E14Y Glen
Гидросамолет-разведчик подводной лодки
Yokosuka
E14Y Glen. Гидросамолет-разведчик подводной лодки, одномоторный низкоплан смешанной конструкции с двумя поплавками. Разработан под руководством М. Ямада (Mitsuo Yamada), первый полет прототипа в 1939 г.
E14Y1 должен был сменить был сменить Watanabe E9W1 и поступить на вооружение новых подводных крейсеров. Проблемы, с которыми конструкторам пришлось столкнуться при создании самолёта, оказались достаточно сложными. Необходимо было создать гидроплан с достаточно высокими лётными характеристиками, и в то же время не выйти за габаритные ограничения, заданные спецификацией 12-Shi.
При размещении машины в ангаре ограниченных размеров консоли крыльев складывались вдоль фюзеляжа, а стабилизатор - поворотом вниз, E14Y1, как и его предшественники, был очень компактным двухпоплавковым монопланом.
В конце 1938 года, была закончена сборка первых двух опытных экземпляров гидросамолёта, получивших обозначение "2-Shi морской экспериментальный лодочный гидросамолёт E14Y1".
Двигатель - 9-цилиндровый Hitachi GK2 Tempu 12, воздушного охлаждения, укомплектованный деревянным двухлопастным воздушным винтом постоянного шага.
Силовой набор фюзеляжа состоял из металлических труб. Обшивка в носовой части - из листового дюралюминия, а центральная и хвостовая части фюзеляжа обшивались полотном. Крыло смешанной конструкции с металлическими лонжеронами и деревянными нервюрами. Обшивка крыла полностью полотняная. Аналогичную конструкцию имело и хвостовое оперение. Поплавки - цельнометаллические.
Кабина экипажа закрывалась прозрачным фонарём и имела сдвижные секции. Оборонительное вооружение самолёта состояло из одного 7,7-мм пулемёта, установленного на шкворневой установке в кабине наблюдателя. На крыльевых бомбодержателях самолёт мог нести две 30-кг бомбы.
При контрольном взвешивании оказалось, что масса E14Y1 в 1130 кг превышает расчетную на 180 кг, вследствии чего гидросамолёт мог взять только 200 литров топлива, что уменьшало радиус его действия до 480 километров. С такой дальностью полёта гидросамолёт не мог выполнять возлагавшиеся на него боевые задачи, что ограничивало возможности подводных лодок класса I-9, на вооружение которых он должен был поступить.
Учитывая перетяжелённость конструкции первых двух машин, третий и четвёртый опытные образцы, построенные Watanabe, были облегчены на 80 кг.
Недостаточную путевую устойчивость, проявившуюся в первых испытательных полётах, удалось устранить путём установки под фюзеляжем небольшого дополнительного киля и увеличения площади основного киля. При этом верхняя его часть могла складываться при установке самолёта в ангар.
В декабре 1940 года после внесённых в конструкцию изменений гидросамолёт приняли на вооружение под обозначением E14Y1 I-1, которое позже изменили на E14Y1 11.
Всего было призведено 125 гидросамолетов.
Yokosuka |
E14Y1 |
Экипаж |
2 |
Размеры |
Размах крыла, м |
11,00 |
Площадь крыла, м² |
19,00 |
Длина самолета, м |
8,54 |
Высота самолета, м |
3,80 |
Силовая установка |
1 × ПД |
Хитачи Темпу - 12 |
Мощность, л.с. |
1 × 340 |
Массы и нагрузки, кг: |
Пустого самолета |
1119 |
Нормальная взлетная |
1450 |
Летные данные |
Максимальная скорость, км/ч |
246 |
Крейсерская скорость, км/ч |
165 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
295 |
Практический потолок, м |
5420 |
Практическая дальность, км |
880 |
На подводной лодке E14Y1 размещался в сложенном виде в водонепроницаемом ангаре овального сечения высотой 1,4 м шириной 2,4 м и длиной 8,5 м, который располагался на палубе перед боевой рубкой. При этом поплавки отстыковывались от крыла и фюзеляжа, крылья также отстыковывались и укладывались вдоль фюзеляжа, фиксируясь в таком положении струбцинами. Хвостовое оперение складывалось, стабилизатор с рулём высоты разворачивался вверх, а часть киля - вниз.
E14Y1 в сложеннном состоянии на подводной лодке.
С момента всплытия подводной лодки до старта E14Y1 с пневматической катапульты проходило 15 минут. Позже, после приобретения техническим персоналом опыта, это время сократилось до 6 минут 23 секунд. После завершения полёта самолёт производил посадку около лодки, поднимался на борт подъёмным краном, разбирался и помещался в ангар.
Подробно
Источники
- "Самолеты Японии Второй мировой войны." /О. Дорошкевич/
- "Старт из-под воды" /Н.Околелов, А.Чечин./
|