E8N
 |
- Разведывательный гидросамолет
- Первый полет: 1934
- Накадзима
|
При создании разведывательного гидросамолета на фирме Накадзима сделали ставку на технологическую преемственность конструкций с только что запущенным в производство разведчиком Е4N2, разработав, по сути, лишь улучшенную модификацию последнего, получившую внутрифирменное обозначение "Тип MS". Характерно, что в данной разработке ближнего поплавкового разведчика на фирме Накадзима последовательно участвовали три главных инженера проекта. Начало работ по теме положил Шинобу Мицутаке с проектом E4N1, потом в модификации E4N2 знамя подхватил инженер Киёши Акегава, а уже новый проект "Тип MS" возглавил Киширо Мацуо.
Как уже отмечалось выше ставка Киширо Мацуо была сделана на простоту внедрения в производство, технологическую преемственность и, соответственно, дешевизну работ, что в итоге и сыграло решающую роль. Внешне новый проект разведчика был очень похож на предшественника E4N2 поздних серий выпуска. Из заметных отличий верхнее крыло получило бόльшую стреловидность, более короткую хорду и меньшую площадь. Для улучшения устойчивости в полёте удлинили киль и руль направления. Кроме того, округлая форма нижней части руля направления на предшественнике была изменена на скошенную. Характерным отличием двух проектов было крепление поддерживающих поплавков. N-образные стойки на E4N2 были заменены на две отдельные I-образные стойки с крестообразными тросовыми растяжками. Полотняная обшивка крыльев была заменена на алюминиевую. Но в целом проект "Тип MS", получивший в ходе испытаний обозначение E8N1 был идентичен E4N2, а с некоторых ракурсов так просто неотличим.
Первый прототип разведчика E8N1, проходил испытания в марте 1934 года. Особых проблем с испытаниями не возникло – сказалась прекрасно отработанная база E4N2. Было только отмечено, что крейсерская скорость несколько снизилась, но максимальная поднялась до 300 км/ч. Также повысился потолок, но дальность полёта уменьшилась до 780 км против 1100 км у серийного E4N2. В то же время, управляемость и маневренность E8N1 оценивались как отличные. Однако по сравнению с основным конкурентом – бипланом Аичи E8A1 (АВ-7) особых преимуществ не было отмечено. Более того, технический отдел штаба авиации флота Kaigun Koku Hombu больше склонялся к проекту Аичи, как обладавшего несколько большим потенциалом развития. Но в итоге роль сыграла именно возможность быстрой наладки производства и более низкая цена. В конечном счете фирма Накадзима получила заказ ещё на шесть самолётов предсерийной партии и к середине 1935 года была объявлена победителем. В октябре 1935 года разведчик Е8N1 был принят на вооружение японского флота как "Разведывательный гидросамолет флота Тип 95 модель 1"
Производство разведчика было развернуто на заводе Накадзима в Ота. Позднее к выпуску был подключен завод в Коидзуме. Выпуск разведчика Тип 95 продолжался до 1940 года и составил 700 штук серийных машин, большую часть из которых составляли самолеты Тип 95 модель 2 или E8N2, внешне неотличимые от первой модели, но оснащенные двигателем Nakajima Kotobuki 2-Kai-2. Номинальная мощность в 460 л.с этой версии мотора не отличалась от Kotobuki 2-Kai-1, но взлетная, составлявшая 630 л.с. была существенно выше. Это играло немаловажное значение во время взлета с катапульт кораблей.
В ходе начавшихся боевых действий 2-го японо-китайского инцидента большие потери в авиатехнике заставили японское командование искать резервы для их восполнения. В отношении выпуска разведчиков Тип 95, которые оказались весьма востребованы на флоте, в 1938 году было заключено лицензионное соглашение с фирмой Каваниши на выпуск разведчиков E8N2 на заводе в Конане, где собрали еще 48 машин.
В 1940 году выпуск поплавковых разведчиков Тип 95 был завершен. В японском флоте E8N стал последним представителем класса ближних корабельных разведчиков. Помешанные на классификациях всего и вся японцы к этому времени пришли к выводу, что функции ближней разведки не являются приоритетными для машин этого типа. Основными задачами стала корректировка огня крупнокалиберной артиллерии "своего" корабля, наблюдение за перемещениями флота противника в непосредственной близости от своих кораблей и нанесение бомбо-штурмовых ударов по береговым объектам. В связи с этими задачами в 1939 году появился новый класс морских машин – "Наблюдательный гидросамолет", обозначенный латинской литерой F, первым и единственным представителем которого стал знаменитый гидроплан Тип 0 или F1M, сменивший разведчики Тип 95 на катапультах боевых кораблей. Тем не менее разведчики E8N оставались в строю до конца 1943 года, а в учебных частях практически до самого конца войны.
Корабельный разведчик Nakajima E8N представлял собой классический цельнометаллический биплан, установленный на один основной и два поддерживающих поплавка. Как и его предшественних E4N2 у разведчика Тип 95 сохранялась возможность установки колесного шасси, но вероятно, этой возможностью никогда не пользовались. По крайней мере нет ни одной известной фотографии этого самолета на колесном шасси.
Фюзеляж и крыло машины были цельнометаллическими. Обшивка в передней части фюзеляжа была выполнена из листов алюминия, хвостовая часть обшивалась полотном. К центроплану, на четырех I-образных подкосах, крепился центральный однореданный поплавок. Крылья также получили обшивку из алюминия. Под каждой нижней консолью устанавливалось по одному дополнительному поплавку. Экипаж разведчика состоял из двух человек пилота и наблюдателя, по совместительству командира машины и стрелка, обслуживающего турельный пулемет Тип 92. Отдельные кабины пилота и стрелка были выполнены открытыми и от набегающего потока воздуха экипаж был защищен только индивидуальными плексигласовыми козырьками перед каждой кабиной.
На самолёте устанавливался 9-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Nakajima "Kotobuki"-2 Кai-1 мощностью 585 л.с. (на версии E8N2 – двигатель версии "Kotobuki"-2 Кai-2 взлетной мощностью 630 л.с.), оснащенный двухлопастным винтом постоянного шага.
В качестве штатного вооружение устанавливался один курсовой 7,7-мм пулемет Тип 97 в фюзеляже, расположенный сверху, левее оси самолета, и ещё один пулемет такого же калибра Тип 92 находился в распоряжении наблюдателя и предназначался для защиты задней полусферы.
Экипаж |
2 |
Размеры |
Размах крыла, м |
10.98 |
Длина самолета, м |
8.81 |
Высота самолета, м |
3.84 |
Площадь крыла, м² |
26.50 |
Силовая установка |
1 × ПД Nakajima Kotobuki 2-KAI-2, мощность, л.с. |
1 × 630 |
Массы и нагрузки, кг: |
Пустого |
1320 |
Нормальная взлетная |
1900 |
Летные данные |
Максимальная скорость, км/час |
523 |
Крейсерская скорость, км/час |
185 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
200 |
Практический потолок, м |
7270 |
Практическая дальность, км |
900 |
Вооружение. Один синхронный курсовой 7,7-мм пулемет Тип 97 и один 7,7-мм пулемет Тип 92 на оборонительной установке в конце кабины; 2 х 30-кг бомбы.
 |
Схема E8N2
|
|