Бомбардировщики, штурмовики и истребители Германии и её противников.
1939-1945 годы. Тактические и оперативные показатели и критерии.
Константин Иванов и Владимир Георгиев, Болгария, 2013.
Введение
Причины, побудившие составить данный справочник и критерии оценки при его создании.
Уже более шестидесяти лет прошло со времени окончания Второй мировой войны, однако интерес к событиям и боевой технике тех лет только повышается.
Миллионы людей во всем мире проявляют неподдельный интерес к боевым самолетам Второй мировой войны. Вот почему о боевых самолетах написаны уже тысячи книг и статей, где о любом типе самолета можно найти исчерпывающую информацию о следующем:
- создание самолета и его развитие;
- модификации самолета и их особенности;
- произведенное количество самолетов, завод изготовления и заводские номера;
- боевое применение: где, когда, в каком количестве;
- боевая оценка со стороны летчиков;
- боевые достижения и боевые потери;
- полные технические данные;
- конструкция самолета, до мельчайших подробностей.
Там же о каждом типе самолета можно найти:
- огромное количество фотоснимков;
- изображения в трех проекциях;
- аксонометрические изображения - снаружи и в разрезе, многие из них в цвете.
Подобной информации и такого наглядного материала имеется уже так много, что наступило определенное "перенасыщение" этого материала.
И все же, большинство, интересующихся боевыми самолетами Второй мировой, имеющимся до сих пор материалом не удовлетворены.
Причина этого в том, что в упомянутых тысячах книг и статей, нет никаких данных, которыми можно было бы правильно оценивать качество данного самолета по его боевой эффективности при различных видах боевой деятельности, а так же правильно сопоставить его с другими самолетами.
Это огромнейший и непозволительный пробел, так как боевой самолет, ничем другим, кроме как оружием, по своей сути не является и знать его в этом качестве важнее всего!
Качество боевых самолетов Второй мировой войны с этой позиции зависит от многих тактических и оперативных показателей и критериев. В литературе до сих пор приводятся следующие числовые значения таких показателей:
- наибольшая скорость VM и высота полета H, на которой она достигается (очень часто эта высота не указывается);
- скорость на различных высотах полета, представленная графически (лишь для отдельных саолетов в некоторых публикациях на русском языке);
- скороподъемность S0* у земли;
- наибольшая высота полета (потолок) HM;
- дальность полета L без боевого резерва;
- общая масса бомб B (бомбовая нагрузка) бомбардировщика;
- количество, калибр и масса торпед торпедоносца;
- общая масса бомб, количество и калибр ракет, количество, калибр и боезапас стрелкового вооружения "воздух-земля" штурмовика;
- количество, калибр и боезапас стрелкового вооружения и ракет "воздух-воздух";
- масса и начальная скорость снарядов и пуль этого вооружения, а также ракет, скорострельность стрелкового вооружения, количество ракет в одном залпе (лишь для отдельных самолетов в некоторых публикациях на русском языке);
Убедительно можно доказать, что на основании числовых значений этих показателей совершенно невозможно оценить данный самолет, или сопоставить его с другими самолетами с позиции его боевой эффективности, если не попытаться ответить на следующие вопросы, оценивающие качество самолета:
- 1. Немецкий пикирующий бомбардировщик Ju 88 A-5 имеет: VM=468 км/час на высоте полета 2 км; скорости на высотах полета 0,1,2 .....6 км соответственно 425, 447, 468, 457, 461, 446, 397 км/час; S0=4,97 м/сек; HM=6,31 км; L=3240 км при B=2000 кг (бомбы для бомбометания с пикирования); вооружение "воздух-воздух": 5 пулеметов калибром 7,92 мм с боезапасом по 1250 патронов (масса пули 12,8 г, скорострельность 1600 выст/мин, начальная скорость 785 м/сек);
- 2. Непикирующий бомбардировщик USAAF B-17G Flying Fortress имеет: VM=460 км/час на высоте полета 7,62 км; скорости на высотах полета 0,1,2 .....8 км соответственно 384, 395, 407, 418, 429, 441, 448, 456, 421 км/час; S0=2,71 м/сек; HM=8,11 км; L=1320, 2140, 2980, 3810, 4640 км при B=9530, 7720, 5900, 4090, 2270 кг соответственно; вооружение "воздух-воздух": 13 пулеметов калибром 12,7 мм с боезапасом по 500 патронов (масса пули 44,3 г, скорострельность 650 выст/мин, начальная скорость 770 м/сек).
