![]() |
Авиация Второй мировой |
![]() ![]() |
Ки-18
В организованном в 1934 году Императорской армией новом конкурсе истребителей компания Мицубиси первоначально не участвовала, тогда как Накадзима представила низкоплан с неубирающимися шасси (впоследствии получивший обозначение Ки-11), который внешне походил на Boeing P-26. Компания Кавасаки приняла участие в конкурсе с истребителем-полуторапланом, ставшим известным как Ки-10. Ки-11 несколько превосходил Ki-10 в скорости, но машина Кавасаки была маневренней. Однако на вооружение Императорской армии был принят, правда без особого энтузиазма, самолет Кавасаки под обозначением "истребитель тип 95". В это же время истребитель, созданный компаний Мицубиси по спецификации Императорского флота 9-си, показал выдающиеся характеристики и не только снискал уважение со стороны флота, но и армии. С согласия военно-морского флота армия заказала для оценки экземпляр истребителя спецификации 9-си (впоследствии A5M1, кодовое обозначение союзников Claude). Взамен флотских самолет, получивший обозначение Ки-18, должен был иметь армейские оборудование и системы. Отличия от флотской модели заключались в направлении движения дросселя (у армейских машин прямой ход рычага был для режима малого газа), установке стандартных армейских пулеметов, нового более длинного капота двигателя, а также для улучшения управляемости была увеличена площадь руля направления. Чтобы машина не зарывалась в пыль и грязь отнюдь не бетонных аэродромов Китая и Манчжурии также были установлены колеса увеличенного диаметра с соответствующими обтекателями. Обратное движение дросселя, вероятно, следовало из французского влияния. Вооружение по традиции состояло из двух пулеметов винтовочного калибра. Изготовление самолета было завершено в августе 1935 года, после чего вплоть до весны 1936 года машина проходила испытания в авиатехническом исследовательском институте в Тачикаве и в армейской летной школе Акено. По предложению инструктора летной школы Акено капитана Удзиро Мацумура (Capt Oujiro Matsumura) начале 1936 года двигатель Kotobuki 5 был заменен на Kotobuki 3. Безредукторный двигатель Kotobuki 3 оказался армейским предпочтением. Во время летных испытаний, проводившихся в основном капитаном Мацумара, на высоте 3050 метров была достигнута скорость 444 км/ч. На максимальной скорости высота 5000 метров достигалась за 6 минут 25,8 секунд. Испытания Ки-18 продолжались, пока истребитель во время вынужденной посадки не получил тяжелые повреждения. С точки зрения летавших на Ки-18 пилотов, самолету не доставало устойчивости и управляемости, но никаких изменений сделано не было. Тем не менее, во время испытаний в летной школе Акено Ки-18 получил отличные во всех отношениях оценки и было предложено запустить эту модель в серийное производство. Эти рекомендации летной школы Акено были противопоставлены оценки авиатехнического исследовательского института, выразившего недовольство двигателем, который был назван ненадежным. Поддержав претензии более старшей организации, воздушного штаб армии принял решение, что характеристики Ки-18 были недостаточны для принятия этого самолета на вооружение. Таким образом, было принято решение о проведении нового конкурса, для участия в котором были приглашены три авиастроительные компании. История Ки-18 закончилась после изготовления одного самолета и выражения недовольства со стороны воздушного штаба армии. Это вызвало удивление в компании Мицубиси, поскольку Императорский флот признал этот самолет революционным. С большой долей вероятности можно сказать, что к непринятию Ки-18 на вооружение привели бесконечные соперничество и ревность между армией и флотом. Тем не менее, эта машина поколебала "сухопутную" уверенность в том, что "хороший истребитель должен иметь два крыла", и именно на основе результатов испытаний Ки-18 были сформулированы требования на перспективный истребитель.
Ки-33
Для экономии времени прототипы Ki-33 решено было не строить "с нуля", а модернизировать два серийных истребителя A5M2a. Изменения коснулись лишь в установке более мощного двигателя Nakajima Ha-1-Ko мощностью 745 л.с, занявший место ранней версии этого же мотора - Nakajima Kotobuki 2 KAI 3b мощностью 690 л.с., стоявшего на A5M2a. Замена не представляла сложности, ввиду одинаковых габаритов моторов, являвшихся лишь разными версиями лицензионного английского Bristol "Jupiter". Также на Ki-33 было несколько увеличена площадь вертикального оперения для улучшения продольной устойчивости, а также несколько изменена форма закабинного гаргрота, обводы которого стали более прямыми вместо изогнутого профиля на A5M2a. Применен был закрытый фонарь кабины. Причем, сдвижная часть его открывалась движением вперед. Также были проведены мелкие внутренние доработки, аналогичные проведенным ранее на версии Ki-18, по замене морских приборов, вооружения на армейские и адаптации флотских систем управления армейским стандартам. Модернизации были завершены в начале лета 1936 года, и оба прототипа Ki-33 были доставлены в армейский авиационный технический научно-исследовательский институт в городе Кагамигахара (Kagamigahara Rikugun Kokogijutsi Kenkyujo), где были проведены сравнительные испытания с конкурентами от Кавасаки и Накадзима. Сравнительные испытания проходили с ноября 1936 по весну 1937 года. В целом, данные всех трех конкурсантов были очень близки, при этом Ki-33 оказался быстрее, чем Ki-27, но слегка уступал Ki-28 от Кавасаки. Кроме того, Ki-33 унаследовал от флотского прототипа самую большую дальность полета (объем топливных баков составлял 326 литров) и самый большой боекомплект к пулеметам – по 800 патронов на ствол. Однако Ki-33 показал неудовлетворительную скороподъемность и значительно уступал в горизонтальном маневре обоим конкурентам, что решило итоги конкурса не в его пользу. В результате, армия отвергла Ki-33, остановив своей выбор на машине Накадзимы, которая и стала основным армейским истребителем на ближайшие пять лет. Прототипы Ki-33 некоторое время использовались на фирме в качестве летающих лабораторий, но после 1938 года их след теряется.
Источники![]()
|