Авиация Второй мировой
На главную   Поиск на сайте
 
Боевые самолеты 1 МВ Истребители Боевые самолеты 2 МВ Содержание Германия Япония СССР США Великобритания Победы асов 2МВ Мощность ДВС Бронетехника Танки

Бомбардировщики, штурмовики и истребители Германии и её противников.

1939-1945 годы. Тактические и оперативные показатели и критерии.

Константин Иванов и Владимир Георгиев, Болгария, 2013.

Примечания к введенным критериям и показателям

1. Каждый введенный критерий связан с каким-то свойством самолета по оценке его боевой эффективности. Числовое значение данного критерия указывает, насколько высоко качество самолета по отношению к свойствам, связанным с этим критерием. Следовательно числовое значение критериев можно рассматривать как своего рода очки или баллы качества - чем больше числовое значение критерия, тем выше качество.

2. Если взять сопоставляемые числовые значения какого-то критерия двух самолетов и большее значение разделить на меньшее, получится число h больше единицы, указывающее во сколько раз первый самолет превосходит второй, или уступает ему по отношению к свойствам, с которыми этот критерий связан. На высоте полета H=6 км, например, немецкий истребитель Ме 109К-4 (1.7.22) имеет К31=1330, а истребитель USAAF P-51D Mustang (2.4.15) имеет К31=452. Здесь h=1330:452=2,94 - указывает, что в воздушном бою на вертикалях, на нормальной дистанции и высоте полета Н=6 км Ме 109К-4 превосходит P-51D Mustang в 2, 94 раза.

3. Введенные критерии являются функциями различных показателей и других критериев. Критерий К боевой эффективности в воздушных боях, например, являются функции M, R, V, S, T - возведенные в различные степени в соответствии с их значимостью при различных видах воздушного боя.

4. Указанные в таблицах числовые значения для HM, J, K, S, T, V и VM валидны при следующих условиях:

  • масса самолета, соответственно определяется его средней массой, в которую у бомбардировщиков включается наибольшая масса бомб и НАР ;
  • двигатели самолета работают с наибольшей мощностью (поршневые двигатели) или с наибольшей тягой (реактивные двигатели); у поршневых двигателей все дополнительные средства форсажа (впрыск смеси метанола и воды, впрыск NO2), если таковые имеются, задействованы;
  • дополнительные топливные баки истребителей, если таковые есть, сброшены.

5. Числовые значения критериев К одного самолета и критериев E, K, M. N, Q различных самолетов можно сопоставлять, если критерии имеют одинаковые цифровые индекcы. Например, числовые значения критерия К11 какого-либо самолета можно сопоставлять только с числовыми значениями К11 того же самолета или других самолетов. Сопоставлять числовые значения критерия К11 с числовыми значениями критериев К12, К21, К31, К34, К41 и т.д. совершенно бессмысленно.

6. Числовые значения критериев К с одинаковым цифровым индексом можно сопоставлять или использовать другим образом не только на одной высоте полета Н, но также на определенных интервалах высот полета (ИВП). Для этого надо определить усредненные числовые значения критериев К. Например, для ИВП=4-7 км усредненные значения критериев К вычисляются по формуле:

где К(4), К(5), К(6) и К(7) - числовые значения критерия К на высотах полета Н = 4, 5, 6, 7 км.

7. Приведенные в таблицах числовые значения критериев К11 и К12 для бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей танков справедливы, если самолеты летают в тактически благоприятных, самооборонных формированиях.

8. Критерии К12, К22, К32 и К42 самолетов с реактивными двигателями являются больше теоретическими, чем практическими, так как из-за большой скорости и плохой регулируемости (приемистости) первых реактивных двигателей, сами рективные самолеты были ограниченно пригодны для воздушного боя на короткой дистанции.

Для чего можно использовать введенные критерии и показатели.

1. И так, наилучшие достигнутые числовые значения введенных критериев и показателей уже известны. Сопоставляя эти значения с числовыми значениями критериев и показателей, приведенными в таблице показателей какого-либо самолета, можно получить полноценную всестороннюю информацию о качественном уровне того или иного самолета с позиций его боевой эффективности.

2. При сравнении самолетов в ячейках таблиц будем иметь дроби, в числителе которого будет величина отношения преимущества одного самолета над другим, в знаменателе единица. При преимуществе второго самолета над первым уже в знаменателе будет величина отношений этих самолетов, в числителе единица. Мы это значение приняли ранее, как величину h.

