Авиация Второй мировой
На главную   Поиск на сайте
 
Боевые самолеты 1 МВ Истребители Боевые самолеты 2 МВ Содержание Германия Япония СССР США Великобритания Победы асов 2МВ Мощность ДВС Бронетехника Танки

Бомбардировщики, штурмовики и истребители Германии и её противников.

1939-1945 годы. Тактические и оперативные показатели и критерии.

Константин Иванов и Владимир Георгиев, Болгария, 2013.

Оценка боевой эффективности самолета

Из всего сказанного выше следует, что миллионы людей, интересующихся самолетами Второй мировой на самом деле не располагают необходимыми данными для анализа боевой эффективности самолета. Помимо приведения летно тактических данных, характеристик устойчивости и управляемости, самолет ни в одном источнике не оценивается с позиций его боевой эффективности.

Так же очевидно, что при определении этих самых летных характеристик самолета испытания его производились без учета реальных боевых условий и были направлены исключительно для получения максимальных желаемых величин. Практика не нова и причины этого очевидны.

Создание этого справочника - наша попытка оценить боевую эффективность самолета с вычислением условных коэффициентов боевой эффективности и качества самолета, оценивающих тот или иной критерий.

Сразу условимся, чем выше коэффициент, тем выше боевая эффективность самолета и при сравнении двух самолетов простое деление полученных коэффициентов позволит определить степень превосходства одного самолета над другим по вычисленным коэффициентам эффективности.

Каждый критерий качества самолета при оценке его боевой эффективности зависит от числовых значений нескольких показателей, степень значимости которых учитывается в степени данного значения. Рассмотрим эти коэффициенты более подробно.

1. Стратегический E1 и тактический E2 - критерии эффективности бомбардировщика при поражении бомбами наземных и морских целей. Е1 и Е2 пропорциональны выражениям:

N1 • La1 и N2 • La2,

где N1 и N2 - стратегический и тактический критерии эффективности бомбового вооружения бомбардировщика,

L - дальность полета

a1 и a2 - степени (a1 > a2);

2. Стратегический Е3 и тактический Е4 - критерии эффективности торпедоносца при поражении морских целей. Е3 и Е4 пропорциональны выражениям:

N4 • La1 и N4 • La2,

где N4 - критерий эффективности торпедного вооружения торпедоносца ;

3. Критерий F - эффективности штурмовика при поражении наземных и морских целей. F пропорционален выражению:

N3 • Ra3 : T0a4,

где N3- критерии эффективности бомбового, ракетного и стрелкового вооружения "воздух-воздух" штурмовика,

R - критерий выносливости самолета на обстрел (критерий живучести самолета)

T0 - время полного горизонтального виража у земли

a1 и a2 - степени;

4. Критерий G - эффективности истребителя танков. G пропорционален выражению:

P • Ra3 : T0a4,

где P - критерий эффективности противотанкового и ракетного вооружения истребителя танков ;

5. Критерий K - эффективности самолетов в воздушном бою. Критерий K пропорционален выражению:

Ma5 • Ra6 • Wa7 • V a8• S a9 : T a10,

где M- критерии эффективности стрелкового и ракетного вооружения "воздух-воздух", соответствующего виду воздушного боя и боевой дистанции,

R - критерий выносливости самолета на обстрел (живучести);

W - допустимая скорость пикирования; V - скорость; S - скороподъемность;

T - время полного горизонтального виража;

a5, a6, а7, а8,а9,а10 - степени, имеющие различные числовые значения для различных видов воздушного боя в соответствии значимости величин M, R, W, V, S и T в этих видах боя;

Для боевых самолетов Второй мировой войны должны быть введены критерии K для следующих видов воздушного боя:

