Авиация Второй мировой

Home English

F1M

F1M2K
  • Гидросамолет-разведчик
  • Первый полет: 1936
  • Мицубиси

Командование императорского военно-морского флота Японии хорошо понимало рать и значение авиации в современной войне на море, поэтому крупные японские боевые корабли (линкоры и крейсеры) были оснащены большим количеством гидросамолетов различных типов. Это были машины категории Е, основным назначением которых было ведение дальней разведки. Но этим круг задач поплавковых самолетов не ограничивался, поэтому в середине 30-х годов Кайгун Коку Хомбу пришел к выводу о целесообразности постановки на вооружение наблюдательных гидросамолетов, для которых большая дальность полета имела меньшее значение. Они должны были использоваться для корректировки огня корабельной артиллерии, ближней разведки и борьбы с самолетами противника. Для выполнения вышеназванных задач решено было создать категорию самолетов, которую обозначили буквой F.

В марте 1935 года были сформулированы технические требования 10-Си к гидросамолету нового типа. В конкурсе приняли участие фирмы «Аичи», «Каваниси» и «Мицубиси».

На «Мицубиси» проектирование было поручено конструкторскому коллективу под руководством Йои Хаттори, который особое внимание уделил тщательной проработке аэродинамических форм самолета. Работы шли достаточно быстро — к июню 1936 года был готов прототип гидросамолета, носившего фирменное обозначение Ка-17 и флотское F1M1. В этом же месяце он совершил первый полет. После окончания заводских испытаний новый самолет был передан заказчику для сравнительного тестирования с гидросамолетом Аичи F1A1 (фирма «Каваниси» после разработки предварительного проекта от дальнейшего участия в конкурсе отказалась).

Сравнительные испытания проводились в порту Нагоя и выявили ряд недостатков самолета F1M1. Летчики отмечали недостаточную поперечную устойчивость, неудовлетворительные гидростатические характеристики на воде и склонность машины к втягиванию в «штопор». Тем не менее победителем конкурса была объявлена машина «Мицубиси», правда, одновременно фирма получила задание серьезно модифицировать конструкцию и построить три дополнительных прототипа.

Разработчики внесли в проект ряд существенных изменений, в частности, применили переделанный центральный поплавок от гидросамолета Накадзима E8N, совершенно новое крыло и оперение большей площади. Поскольку к этому времени были созданы новые двигатели с более высокими характеристиками, с согласия Кайгун Коку Хомбу на дополнительные прототипы установили звездообразные Мицубиси Зуйсей 13 мощностью 875 л. с (вместо 820-сильного мотора Накадзима Хикари 1). В августе 1938 года второй прототип поднялся в воздух. Летные испытания показали, что характеристики и пилотажные качества самолета заметно улучшились. Новая машина получила обозначение «Наблюдательный гидросамолет Тип 0 Модель 11» (F1M2 Модель 11). Только в 1940 году было принято официальное решение о развертывании производства, которое было налажено фирмой «Мицубиси» на заводе в Нагое. Посте изготовления 524 самолетов F1M2. их выпуск был перенесен на завод 21-го морского авиационного арсенала в Сасебо. До прекращения производства в марте 1944 года там было построено еще 590 машин. Часть серийных F1M2 была переделана в учебные самолеты, которые получили дублированную систему управления и обозначение F1M2-K.

На первом этапе войны на Тихом океане F1M2, получившие у союзников кодовое имя «Пит», вместе с разведчиками Аичи Е13А1 составляли основу сил авиации, которая базировалась на крупных боевых кораблях и плавучих базах японских ВМС. Они поддерживали с воздуха десантные операции на Филиппинах и Целебесе, наносили удары по наземным целям. Несмотря на то, что главной задачей F1M2 считалась корректировка огня артиллерии, самолеты этого типа благодаря очень хорошей маневренности зачастую использовались как истребители-перехватчики. Кроме того, они широко применялись в районах, где отсутствовали аэродромы. Начиная с 1943 года, когда японское наступление было остановлено и уже не было необходимости в гидросамолетах-истребителях, предназначенных для прикрытия с воздуха десанта, F1M2 были переведены в более спокойные районы и выполняли в основном функции патрульно-связных машин, а также использовались для сопровождения конвоев, борьбы с подводными лодками и решения многих других задач. После перехода союзников в наступление гидросамолеты F1M2 вновь иногда применялись как пикирующие бомбардировщики. Однако небольшая бомбовая нагрузка существенно ограничивала их возможности.


Характеристики F1M2
Экипаж 2
Размеры
Длина самолета, м 9,50
Высота самолета, м 4,16
Размах крыла, м 11,00
Площадь крыла, м² 29,54
Силовая установка
2 × ПД Mitsubishi MK2C "Zuisei 13" 2 × 875 л.с.
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 1928
Нормальная взлетная 2550
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 365
Крейсерская скорость, км/ч 287
Максимальноя скороподъемность м/мин 515
Практический потолок, м 9440
Практическая дальность, км 730

Вооружение. Два синхронных 7,7-мм пулемета тип 97, и один 7,7-мм пулемет тип 92 на подвижной установке в конце кабины; 120 кг бомб.

Конструкция. Внешние консоли крычьев серийных F1M имели трапециевидную форму с закругленными законцовками вместо эллиптических на прототипе. Это изменение было введено с единственной целью — упростить процесс производства.

Конструкция цельнометаллического фюзеляжа самолета смешанная: рамочная в передней части и полумонококовая — в задней.

14-цилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения Мицубиси МК2А Зуйсей 13 мощностью 875 л. с.

Фото Описание
Схема F1M2

Схема F1M2

Источники

  • "Самолеты Японии Второй мировой войны." /О.В. Дорошкеквич/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/