Такая сопоставительная таблица позволояет полноценно и всесторонне сопоставить и оценить важнейшие свойства самолета с позиций его боевой эффективности.

Для примера рассмотрим ниже таблицу сопоставления двух истребителей Германии и США.


Me 109K - 4 / P-51D Mustang

М11=М31=М=41; 2,52/1;

R 1,00/1

W 1,04/1

LM 1/2,5

2/44-1/45

M12=M32=M42; 1,68/1

VM 1,05/1

HM 1,14/1

Me 109K - 4 / P-51D Mustang
H км 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
V 1,13/1 1,11/1 1,10/1 1,06/1 1,05/1 1,09/1 1,14/1 1,07/1 1,03/1 1,05/1 1,09/1
S 2,51/1 2,37/1 2,41/1 2,04/1 1,91/1 2,34/1 2,87/1 2,31/1 2,01/1 2,46/1 3,75/1
T 1/1,62 1/1,58 1/1,55 1/1,48 1/1,44 1,1,60 1/1,81 1/1,65 1/1,59 1/1,77 1/2,15
K11 3.20/1 3,15/1 3,09/1 2,98/1 2,94/1 3,11/1 3,32/1 3,08/1 2,97/1 3,11/1 3,43/1
K12 2,13/1 2,08/1 2,05/1 1,99/1 1,95/1 2,06/1 2,20/1 2,05/1 1,97/1 2,07/1 2,27/1
K31 2,64/1 2,52/1 2,40/1 2,19/1 2,08/1 2,46/1 2,94/1 2,42/1 2,15/1 2,50/1 3,37/1
K32 2,39/1 2,26/1 2,17/1 1,99/1 1,88/1 2,23/1 2,66/1 2,18/1 1,95/1 2,25/1 3,03/1
K41 3,65/1 3,41/1 3,20/1 2,83/1 2,62/1 3,37/1 4,40/1 3,38/1 2,94/1 3,68/1 5,72/1
K42 3,29/1 3,07/1 2,87/1 2,57/1 2,37/1 3,04/1 3,98/1 3,06/1 2,65/1 3,32/1 5,18/1
J 1,06/1 1,05/1 1,05/1 1,03/1 1,02/1 1,04/1 1,07/1 1,03/1 1,02/1 1,03/1 1,05/1

Приведенные в таблице числовые соотношения h/1 значений критериев К и М ясно указывают, что в каждом виде воздушного боя и по отношению эффективности вооружения самолету Ме-109К-4 сильно уступает P-51D. Очевидно, P-51D был далеко не лучшим истребителем Второй мировой войны, как это часто утверждается.

3. Используя числовые значения критериев К можно теоретически определить, сколько собственных самолетов-истребителей придется потерять в данном воздушном бою, чтобы сбить определенное количество самолетов противника. Для этого придется составить следующее равенство, теоретически справедливое для каждого воздущного боя:

K' • a' • x' = K" • a" • x"

где:

K', K" - числовые значения критериев К (соответствующих разновидностей воздушного боя на интервале высот Н) своих самолетов и самолетов противника;

a', a" - критерии средней боевой квалификации экипажей своих самолетов и самолетов противника

a', a" = 1,2,3,4,5; 1- низшая, 5 - высшая боевая квалификация;

x', x" - теоретически количество сбитых своих и самолетов противника.

Пример.

Сколько (x') Ме 262А-1в (1.7.34) теоретически придется потерять в воздушном бою на нормальной боевой дистанции, чтобы сбить (x") B-17G (2.1.2), летящих в тактически выгодном самооборонном формировании. При этом интервал высот полета ИВП = 4-7 км

a' = 4, a" = 3

Для этих интервалов высот полета Ме 262 1в имеет:

K11 = (4430 + 4280 + 4090 + 3850) : 4 = 4160 = K'

а B-17G имеет:

K11 = (2530 + 2460 + 2370 + 2240) : 4 = 2400 = K"

В соответствии с приведенным выше равенством

Ме 262-1в с ракетами R4M "воздух-воздух" был лучший самолет - истребитель для боя с четырехмоторными бомбардировщиками USAAF B-17G и все-таки пришлось бы потерять 43 реактивных мессера на 100 сбитых летающих крепостей, что не такой уж хороший результат. Теоретически оптимального результата можно было бы достичь, уничтожая американские крепости на их же аэродромах - потери пикировщиков были бы гораздо меньшие чем потери истребителей. *

4. Если в данном запланированном воздушном бою надо сбить x" самолетов противника и собственные теоретические потери x' уже определены, легко можно определить теоретически необходимое количество собственных самолетов - истребителей, которое надо использовать в этом воздушном бою. Для этого составляем следующее равенство:

y' = 2 • b'• x'

где b' = 1,2 - 1,33 - коэффициент надежности.