  • Воздушный бой бомбардировщика, торпедоносца, штурмовика и истребителя танков с истребителем, вооруженным направленным неподвижным стреляющим вперед орудием "воздух-воздух".
  • Воздушный бой бомбардировщика с истребителем, вооруженным неподвижным, направленным круто вверх или вниз орудием "воздух-воздух". Например, истребитель летит горизонтально непосредственно под бомбардировщиком и поражает его направленным круто вверх вооружением (в Германии это вооружение называлось "поперечная музыка").
  • Воздушный бой истребителя с истребителем на вертикалях. В этом бою атакующий истребитель пикирует круто (лучше со стороны солнца по направлению их лучей) и опускается ниже противника, затем переходит в набор высоты и атакует его снизу (так атакуют акулы). После атаки, успешной или неуспешной, истребитель снова пикирует вниз и переходит в набор, очень быстро, за счет кинетической энергии пикирования, набирает высоту для новой атаки. Для успешного боя на вертикалях истребитель должен иметь большую скорость пикирования, при этом не превышать максимально допустимой приборной скорости для данного самолета.
  • Во вторую половину Второй мировой войны (в Германии еще с конца 1940г.) бой на вертикалях был основным видом боя между истребителями.
  • Воздушный бой истребителя с истребителем на виражах. В этом случае бой происходит на горизонтальных виражах. Атакующий истребитель стремится зайти незамеченным в хвост противника и атаковать его прямо сзади. Для успешного боя на виражах истребитель должен иметь малое время Т полного горизонтального виража при большой скорости V. (Часто утверждается, что он должен иметь очень малый радиус виража. Это неправильно. Малый радиус виража возможен при малой скорости по виражу и время виража растет).
  • Во первой половине Второй мировой войны (в Германии только до конца 1940г.) бой на виражах был основным видом воздушного боя между истребителями.

Критерии К имеют различные числовые значения:

  • на различных высотах полета Н, т.к. числовые значения V, S, и T на разных высотах тоже различны;
  • для воздушного боя на нормальной и на короткой боевой дистанции, т.к. числовые значения М на этих дистанциях тоже различны.

6. Критерий J - непоражаемости самолета зенитным и артиллерийским огнем. J пропорционален выражению:

R • Va11 • (H-1)a12,

где a11 и a12 - степени.

Числовые значения J очевидно различны на различных высотах Н.

7. Стратегический Q1 и тактический Q2 критерии оперативности при боевом использовании самолетов. Q1 и Q2 пропорциональны выражениям

VM • La1 и VM • La2,

Числовые значения степеней a1 и a2 принять на основаниии боевого опыта Второй мировой войны;

Упомянутые выше критерии N, P, M и R также впервые введены в этом справочнике. Эти критерии имеют весьма большую значимость для оценки боевой эффективности самолета, т.к. они учитывают соответствующие важные для боевой эффективности свойства самолета. Это подтверждается следующими примерами:

1. Критерии N1 и N2 эффективности бомбового вооружения бомбардировщиков учитывают:

a) общую массу бомб, которые сбрасываются на пикировании;

b) общую массу бомб, которые сбрасываются с горизонтального полета;

c) угол, под которым эти бомбы сбрасываются.

Значимость этого угла огромна. Важнейшие военные цели для бомбардировщиков во Вторую мировую имели ограниченные размеры, ибо стоящие рядом с военными объектами жилые дома военными целями не являлись!

Боевым опытом войны доказано, что при поражении целей с ограниченными размерами точность попадания и эффективность бомбы, сброшенной на пикировании под углом 80° в среднем в семь (!!) раз больше, чем той же бомбы, сброшенной с горизонтального полета. Вот почему пикирующие бомбардировщики были самым эффективным и результативным оружием Второй мировой войны.

Вот почему немецкие пикирующие бомбардировщики Ju 87D3 и Ju 88A-5 имеют соответственно N1=12600 и N1=14000, а непикирующий бомбардировщик USAAF B-29 Superfortress имеет N1=7080!

Дата публикации на сайте: 07 06 2013

<< | >>
Форум

©AirPages
2003-