A6M5 "Reisen"
|
- Палубный истребитель
- Mitsubishi
|
С середины 1942 года союзники перешли в наступление, и японцы все чаще стали прибегать к обороне. В1943 году на вооружение американских ВВС поступили новые типы скоростных истребителей, во многом превосходившие «Зеро». В ожесточенных воздушных боях отчетливо проявился главный недостаток японского самолета - низкая живучесть. После меткого попадания «Зеро» нередко взрывался в воздухе, а из-за отсутствия бронезащиты кабины многие опытные японские летчики были ранены или убиты. Летные данные истребителя также требовали улучшения, и в августе 1943 года конструкторы вновь модернизировали машину.
Начиная с 904-го самолета А6МЗ стали устанавливать крыло уменьшенной площади (размахом всего 11 метров) и круглой законцовкой, обшивка крыла - усилена. Удален механизм складывания крыла. Поверхность крыла уменьшилась до 21.3 м2. Благодаря усиленной обшивке самолет смог развивать скорость пикирования до 355 узлов (657 км/ч). Переработали и систему выхлопа. Вместо общего тяжелого коллектора выхлопных газов, каждая пара цилиндров получила по одному выхлопному патрубку.
Это позволило добавить к тяге винта еще несколько килограммов тяги выхлопных газов, в результате скорость самолета возросла до 305 узлов (565 км/ч) на высоте 6000 метров. Увеличилась и скороподъемность самолета. Новый самолет получил обозначение А6М5 модель 52 -это была самая скоростная модель «Зеро». В районе патрубков обшивку фюзеляжа пришлось усилить стальным листом, поскольку горячие газы выхлопа быстро прожигали тонкий дюралюминиевый лист. Всего было построено 1701 самолет этого типа.
Новый «Зеро», обозначенный А6М5 модель 52, немного потяжелел, но зато его максимальная скорость на высоте 6000 м достигала 565 км/ч. Это было предельное значение скорости для истребителя, так как все последующие доработки машины вели к возрастанию ее веса и, соответственно, к снижению скорости.
А6М5а имел еще более усиленную обшивку крыла и две пушки «тип 99» с ленточным питанием (боезапас по 125 снарядов). А6М5b, кроме того, впервые получил бронезащиту пилота в виде 50-мм лобового бронестекла фонаря кабины. Фюзеляжные бензобаки в какой-то мере защитили противопожарной углекислотной системой. Мощность вооружения повысили путем замены одного 7,7-мм фюзеляжного пулемета на 13,2-мм крупнокалиберный пулемет «тип 3». Самой мощной огневой силой среди всех вариантов «Зеро» отличался А6М5с, у которого демонтировали и второй фюзеляжный 7,7-мм пулемет, а в плоскостях крыла рядом с 20-мм пушками разместили еще два 13,2-мм пулемета «тип 3». Таким образом, самолет располагал двумя 20-мм пушками и тремя 13,2-мм пулеметами. Среди других новшеств А6М5с были бронеспинка и бронезаголовник пилота, а также дополнительный 140-литровый протектированный бензобак за кабиной. Всего заводы построили около 6000 А6М5 разных модификаций.
А6М5 поступил в серийное производство осенью 1943 года, когда американцы уже применяли на Тихом океане палубный истребитель «Хеллкэт». Последний превосходил модернизированный «Зеро» по всем статьям, кроме маневренности и скороподъемности на небольших высотах. В воздушных боях А6М все чаще становился жертвой, чем охотником.
Это наглядно продемонстрировало последнее крупное сражение авианосцев в Филиппинском море в июне 1944 г., где японцы потерпели сокрушительное поражение, потеряв 92% своих самолетов (в том числе около 200 А6М5), а также много опытных летчиков. Тем не менее выпуск явно устаревших «Зеро» продолжался, и в последний период войны их использовали в основном в качестве истребителей-бомбардировщиков, способных нести бомбу весом до 250 кг. В таком виде эти самолеты нашли широкое применение в подразделениях камикадзе.
|