Авиация Второй мировой

Home English

E12A

Аичи E12A1
  • Поплавковый гидросамолет-разведчик
  • Аичи

В июне 1937 года авиация японского флота сформулировала требования к перспективному двухместному разведывательному гидросамолету, способному стартовать с катапульт большинства надводных кораблей. Согласно требованиям, на фирме "Аичи" под руководством Юсихиро Матцуо и при активном участии Морисиги Мори и Ясунори Озава был спроектирован гидроплан Е12А.

Он представлял собой поплавковый низкоплан классической схемы с цельнометаллической конструкцией. Только обшивка поверхностей управления выполнялась из ткани. Крыло имело в плане полуэллиптическую форму, внешние части консолей складывались для удобства размещения самолета в корабельном ангаре.

Цельнометаллические однореданные поплавки крепились к нижней поверхности крыла стойками и подкосами. Силовая установка представлена звездообразным поршневым мотором воздушного охлаждения Mitsubishi Zuisei, установленном в носовой части фюзеляжа. Двигатель снабжен металлическим двухлопастным винтом фиксированного шага.

Два прототипа Е12А1 собрали в 1938 году, и в конце того же года первый из них впервые поднялся в воздух.

Самолет проходил испытания под наименованием "экспериментальный двухместный разведывательный гидросамолет 12-Си". Фирма "Аичи" проиграла конкурс еще на раннем этапе испытаний: конкурент Накадзима E12N1 показал более высокие летные характеристики в сочетании с лучшей устойчивостью и управляемостью. El2А серийно не строился, но опыт его разработки был учтен при проектировании гидроплана Аичи 12-Си (трехместного разведывательного гидросамолета), принятого на вооружение под наименованием "военно-морской трехместный разведывательный гидросамолет тип 0" (Аичи E13А1).

Вооружение. Два фиксированных 7,7-мм пулемета, один пулемет калибра 7,7 мм на турели в задней кабине; до 250 кг бомб на внешней подвеске под фюзеляжем (одна 250-кг бомба или две 30-кг бомбы)

Фото Описание
Схема Аичи E12A1

Схема Аичи E12A1

E13A "Рейсу"

Аичи E13A Jake
  • Поплавковый гидросамолет-разведчик
  • Аичи

E13A "Рейсу" (Jake). Поплавковый гидросамолет-разведчик. Прототип Е13А1 вышел на испытания в апреле 1938 г., практически одновременно с двумя двухместными Е12А1. В ходе заводских испытаний Е13А1 показал существенное превосходство над Е12А1 в скорости и маневренности, не говоря уже о дальности полета. Примерно в это же время Kaigun Koku Hombu наконец определился с тем, что он хотел от корабельного разведчика, сняв требования на двухместную машину, справедливо посчитав, что со всеми ее задачами вполне справится и гидроплан Мицубиси F1M2. Таким образом, дальнейшие работы сосредоточились вокруг трехместного дальнего Е13А1.

В конце октября Е13А1 был передан для сравнительных испытаний с Каваниси Е13К1 флотскими летчиками.

В ходе испытаний соперник от Каваниси E13K1 превзошел гидроплан Аичи в большинстве характеристики, кроме максимальной скорости, будучи оснащенным менее мощным двигателем, но оказался более сложным в эксплуатации и обслуживании. Однако летом 1939 года в одном из полетов разбился первый прототип Е13К1. Вскоре второй и последний прототип гидроплана Каваниси пропал без вести во время испытательного полета над морем. Таким образом, изделие Йошиширо Мацуо вышло в финал за неимением других соперников.

В декабре 1940 года дальний разведчик Аичи Е13А1 был принят на вооружение флота под обозначением "Reishiki minakamitei satsuki" - "Морской разведывательный самолет Тип 0 Модель 11" или E13A1. В процессе эксплуатации длинное название самолета сократили в аббревиатуру "Reimisu" или даже "Рейсу".

Первоначально серийное производство было развернуто на заводе Аичи в городе Фунаката, где было выпущено, правда, лишь 133 экземпляра Е13А1. С 1942 года завод был переориентирован на выпуск пикировщиков D3A и производство разведчиков "Рейсу" передали на фирму Ватанабе, позднее переименованную в Кюсю Хикоки КК. Здесь было произведено с 1942 по 1945 год 1237 штук "Рейсу". Еще 48 штук выпустили на 11-м арсенале морской авиации в Хиро в 1940-1942 гг.

В процессе серийного производства разведчик E13A1 практически не модифицировался. Лишь с ноября 1944 года начал серийно выпускаться вариант E13A1а, у которого изменилась схема крепления поплавков. Жесткие подкосы к стойкам, соединяющие поплавок с крылом, были заменены на тросовые растяжки.

Вариант E13A1b оснащался поисковым радаром Type 3 Ku Мodel 6 (H6) с антеннами, установленными вдоль хвостовой части фюзеляжа по бортам и на передней кромке крыла.

Версия Е13А1с имела усиленное вооружение. 7,7-мм пулемет Тип 92 в кабине стрелка заменялся на 20-мм пушку Тип 99-1 на подвижной установке. Пушечный Е13А1с предназначался, главным образом, не столько для охоты за кем бы то ни было, сколько являлся слабой попыткой повысить обороноспособность машины, действовавшей в глубоком тылу противника. Эта версия появилась во второй половине 1944 года, когда "Джейки" понесли жестокие потери в ходе битвы у Марианских островов, и вопрос повышения защищенности машины встал особенно остро.

Несколько самолетов, не получивших особого обозначения, оборудовались магнитометрами для обнаружения подлодок, но это средство оказалось неэффективным - оно могло работать лишь при полете самолета на высоте не более 10 м над водой. Встречаются также упоминания о ночных вариантах самолета, оснащенных пламегасителями на коллекторах двигателя.

Всего было произведено 1418 самолетов.

Аичи E12A1 E13A1
Экипаж 2 3
Размеры
Размах крыла, м 13,00 14,50
Площадь крыла, м² 30,80 36,00
Длина самолета, м 10,45 11,30
Высота самолета, м 3,45 4,70
Силовая установка
Двигатель 1×ПД Mitsubishi Zuisei MK8D Kinsei 43
Мощность, л.с. 1×870 1×1080
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 2100 2642
Нормальная взлетная 2850 3640
Максимальная взлетная 4000
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 362 375
Крейсерская скорость, км/ч 277 220
Максимальная скороподъемность, м/мин 600 495
Практический потолок, м 8150 8730
Практическая дальность, км 1065 2090

Вооружение. Один 7,7-мм пулемет тип 92 на подвижной установке назад; бомбовая нагpузка: 1 × 250 кг бомба или 4 × 60 кг глубинные бомбы

Фото Описание
Схема Аичи E13A1

Схема Аичи E13A1

Подробно

Источники

  • "Поплавковые самолеты Японии" /Евгений Аранов/
  • "Авиация Японии" /Андрей Фирсов/
  • "Самолеты Японии Второй мировой войны." /О. Дорошкевич/