Авиация Второй мировой

Home English

G4M "Betty"

G4M2 Betty
  • Дальний бомбардировщик
  • Mitsubishi

Двухмоторный свободнонесущий цельнометаллический моноплан, дальний скоростной бомбардировщик-торпедоносец с экипажем из 7-8 человек. Мицубиси G4M принимали активное участие в боевых действиях на Тихом океане с первого до последнего дня войны. Они соединили в себе большую дальность полета, высокую скорость и совершенные аэродинамические формы, и благодаря этому стали настоящим символом японской морской авиации - наравне со знаменитым истребителем А6М «Рейсен», или «Зеро».

Конструкция Фюзеляж - овального сечения (в миделе - 2,5 м х 2 м), монокок клепаной конструкции. Крыло - трапециевидной формы в плане, со скругленными законцовками без изломов по передней и задней кромкам. Среднее расположение крыла позволило исключить интерференцию с фюзеляжем без применения развитых зализов. Кроме того, среднерасположенное крыло при больших запасах и выработках топлива не изменяла центровку самолета. Конструкция - цельнометаллическая, двухлонжеронная, с работающей обшивкой и клепкой впотай. Профиль крыла - «Митсубиси» MAC 118.

Силовая установка - два звездообразных двухрядных 14-цилиндровых двигателя воздушного охлаждения «Касей»11. Взлетная мощность 1530 л.с./2450 об/мин на второй скорости нагнетателя, максимальная мощность 1410 л.с./2350 об/мин на 2000 м и 1340 л.с./2350 об/мин на 4000 м. Двигатель оснащен двухскоростным одноступенчатым нагнетателем. Вес 632 кг. Передаточное число редуктора 0,684. Винт «Сумитомо Гамильтон» с механизмом постоянных оборотов CS-3B, трехлопастной, металлический. Диаметр 3,4 м, пределы изменения шага 20-40°, вес 175 кг.

Топливная система состоит из восьми непротектированных баков общей емкостью 4780 л, размещенных между лонжеронами крыла, а также топливопроводов и электробензонасосов. Два бака емкостью по 690 л расположены в центроплане (внутри фюзеляжа); во внутренних консолях крыла (между фюзеляжем и мотогондолой) смонтированы 630-литровые; еще по два бака емкостью 640 и 430 л находятся между мотогондолой и стыком с внешней консолью.

Генераторы постоянного тока обеспечивают работу приводов шасси, закрылков и других систем и оборудования. Самолет оснащен автопилотом «Сперри», радиокомпасом. Штурман при бомбометании использует оптический бомбоприцел «Тип 90».

Стрелковое оборонительное вооружение состояло из четырех (и двух запасных) пулеметов калибра 7,69 мм и пушки калибра 20 мм. Пулеметы размещались в кабине штурмана, верхнем блистере и двух боковых блистерах. Пулеметы Морской Тип 92 представляли копию английского пулемета «Виккерс» того же калибра и оснащались дисковыми магазинами емкостью 97 патронов (могли использоваться и магазины на 47 патронов). Блистер верхней стрелковой точки, Боезапас - семь дисковых магазинов по 97 патронов в каждом. Боковые блистеры по конструкции подобны верхнему, Боезапас - шесть магазинов (для каждого). На потолке между блистерами мог крепиться еще один запасной пулемет. Пушка «Мегуми» Специальный Морской Тип 99 модель 1, размещена в хвосте самолета. Боезапас - восемь барабанов по 45 снарядов в каждом.

На начальном этапе войны G4M достигли больших успехов, в немалой степени способствовав захвату японцами огромных территорий. Они наносили бомбовые удары по целям на территории Филиппин и Китая, по Порт-Дарвину в Австралии и Порт-Морсби на Новой Гвинее, участвовали в потоплении британских линкоров «Принс оф Уэлс» и «Рипалз». Об этом следует сказать особо. 10 декабря 1941 два из самых больших и мощных британских военных кораблей - нового линейного корабли «Prince of Wales» и линейный крейсер «Repulse» - были потоплены торпедой японского самолета недалеко от берега Малайи.

