атакован парой Геся с дистанции 600 м сверху-сзади под R-2/4. Огонь вел Гесь, в результате чего наблюдал пожар на самолете противника, который упал в районе горы Бате-Дзан (10-15 км юго-восточнее Ансю). Победа записана на счёт капитана Геся.

По данным американской стороны в этот день действительно была отмечена атака на B-26B № 44-34547 из 729 BS, 452 BW в районе к северу от Синанджу. Опять таки работали 4 МиГ-а, добившись попаданий. На помощь коллеге пришли "Сейбры", отогнав противника, а поврежденный самолет дотянул до одной из авиабаз на территории Кореи. В дальнейшем борт был восстановлен и потерян окончательно 29 сентября 1951 г. при полёте к цели (команда в составе Capt Minter C. Terry, 1Lt Robert Adams, 2Lt Eugene E. Strope, PFC Norris A. Solem имеет идекс MIA) без участия МиГов.

Отмеченный в KORWALD за этот день ещё 1 борт В-26, будто бы пострадавший от огня МиГов, на самом деля является ошибкой - В-26 № 44-34447 был поставлен в Турцию и эксплуатировался там с бортовым номером 7438. В Корее не был никогда.

2) 12 апреля 1951 г. – В-29. Этот день вошёл в историю как первый «Большой день» Бомбардировочного командования США. Чёрный день. Группа из 39 В-29 (8 из 19-й БАГ, 12 из 307-й БАГ и 19 из 98-й БАГ) под прикрытием F-84 из 27-й ИАГ и F-86 из 4-го ИАКр (36 Б-29, 34 Ф-86 и 54 Ф-84 (цифры в разных источниках разнятся, эта приведена из дневника Стретмейера "The Three Wars"). "Сейбры" осуществляли прикрытие сверху, "Тандерджеты" ставили заслон непосредственно рядом с бомбардировщиками на высоте около 9 000м) предприняла попытку разрушить мост через р. Ялуцзян. На перехват были подняты МиГи 324-й ИАД.

По результатам боя советским пилотам засчитано 10 В-29 и 4 F-80.

Гесь атаковал 3 бомбардировщика, огонь вёл с дистанции 600 – 400 м и в двух случаях наблюдал попадания: В.Набока, "Натовские ястребы..»: "..Пара Геся атаковала противника вслед за ведущей парой Шеберстова. Вначале ведущий атаковал замыкающий Б-29, ведя огонь с дистанции 600-400 м, а затем вторую атаку произвел по левому ведомому бомбардировщику (оба из первого звена), отмечая попадания в обоих случаях своих снарядов. После этого пара Геся вышла вверх и произвела третью атаку по правому ведомому Б-29 второго звена сзади-справа, но безрезультатно. Из атаки пара вышла разворотом вправо со снижением и направилась в район сбора..".

Достоверно известно, что безвозвратно потеряны 4 В-29 – 3 в день боя и один списан позже. Ещё 6 получили повреждения различной тяжести. Суммарные потери личного состава достигли 32 человек (22 погибло и 10 взято в плен). В ходе боя американским летчикам-истребителям занесены на счет 2 сбитых, 2 предположительно сбитых и 14 поврежденных (!). Сюда же надо добавить заявки стрелков Б-29 (4 сбитых, 4 вероятно и 1 поврежденный). Реально же повреждения получили 5 МиГ-15, но все они были восстановлены.

Итак,потери ВВС США:

- B-29A № 44-69682, 19th BW, 93rd BSq -Attacked by 15-20 MiGs, No. 2 engine and then entire wing caught fire, exploded, crashed into mountain, tail gunner of B-29 6323 observed crash, no parachutes observed (KORWALD)

«..Самолёт (командир экипажа Lt. Col. Douglas H. Hatfield) был атакован в 10:18 на пути к цели, когда шел в группе. МиГ зашел сверху-справа, со стороны солнца. В результате попадания снаряда 37-мм в район двигателя произошло воспламенения топлива и затем взрыв в воздухе. Разрушившийся самолет перешел в спираль и упал в горном районе. Как минимум троим членам экипажа удалось спастись на парашютах, попав в плен (правда из плена вернулись только двое).» Этот борт пилотировал ветеран ВМВ, кавалер DISTINGUISHED FLYING CROSS W/3 OAK CLUSTERS, BRONZE STAR W/OAK CLUSTER, AIR MEDAL подполковник Хэтфилд.