Вопросы:
Какое количество в числовом выражении имеют критерии оценки боевой эффективности Ju-88A-5 и B-17G и во сколько раз Ju-88A-5 превосходит B-17G и уступает ему в отношении:
- стратегической и тактической эффективности и бомбового вооружения, учитывая, что Ju-88A-5 сбрасывает свои бомбы на пикировании, а B-17G в горизонтальном полете;
- стратегической и тактической боевой эффективности при поражении наземных целей;
- стратегической и тактической боевой эффективности при боевом использовании;
- выносливости на обстрел (живучести самолета);
- эффективности оборонительного стрелкового вооружения "воздух-воздух" - на нормальной и на короткой боевой дистанции;
- боевой эффективности в воздушном бою с истребителями - на нормальной и на короткой боевой дистанции и на высотах полета 0,1,2,3... 6км;
- непоражаемости зенитным и артиллерийским огнем на этих высотах полета;
- 1. Немецкий истребитель Ме-109К-4 имеет: VM=728 км/час на высоте полета 6 км; скорости на высотах полета 0,1,2 .....12 км соответственно 600, 621, 644, 660, 680, 703, 728, 722, 712, 698, 678, 648, 576 км/час; S0=25,1 м/сек; HM=12,4 км; L=1010 км; вооружение "воздух-воздух": 1 пушка калибром 30 мм с боезапасом по 100 снарядов (масса снаряда 330 г, скорострельность 560 выст/мин, начальная скорость 990 м/сек) и два пулемета калибром 13,1 мм с боезапасом по 300 патронов (масса пули 34 г, наибольшая скорострельность 900 выстр/мин, начальная скорость 750 м/сек).
- 2. Истребитель USAAF P-51D Mustang имеет: VM=695 км/час на высоте полета 7,62 км; скорости на высотах полета 0,1,2 .....10 км соответственно 531, 559, 588, 620, 650, 644, 637, 673, 689, 662, 620 км/час; S0=10 м/сек; HM=10,9 км; L=2530 км; вооружение "воздух-воздух": 6 пулеметов калибром 12,7 мм (идентичные пулеметам B-17G) с боезапасом 4x400 + 2x270 патронов.
Вопросы:
a) Какое количество в численном выражении имеют Me 109K-4 и P-51D Mustang и во сколько раз Me 109K-4 превосходит P-51D или уступает ему в отношении:
- стратегической и тактической оперативности при боевом использовании;
- выносливости к обстрелу (живучести);
- эффективности стрелкового вооружения "воздух-воздух" на нормальной и на короткой боевой дистанции;
- боевой эффективности в воздушном бою с бомбардировщиками, штурмовиками и истребителями танков на нонрмальной и на короткой боевой дистанции и на высотах полета 0,1,2 ... 10 км;
- боевой эффективности в воздушном бою с истребителями на вертикалях при тех же условиях;
- боевой эффективности в воздушном бою с истребителями на виражах при тех же условиях;
- непоражаемости зенитным и артиллерийским огнем на высотах полета 0,1,2 ... 10 км;
b) Сколько Ме 109К-4 надо потерять и сколько надо использовать, чтобы в интервале высот полета 4-7 км, на нормальной и на короткой боевой дистанции сбить 100 истребителей P-51D:
- в воздушном бою на вертикалях;
- в воздушном бою на виражах;
Боевую квалификацию пилотов Me 109K-4 и P-51D Mustang принять одинаковой
с) Сколько P-51D надо потерять и сколько надо использовать, чтобы сбить 100 истребителей Me 109K-4 при тех же условиях.
d) Сколько P-51D можно сбить, если использовать в бою 100 Me 109K-4.
e) Сколько Me 109K-4 можно сбить, если использовать в бою 100 P-51D.
f) Сколькими снарядами своей пушки и сколькими пулями своих пулеметов Me-109 K-4 сможет сбить один P-51D.
g) Сколькими пулями своих пулеметов P-51D сможет сбить один Me 109K-4.
Очевидно, что ответив на эти 363 вопроса, можно полностью и всесторонне оценить и сопоставить боевую эффективность бомбардировщиков Ju-88A-5 и B-17G с одной стороны, и истребители P-51D и Me 109K-4 с другой.
Прим. админ. * здесь и далее по тексту скороподъемность S0 у земли по сути вертикальная скорость набора высоты Vy, измеряющаяся в м/сек.
Дата публикации на сайте: 06 06 2013
<< | >>
|