Пример.

Сколько немецких Ме 262А-1в надо использовать в рассмотренном примере 3,1 при b'=1,2

В этом случае x'=43, таким образом, чтобы сбить 100 B-17G надо использовать в воздушном бою

y' = 2 • b'• x' = 2 • 1,2 • 43 = 103 (Ме 262А-1в)

5. Если в данном воздушном бою использовались z' собственные самолеты - истребители с K' и a', также легко можно определить количество x" самолетов противника с K" и a", которые теоретически возможно сбить в воздушном бою. Для этого надо применить следующую формулу:

Пример.

z'=100 Ме 262А-1в ведут бой с B-17G USAAF на нормальной боевой дистанции на ИВП=4-7 км. Вопрос - сколько B-17G теоретически можно сбить, если a'=4, a"=3 и b'=1,2.

Из примера 3.1 известно, что K'=4160 и K"=2400

Следовательно:

6. Если числовые значения K' и K" собственных и вражеских самолетов, а также собственные x' и потери врага x" в данном воздушном бою известны, применяя равенство

K' • a' • x' = K" • a" • x"

легко можно определить соостношение a'/a" средней боевой квалификации своих и вражеских экипажей, а также соотношение a"/a' средней боевой квалификации (боевой выучке) вражеских и своих экипажей самолетов.

Пример.

В воздушном бою на вертикалях, на нормальной дистанции и в интервале высот полета ИВП=4-7 км сбиты x'=10 немецких истребителей Ме 109К-4 (1.7.22) и x"=34 USAAF истребителей Mustang (2.4.15).

Необходимо определить соотношения a'/a" средней боевой квалификации немецких пилотов и пилотов USAAF.

Определим числовые значения сражающихся на ИВП соответствующие критерии К:

К31(Ме 109К-4)=K'=(1310+1320+1330+1160):4=1280

К31(P-51D)=K"=(630+536+452+479):4=524

Определяемое соотношение a'/a" , будет:

Следовательно летчики Ме 109К-4 имеют в 1,39 раз большую квалификацию, чем пилоты P-51D.

7. Если числовое значеие критерия R какого-либо самолета разделить на числовое значение критерия "e" одной пули, снаряда или НАР, получается число, указывающее, каким количеством таких пуль, снарядов или НАР можно сбить этот самолет.

Пример.

Каким количеством немецких 20 мм (e=80,0) и 30 мм (530 g; e=305) снарядов можно сбить бомбардировщик USAAF B-17G. (2.1.2), у которого R=1590.

  • необходимое количество снарядов 20 мм:

    R : e = 1590 : 80,0 = 20

  • необходимое количество снарядов 30 мм:

    R : e = 1590 : 305 = 5

Полученные результаты подтверждаются боевым опытом.

Примечания к рассматриваемым самолетам

1. Рассматриваются бомбардировщики, штурмовики, истребители танков и истребители, использованные ВВС Германии, США (USAAF), Великобритании (RAF), СССР, Франции и Польши во Второй мировой войне.

2. Не рассматриваются:

  • самолеты морской авиации;
  • разведывательные, транспортные и учебные самолеты, использованные в качестве вспомогательных бомбардировщиков и штурмовиков;
  • опытные самолеты, которые до конца апреля 1945 года не поступили на войсковые испытания;

3. Самолеты USAAF B-29A, P-51H, P-61C и P-63A не применялись в воздушной войне против Германии. Однако их применение было вполне возможно, и поэтому эти самолеты также рассматриваются в качестве потенциального оружия противников Германии.

* Прим. админ: Из истории известно об одной такой успешной немецкой операции на советском аэродроме под Полтавой. При этой операции немцы не потеряли ни одного бомбардировщика.

Дата публикации на сайте: 10 06 2013

<< | >>
Форум

©AirPages
2003-