Постепенно G4M стали сдавать позиции. Так, в январе 1942 года 17 бомбардировщиков, взлетев из Рабаула, попытались без истребительного прикрытия атаковать американский авианосец «Лексингтон». Встретившие их палубные истребители «Уайлдкэт» при минимальных собственных потерях сбили 15 японских машин. В дальнейшем ситуация еще более ухудшилась. Отсутствие бронирования и протектированных топливных баков делало G4M сравнительно легкой добычей. Они даже получили неофициальное прозвище «Одноразовая зажигалка» или «Летающая сигара». Японское командование не предприняло своевременно мер по усилению защиты своих лучших бомбардировщиков. Модификация G4M3 появилась слишком поздно, когда исправить ситуацию уже было невозможно.

Весьма символично, что последняя горькая страница в военной истории Японии связана именно с G4M. 19.08.1945 на двух G4M1 с зелеными крестами на фюзеляже на остров Иесима вылетела японская делегация во главе с генерал-лейтенантом Торасиро Кавабе для выработки условий капитуляции.

Бомбардировщик G4M на протяжении войны строился только на Mitsubishi, которая поставила 2446 самолетов этого типа: 2 опытных, 30 истребителей G6M1, 1200 – G4M1, 1154 – G4M2, включая 640 самолетов с завода в Hагойе и 514 с завода в Окаяме, 60 – G4M3.


Характеристики Mitsubishi G4M
G4M1
mod11
G4M1
mod12
G4M2
mod22
G4M3
mod34
Экипаж, чел. 6-7 6-7 6-7 6-7
Геометрия
Длина фюзеляжа, м 19,97 19,97 19,63 19,50
Размах крыла, м 24,87 24,88 24,89 25,00
Площадь крыла, м² 78,125 78,125 78,000 78,000
Высота, м 4,898 4,898 4,898 4,898
Массы, кг
Пустого, кг 6800 7164 7300 8300
Маx взлетная, кг 12500 14000 15395 1300
Емкость бензобаков, л 4780 5600 6200 4400
Силовая установка
Два Mitsubishi Radial Kasei- 11 15 21 25
Мощность, л.с. взлетный 2x1530 2x1530 2x1800 2x1825
1 граница
высотности/м
1410/
2000
1410/
2600
1575/
1800
1680/
2100
2 граница
высотности/м
1340/
4000
1280/
6000
1410/
4800
1540/
5500
Лётные данные
Скорость, км/ч
на высоте м
max 428/
4200
452/
6000
437/
4600
481/
5065
крейсерская 325/
4000
350/
4000
322/
4000
376/
4700
посадочная 128 129 130 130
Скороподъемность м/мин
на высоте
18/
7000
15/
7000
14/
5000
20/
7000
Потолок, м 8240 9660 8950 9700
Дальность полета, км 6034 5719 5400 4330
Вооружение
торпедное, (шт.) 1 1 1 1
бомбовое, кг 1000 1000 1000 1000
стрелково-пушечное 1x20,
4x7,71
1x20,
4x7,71
2x20,
3x7,71
4x20,
1x13,1
Фото Описание
Схема G4M2

Схема G4M2

G4M2

G4M1

G4M1 Betty

© Михаил Быков

Mitsubishi G4M1 "Betty" из состава авиагруппы (кокутай) Кисарацу, ВМС Японии, Кавиенг, август 1942 г.