Есть только одно описание достоверно неуправляемого падения атакованного В-29. Все остальные либо просто дымили, либо где-то там горели, либо что-то ещё, но ПАДАЛ, падал ТОЛЬКО ОДИН! И этот один описан ТОЛЬКО в одной атаке - атаке группе Сосковца, точку в которой поставил Фёдор Шебанов. Значит именно эта группа сбила машину Хэтфилда.

- B-29A № 44-86370, 19th BW, 93rd BSq - Damaged during MiG attack, No. 1 engine caught fire, ditched, debris and oil slick found, no parachutes observed, extensive SAR effort negative - 12 погибших (KORWALD)

"..Самолет (командир экипажа Maj. Anaclethe P. Decesare) наблюдали после поражения МиГ-ами шедшим со снижением и дымом в сторону залива. Подбитого напарника сопровождал Б-29 (командир экипажа Capt. Charles H. Mullin). В 10:13 с борта подбитого бомбардировщика сообщили о решении садиться на воду. Касание моря произошло в 10:18L, в месте с координатами 38 48'СШ, 124 32'ВД. Спасательные команды обнаружили кроме нефтяного пятна еще 2 спасательных плота и 1 малый плотик (все пустые).."

Наши лётчики только в двух случаях указали конкретно, что подбитый В-29 ушёл в залив - Кочегаров и Достоевский.

Ключевым здесь является время поражения В-29, которое явно было около 10:08-10:10. Судя по нему - это вообще первая потеря американцев, т.к. даже В-29 Хэтфилда был потерян позже (10:18). Известно, что именно звено Иванова-Кочегарова ПЕРВЫМ из советских пилотов вообще открыло огонь, а Достоевский стрелял существенно позже. Таким образом следует считать, что борт № 44-86370 майора Десезаре сбил именно ст.л-т Кочегаров.

- B-29A № 44-87618, 19th BW - Heavy battle damage due to AAA and MiG-15s, damage included No. 2 & 4 engines out, hydraulic system shot out, crash landed at Seoul Municipal Airport, salvaged, no personnel losses (KORWALD).

"..Самолет (командир экипажа Capt. Wayne M. Pyles) шел №3 в звене из четырех машин на высоте 18 000 фт и был атакован в самом начале боя в 10:10L. Потерял последовательно двигатели №4 и №2, начались перебои с двигателем №3. Дальнейший полет продолжал со снижением и был дополнительно поврежден при вынужденной посадке в Кимпо. Действительно, самолет перевели в разряд тренажеров и как то переправили в Кадену. Через месяц ему в борт "впечатался" "Мустанг" и самолет был утилизирован..."

Это тот самый No Sweat стрелка Билли Бича, оставившего воспоминания об этом бое. Конкретное авторство установить не возможно. Скорее всего - коллективная работа. При анализе описаний весьма вероятным представляется действенной стрельба капитанов Субботина и Сучкова из группы Шеберстова.

- B-29A № 44-62252, 307th BW, 371st BSq - Tail section damaged by MiGs while attacking Sinuiju RR bridge across Yalu, crashed into hill near Suwon (10 mi S of Seoul) – KORWALD.

"..Этот самолет (командир экипажа Capt. James M. Chenault) выполнял задачу РЭБ, используя электронное оборудование и сброс диполей. Шел замыкающим во второй группе. Из-за проблем с двигателем Б-29 начал отставать от напарников. Что бы не тормозить всю группу было решено, что самолет "подхватит" третья группа идущая следом. Именно в промежутке, когда 44-62252 был один, его атаковали и подбили МиГ-и. Экипаж успешно покинул борт, но семь человек прыгавшие первыми приземлились на северо-корейской территории и попали в плен.."

Этому описанию вполне можно найти соответствие во всех советских источниках, например в работе Л. Крылова и Ю.Тепсуркаева «Сталинские соколы..»: "..капитан Назаркин атаковал "Суперфортресс с дистанции 600 м под ракурсом 1/4, дал три очереди и заметил, как загорелись оба правых мотора, после чего перенёс огонь на кабину лётчика и с дистанции 100-150 м дал последние три очереди, израсходовав весь боекомплект, после чего горящий В-29 с правым разворотом начал падать вниз.."

