Авиация Второй мировой

Home English

S1A Денко

Aichi S1A
  • Ночной истребитель
  • Aichi

S1A Денко. В первые годы войны на Тихом океане командование ВВС императорского военно-морского флота не испытывало необходимости в специализированном ночном истребителе, поэтому оно не проявляло интереса к разработке такого самолета. Только в 1943 году ночные полёты американских бомбардировщиков B-17 и B-24 на расположенные в различных районах тихоокеанского театра боевых действий японские морские базы, а особенно удары тяжелых стратегических бомбардировщиков В-29 по объектам на территории японских островов вынудили Кайгун Коку Хомбу предпринять соответствующие шаги. На первых порах для использования в качестве ночных истребителей попытались приспособить уже существующие типы самолетов. Так появились специальные модификации самолетов D4Y2-S. C6N1-S, P1Y1-S и J1N1-S. Последние достигли в роли ночных истребителей наибольших успехов, и именно эти успехи подвигли военных к разработке в конце 1943 года конструктивных требований 18-Си Хей к ночному истребителю, который был бы способен эффективно бороться с летающими на больших высотах бомбардировщиками В-29. Для этого оснащенный радаром новый самолет должен был на высоте 9000 м развивать скорость 685 км/ч и подниматься на 6000 м за 8 мин. Кроме того, он должен был иметь мощное вооружение, по меньшей мере из двух 30-мм пушек Максимальная продолжительность полета — 5 часов.

Для реализации вышеназванных требований была выбрана фирма «Аичи», которая в то время была не так сильно загружена срочными заказами, как другие авиапроизводители. Проект, получивший заводское обозначение АМ-25 и войсковое S1A1 «Денко» (Луч света), представлял собой двухмоторный свободнонесущий низкоплан цельнометаллической конструкции. Экипаж самолета состоял из двух человек, причем пилот сидел в передней кабине, закрытой каплевидным фонарем, а рабочее место оператора радара и стрелка в одном лице располагалось внутри фюзеляжа между кабиной пилота и дистанционно управляемой стрелковой башней. Стрелковое вооружение ночного истребителя было очень мощным и состояло из четырех пушек, установленных в передней части фюзеляжа, и двух, смонтированных в дистанционно управляемой надфюзеляжной стрелковой башне кругового вращения. Что интересно, последние предполагалось использовать не для защиты, а в первую очередь для уничтожения вражеских бомбардировщиков, летящих выше истребителя. Такое решение имело большое преимущество по сравнению с традиционным для ночных истребителей способом установки пушек (неподвижно в центральной части фюзеляжа под углом вверх), так как не требовало от пилота наведения на цель всего самолета и тем самым обеспечивало большую свободу действий при перехвате. Этой же цели служил способ установки двух 20-мм пушек Тип 99 Модель 2 в носовой части фюзеляжа. Они монтировались на подвижном станке и могли наводиться вверх под утлом до 30° к горизонтали, что позволяло обстреливать выше летящие самолеты. Еще две пушки (Тип 5 калибра 30 мм) устанавливались в носовой части самолета неподвижно. Дополнительно S1A1 мог нести пбд фюзеляжем одну бомбу весом 250 кг или четыре фосфорные бомбы по 60 кг. Вместо бомб можно было подвесить два дополнительных сбрасываемых топливных бака емкостью по 700 л.

В качестве силовой установки первоначально предполагалось использовать два звездообразных двигателя Накадзима NK9K-S Хомаре 22, но оказалось, что на больших высотах они расчетной мощности не развивают. Это позволяло достичь максимальной скорости равной всего 589 км/ч — намного меньше, чем требовалось по спецификации 18-Си Хей. Лишь использование оснащенных турбокомпрессорами усовершенствованных моторов Хомаре 24 позволяло надеяться на достижение скорости 679 км/ч. Но проверить правильность расчетов на практике не удалось. Два строившихся по заказу Кайгун Коку Хомбу прототипа были уничтожены в результате двух налетов американских бомбардировщиков на Нагою, во время которых пострадал также завод «Аичи» в Эитоку. Первый из опытных образцов к этому моменту был готов на 70%, второй — на 90%. Поэтому- оценить возможную боевую эффективности S1A1 — первого и единственного ночного истребителя морской авиации Японии, сконструированного изначально для использования в этой роли — очень трудно. Его конструкция, безусловно, очень интересна и характеризуется рядом новаторских решений, но вот удалось бы довести их «до ума» — большой вопрос.


Aichi S1A1
Экипаж 2
Размеры
Размах крыла, м 17,50
Площадь крыла, м² 47,00
Длина самолета, м 15,10
Высота самолета, м 4,61
Силовая установка
2 × ПД Nakajima NК9К-S Homare-22
Мощность, л.с. 2×2000
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 7320
Нормальная взлетная 10180
Максимальная взлетная 11510
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 580
Крейсерская, км/ч 440
Скороподъемность, м/мин 610
Практический потолок, м 12000
Практическая дальность, км 1700
Перегоночная дальность, км 2500

Вооружение. Две 30-мм пушки "тип 5" и две 20-мм пушки "тип 99 модель 2" впеpед и две 20-мм пушки "тип 99 модель 2" в веpхней башне.

Конструкция. Низкорасположенное цельнометаллическое крыло S1A состояло из центроплана и трапециевидных консолей с закругленными законцовками. Свободнонесущее хвостовое оперение классической конструкции.

Фюзеляж S1A имел цельнометаллическую конструкции: и характеризовался малой площадью поперечного сечения. Полусферический фонарь кабины стрелка, являвшегося одновременно и оператором радара. В носовой части фюзеляжа устанавливались четыре пушки: две 30-мм Тип 5 - неподвижно и две 20-мм Тип 99 Модель 2 —на подвижном станке, который позволял наводить их вверх под углом до 30°.

Основные стойки шасси в полете убирались в мотогондолы двигателей, хвостовая стойка убиралась в фюзеляж.

18-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения Накадзима SK9K-SХомаре 22 мощностью 2000 л.с. вращали четырехтопастные воздушные винты изменяемого шага диаметром 3,45 м.

Фото Описание
Aichi S1A

Схема Aichi S1A

Источники

  • "Самолеты Японии Второй мировой войны." /О.В. Дорошкеквич/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/