![]() |
Авиация Второй мировой |
![]() ![]() |
|
E13A "Рейсу"
E13A "Рейсу" (Jake). Поплавковый гидросамолет-разведчик. Прототип Е13А1 вышел на испытания в апреле 1938 г., практически одновременно с двумя двухместными Е12А1. В ходе заводских испытаний Е13А1 показал существенное превосходство над Е12А1 в скорости и маневренности, не говоря уже о дальности полета. Примерно в это же время Kaigun Koku Hombu наконец определился с тем, что он хотел от корабельного разведчика, сняв требования на двухместную машину, справедливо посчитав, что со всеми ее задачами вполне справится и гидроплан Мицубиси F1M2. Таким образом, дальнейшие работы сосредоточились вокруг трехместного дальнего Е13А1. В конце октября Е13А1 был передан для сравнительных испытаний с Каваниси Е13К1 флотскими летчиками. В ходе испытаний соперник от Каваниси E13K1 превзошел гидроплан Аичи в большинстве характеристики, кроме максимальной скорости, будучи оснащенным менее мощным двигателем, но оказался более сложным в эксплуатации и обслуживании. Однако летом 1939 года в одном из полетов разбился первый прототип Е13К1. Вскоре второй и последний прототип гидроплана Каваниси пропал без вести во время испытательного полета над морем. Таким образом, изделие Йошиширо Мацуо вышло в финал за неимением других соперников. В декабре 1940 года дальний разведчик Аичи Е13А1 был принят на вооружение флота под обозначением "Reishiki minakamitei satsuki" - "Морской разведывательный самолет Тип 0 Модель 11" или E13A1. В процессе эксплуатации длинное название самолета сократили в аббревиатуру "Reimisu" или даже "Рейсу". Первоначально серийное производство было развернуто на заводе Аичи в городе Фунаката, где было выпущено, правда, лишь 133 экземпляра Е13А1. С 1942 года завод был переориентирован на выпуск пикировщиков D3A и производство разведчиков "Рейсу" передали на фирму Ватанабе, позднее переименованную в Кюсю Хикоки КК. Здесь было произведено с 1942 по 1945 год 1237 штук "Рейсу". Еще 48 штук выпустили на 11-м арсенале морской авиации в Хиро в 1940-1942 гг. В процессе серийного производства разведчик E13A1 практически не модифицировался. Лишь с ноября 1944 года начал серийно выпускаться вариант E13A1а, у которого изменилась схема крепления поплавков. Жесткие подкосы к стойкам, соединяющие поплавок с крылом, были заменены на тросовые растяжки. Вариант E13A1b оснащался поисковым радаром Type 3 Ku Мodel 6 (H6) с антеннами, установленными вдоль хвостовой части фюзеляжа по бортам и на передней кромке крыла. Версия Е13А1с имела усиленное вооружение. 7,7-мм пулемет Тип 92 в кабине стрелка заменялся на 20-мм пушку Тип 99-1 на подвижной установке. Пушечный Е13А1с предназначался, главным образом, не столько для охоты за кем бы то ни было, сколько являлся слабой попыткой повысить обороноспособность машины, действовавшей в глубоком тылу противника. Эта версия появилась во второй половине 1944 года, когда "Джейки" понесли жестокие потери в ходе битвы у Марианских островов, и вопрос повышения защищенности машины встал особенно остро. Несколько самолетов, не получивших особого обозначения, оборудовались магнитометрами для обнаружения подлодок, но это средство оказалось неэффективным - оно могло работать лишь при полете самолета на высоте не более 10 м над водой. Встречаются также упоминания о ночных вариантах самолета, оснащенных пламегасителями на коллекторах двигателя. Всего было произведено 1418 самолетов.
Вооружение. Один 7,7-мм пулемет тип 92 на подвижной установке назад; бомбовая нагpузка: 1 × 250 кг бомба или 4 × 60 кг глубинные бомбы
ПодробноИсточники![]()
|