Кроме того повреждения получили ещё 6 В-29:

- B-29A № 44-61835, 19th BW, 30th BSq - Vertical stabilizer, cockpit windows damaged by MiGs, landed safely at emergency airfield (Suwon) in Korea (2 погибших, 1 ранен) – KORWALD

".. Самолёт (командир экипажа Capt. Howard R. Sproul) был атакован МиГ-ом в лоб сразу после сброса бомб и получил прямое попадание снаряда в кабину экипажа. В результате бомбардир погиб на месте, а командир и второй пилот были тяжело ранены. Оператор электронного оборудования ст.л-т Барретт (1st Lt. Cary H. Barrett) пробрался вперед и взял на себя управление самолетом. На пару со штурманом они привели Б-29 на передовую базу в Корее. За совершенный подвиг Барретт был награжден (Distingished Flying Cross). Повреждения оказались минимальными и самолет был введен в строй. Разбился 31.10.1951 г.."

В советском описании существует всего 2 момента встречной атаки на В-29 – пара Плиткин/Образцов и пара Мурашов/Фёдоров.

Мурашову победа не засчитана, а Образцову засчитана, но, видимо, не встречная.

- В-29А № 44-27288, 19th BW 30th BSq

- В-29А № 42-94062, 307th BW

И ещё 3 В-29 из 307th BW

3) 24 апреля 1951 г. – заявил F-86, но вёл огонь с большой дистанции - 1000 м, визуально картины поражения цели не отмечал.

Американская сторона отрицает потери и повреждения F-86 в этот день.

4) 09 мая 1951 г. – F-84. В этот день пилотами полка (Гесь, Шеберстов) заявлено 2 F-84: "..Вторая пара к-на Геся зашла в хвост второму Ф-84 и атаковала его сверху-сзади. Огонь вел наш ведущий с дистанции 250-400м длинными очередями. Этот «Тандерджет» тоже загорелся, а затем упал в 20 км юго-восточнее Тайсю..." (В.Набока).

Американцы признали факт повреждения 1 «тандерджета: "..На счет МиГ-ов достоверно можно занести повреждение одного F-84E 27 FEG (летчик Maj. Andrew J. Alexander). Поврежденный "Тандерджет" находился в замыкающем звене группы Red Cow, покидавшей район боя последней. В момент отхода от цели звено было атаковано 8 МиГ-ами, пикировавшими с большой высоты. Противник открыл огонь со значительной дистанции и только один из снарядов достиг цели. М-р Александер успешно совершил посадку на своей базе, а степень повреждений его самолета оценена как легкая..." Кто конкретно добился попаданий, сказать трудно, но, учитывая более короткую дистанцию стрельбы Геся, можно говорить о более вероятном его авторстве.

F-51D №45-11593

5) 20 июня 1951 г. – F-51. В ходе отражения налёта поршневых штурмовиков с короткой дистанции сбил F-51D №45-11593. «Мустанг» взорвался в воздухе, его пилот, капитан Дж. Колмэн (John J. Coleman), ветеран ВМВ, погиб. Пролетая через облако взрыва, получил повреждения и МиГ капитана Геся, что вынудило его выйти из боя и вернуться на свой аэродром. При осмотре были обнаружены пробоины в носовой части, правой плоскости, где застряли патроны с пулями из боекомплекта взорвавшегося «мустанга», была отбита правая часть стабилизатора с рулём высоты. За этот бой капитан Гесь был представлен комдивом Кожедубом к званию ГСС.

Печально, но два бывших союзника, ветерана ВМВ, воевавших с одним и тем же врагом, через 6 лет сошлись друг с другом и бой этот стал последним для одного из них... Личная карточка Джона Колемана:

CAPT JOHN JOSEPH COLEMAN

CAPT JOHN JOSEPH COLEMAN

DISTINGUISHED FLYING CROSS, TWO OAK LEAF CLUSTERS

39TH FIGHTER INTERCEPTOR SQUADRON

AIRCRAFT TYPE: F-51D, № 45-11593

HOSTILE, DIED WHILE MISSING (MIA)

REMAINS NOT RECOVERED

DATE OF LOSS: JUNE 20, 1951

SERVICE NUMBER: AO2045276

BORN: AUGUST 2, 1919

HOME OR PLACE OF ENLISTMENT; CLEVELAND, OHIO, CUYAHOGA COUNTY

LOCATION OR BATTLE ZONE: AT SEA

TOWN OR AREA: NEAR SINMI-DO

Comments: Captain Coleman was a veteran of World War II. In Korea he was the pilot of a F-51D Mustang night fighter with the 39th Fighter-Interceptor Squadron, 35th Fighter-Interceptor Wing. On June 20, 1951, while on a combat mission, he was attacked by two MiGs. His aircraft lost a wing and crashed into the bay near Sinmi-do, Korea. He was listed as Missing in Action and was presumed dead on January 31, 1954.

