C6N Saiun
|
- Палубный разведчик
- Первый полет: 1943
- Накадзима
|
C6N Saiun. 彩雲 «Сайюн» (Радужное облако). В ходе ведения боевых действий, когда американская авиация заметно повысила эффективность своих действий, возникла настоятельная необходимость принять на вооружение специализированный скоростной разведывательный самолет дальнего действия. Импровизированные разведчики из обычных палубных торпедоносцев уже перестали удовлетворять японское командование.
Весной 1942 года проектирование самолета, получившего войсковое обозначение C6N1 возглавили Ясуо Фукуда и Йосизо Ямамото. В качестве силовой установки выбрали новый 18-цилиндровый радиальный двигатель малого диаметра Homare-21 мощностью 1820 л. с., при проектирование особое внимание уделили чистоте аэродинамических форм. 15 мая 1943 года первый прототип C6N1 поднялся в воздух. Самолет показал неплохие летные характеристики, однако двигатель оказался ненадежным, к тому же он не развивал требуемой мощности на больших высотах.
Всего с марта 1943 по апрель 1944 года построили 19 самолетов, некоторые из них оснащались новым, более мощным двигателем Homare-21 с трехлопастным ВИШ вместо четырехлопастного. Наконец весной 1944 года самолет был направлен в серийное производство с новымм двигателем мощностью 1900 л. с.
Разведчик C6N1 оказался одним из лучших самолетов мира в своем классе. У союзников самолет получил кодовое обозначение Mirt.
Вооружение С6N. Один 7,7 мм пулемет на турели в конце кабины.
Высокая скорость и большая дальность полета позволяли «Саюнам» избегать встреч с большинством вражеских истребителей и вести разведку в отдаленных районах, где не ожидали появления японских самолетов.
Nakajima |
C6N1 |
C6N1-S |
Экипаж |
3 |
2 |
Размеры |
Размах крыла, м |
12,50 |
Площадь крыла, м² |
22,50 |
Длина самолета, м |
11,00 |
Высота самолета, м |
3,96 |
Силовая установка |
1×ПД Nakajima NK9H |
Homare-21 |
Мощность, л.с. |
1×1900 |
Массы и нагрузки, кг |
Пустого самолета |
2968 |
3000 |
Max взлетная |
5260 |
5262 |
Летные данные |
Max. скорость, км/ч |
606 |
610 |
Крейсерская скорость, км/ч |
387 |
389 |
Max. скороподъемность, м/мин |
736 |
846 |
Практический потолок, м |
10740 |
Практическая дальность, км |
5300 |
3080 |
C6N-1S Saiun
Ночной истребитель
C6N-1S Saiun. Высокие характеристики нового самолета давали возможность приспособить скоростной разведчик для решения других задач. Так появились модификации C6N1-B Модель 21 бомбардировщик - торпедоносец, способный нести вместо подвесного топливного бака торпеду или 800 кг бомб, и C6N1-S Модель 21 - ночной истребитель для обороны Японских островов от налетов американских бомбардировщиков Б-29, вооруженный установленными в фюзеляже под углом 30 градусов одной 30-мм или двумя 20-мм пушками, аналогично немецким «Schräge music» (Шраге Музик - Джаз).
Вооружение С6N-1S Две 20-мм пушки Тип 99-II или одна 30-мм Тип 5. Летом 1945 года еще один разведчик, попавший на вооружение 302-го Ku., вместо пары 20-мм пушек получил одну 30-мм Тип 5. Обозначение модификации сохранилось.
Боевое применение. В то время, как палубные бомбардировщики-торпедоносцы C6N1-B оказались невостребованными, так как к моменту их создания почти все японские авианосцы уже были потеряны, то ночным истребителям C6N1-S удалось принять участие в боевых действиях. Построенные в малом количестве самолеты этого варианта стали самыми скоростными японскими ночными истребителями, правда, эффективность их применения существенно ограничивалась отсутствием поискового радиолокатора.
Всего было построено 463 самолета разных модификаций.
Подробно
Источники
- "Авиация Японии." /А. Фирсов/
- "Самолеты Японии Второй мировой войны." /О. Дорошкевич/
- "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
|