Подробно

Модификации самолета

  • G4M1 Модель 11 - первая серийная бомбардировочная модификация, выпускавшаяся с января 1941 года. Построена 661 машина.
  • G4M1 Модель 12 - модификация с двигателями Мицубиси Касей 15, которые имели такую же мощность, что и Касей 11, но обладали большей надежностью и лучшими высотными характеристиками, что позволило на высоте 6000 м развивать скорость 452 км/ч. Самолеты этого варианта выпускались с лета 1942 по январь 1944 года, на первых порах параллельно с машинами G4M1 Модель 11. Практически все бомбардировщики G4M1 Модель 12 получили протекторы из трехслойной резины, прикрывающие топливные баки снизу. Это повысило защищенность от огня с земли, но привело к уменьшению дальности полета более чем на 600 км. Кроме того, боковые блистеры заменили прямоугольными сдвижными панелями, выполненными заподлицо с обшивкой, а также изменили способ установки пушки хвостовой огневой точки. Выпущено 539 самолетов.
  • G4M2 Модель 22 - существенно переработанная модификация, запущена в производство в июле 1943 года. Машины отличались крылом большей толщины с ламинарным профилем и закругленными законцовками, дополнительным топливным баком в фюзеляже емкостью 9бОл (общий объем топлива достиг 6490 л). Кроме того установили новые оборудованные системой впрыска вод-но-метаноловой смеси двигатели Мицубиси Касей 21 (1800 л. с.) с четырехлопастными винтами и один или два дополнительных 7,7-мм пулемета Тип 92 в окнах по бокам носовой части, площадь остекления которой стала гораздо больше. Площадь вертикального оперения также была увеличена, на фюзеляже находилась башня с 20-мм пушкой. Начиная с 65 экземпляра, изменили форму створок бомболюка, которые теперь втягивались внутрь. Одновременно удлинили бомбоотсек, благодаря чему бомбовая нагрузка возросла с 800 до 1000 кг. В результате взлетная масса бомбардировщика увеличилась с 9500 до 12 500 кг, а максимальный показатель скорости стал равен 537 км/ч. Помимо базового варианта G
  • G4M2 Модель 22, выпускались самолеты G4M2a Модель 22А и G4M2b Модель 22В. На них установленные в фюзеляже за срезом крыла 7,7-мм пулеметы были заменены 20-мм пушками, а отличие между ними заключалось в модели пушки и способе питания боеприпасами.
  • G4M2 Модель 24 - модификация с усовершенствованными двигателями Касей 25 (1850 л. с), выпускалась с мая 1944 года. Производились варианты G4M2 Модель 24, G4M2a Модель 24А, G4M2b Модель 24В и G4M2c Модель 24С, отличавшиеся друг от друга вооружением. На машинах первых трех вариантов оно было идентично вооружению машин вариантов G4M2 Модель 22, G4M2a Модель 22А и G4M2b Модель 22В, а на G4M2c Модель 24С передний 7,7-мм пулемет Тип 92 заменили 13-мм пулеметом Тип 2. Весной 1945 года некоторое количество бомбардировщиков Модель 24 различных вариантов было переделано в носители реактивных самолетов-снарядов MXY7 «Ока». С них сняли створки бомболюков, а в бомбоотсеке установили держатели для крепления «Оки» в полуутопленном положении под «брюхом» самолета-носителя. Доработанные машины получили обозначение G4M2e Модель 24J.
  • G4M2a Модель 25 - единственный самолет этого варианта был изготовлен на базе машины G4M2a Модель 24А под высотные двигатели Касей 27 (1795 л. с.). Во время испытаний, проходивших в июле 1944 года, он на высоте 6670 м развил скорость 466 км/ч, но из-за отсутствия моторов в серию не пошел.
  • G4M2c Модель 26 - обозначение, присвоенное двум самолетам G4M2a Модель 24А, на которых испытывались двигатели Касей 25Ь, приспособленные под 87-октановый бензин вместо стандартного 92-октанового.
  • G4M2d Модель 27 - единственный опытный G4M2 с двигателями Касей 25b Ru, оснащенными турбокомпрессорами Йокосука Ne-20.
  • G4M3 Модель 34 - последняя серийная модификация (с октября 1944 года до конца войны было выпущено 60 машин). Самолеты получили двигатели Касей 25 (1850 л. с), однолонжеронное крыло того же размаха и площади, что позволило установить протектированные баки емкостью 4490 л (дальность уменьшилась до 2340 км), бронезащиту кабины пилотов и новую хвостовую башню, из-за чего задняя часть фюзеляжа стала короче на 0,5 м. Чтобы сохранить центровку самолета, стабилизаторам горизонтального оперения придали положительный угол наклона. Оснащенные радаром бомбардировщики, которые предполагалось использовать для борьбы с кораблями противника, получили обозначение G4M3a Модель 34А. Вместо носового пулемета устанавливалась антенна.
  • G4M3b Модель 36В - опытный самолет с двигателями Касей 25b Ru, оснащенными турбокомпрессорами, разработанными на «Мицубиси».

Источники

  • "Самолеты Японии Второй мировой войны" /О.В. Дорошкевич/
  • "Бомбардировщик-торпедоносец «Мицубиси» G4M «Бетти»" /С. Журко, А. Булах, С. Цветков/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Крылья Родины " /№1,1992г. А. Медведь "Удар по Жемчужной гавани"/