FINAL DISPOSITION DATE: JANUARY 31, 1954

KOREAN WAR PROJECT KEY NO: 5589

6) 9 сентября 1951 г. – F-86 в 20 км восточнее Тэйсю. США отрицают потери «сейбров» в этот день. Всего в этот напряжённый боевой день было заявлено 7 побед над F-86 (гв.кап.Гесь и гв.кап.Сучков из 176 ГИАП, кап.Иванов и ст.л-т Фукин из 196 ИАП, ст.л-т Хвостанцев и ст.л-т Волков из 17 ИАП и ст.л-т Самойлов из 523 ИАП). Потерян 1 МиГ-15 ст. л-та Андрушко.

По данным американской стороны, в 10:30, две группы F-86 общей численностью в 28 машин (лидеры групп: Col. Francis S. Gabreski и Lt.Col. Ben H. Emmert) вышли в район патрулирования к с.-в. от Синыйчжу. В последующие 25 минут американские летчики провели несколько очаговых боев с примерно 70 МиГ-ами, в результате которых было заявлено о уничтожении двух МиГ-15 и повреждении ещё одного. Два F-86 получили боевые повреждения, но смогли вернуться на базу (степень повреждений обоих указана как Major - тяжелая). Победы занесены на счета: Capt. Richard S. Becker - 1 сбит, 1st Lt. Ralph D. "Hoot" Gibson - 1 сбит + 1 поврежден.

При изучении обстоятельств боя можно с уверенностью говорить, что именно Бэккер сбил Андрушко, тогда как обе заявки Гибсона не подтверждаются. Что касается двух повреждённых «сейбров», то в ряде источников имеется информация, что один из них:

- F-86A № 49-1139, 4th Ftr-Int Gp, 334th Ftr-Int Sq, Severely damaged by MiG-15's

Вероятнее всего, что второй – какой-то из этих бортов (кто-то повреждён 9-го, кто-то 10-го):

- F-86A № 49-1227, 4th Ftr-Int Gp, 334th Ftr-Int Sq, Damaged by MiG's during dogfight

- F-86A № 49-1315, 4th Ftr-Int Gp, 334th Ftr-Int Sq, Damaged by MiG's during dogfight

Учитывая отсутствие чёткой картины описания заявок и повреждений американских самолётов на настоящий момент нет никакой возможности установить конкретное авторство.

7,8) 10 сентября 1951 г. Здесь ряд источников расходится по типам самолётов, записанных Гесю в победы. Так, И.Сейдов («Советские асы Корейской войны») говорит о F-80 и Глостер «Метеор», В.Набока («Натовские ястребы..) указывает на 2 Глостер «Метеор»,отрицая за Гесем заявку на F-80. В книге Л.Крылова и Ю.Тепсуркаева («Сталинские соколы..») говорится о заявке на 1 «Метеор»..

По американским данным в интервале времени 12:40 - 13:10, группа из 30 F-86 (лидер Col. Francis S. Gabreski) провела воздушный бой с 80 МиГ-ами на высоте 10200 м. В ходе боя было заявлено о повреждении двух самолетов противника. В свою очередь повреждения получил один F-86, который успешно вернулся на базу (степень повреждений не указана).

В этот же день 4 МиГ-а атаковали со стороны солнца группу F-80 в районе н.п. Юнгью-ри, но не добились результата и ушли в сторону Манчжурии. Ещё было столкновение группы F-84E с МиГ-ами в 16 км с.-в. Пхеньяна. Снова американская сторона обошлась без потерь, а своим летчикам было записано вероятное повреждение трех МиГ-ов.

Потери самолётов типа F-80 в этот день США отрицают. Командование RAAF также отрицает потери «Метеоров» в этот и ближайшие последующие дни.

Вернувшись из Китая продолжал службу в 176-ом ГИАП.

В ноябре 1953 г. майор Гесь окончил ВОЛТК в г. Таганрог, а затем направлен в 196-й ГИАП заместителем командира аэ.

С ноября 1954 г. – помощник комполка по огневой и тактической подготовке.

С мая 1957 г. майор Гесь в запасе.

Проживал в г. Электросталь Московской области.

Умер 07.01.1968 г.

Боевые награды: Герой Советского Союза (№ 10871 от 10.10.1951 г.), ордена Ленина (2), КЗ (3), медаль «За боевые заслуги».

Максим Гореленко, 14.04.2015

<< | >>

Форум

©AirPages
2003-