H5Y Cherry
Многоцелевая летающая лодка
Yokosuka
H5Y. Проект летающей лодки, получившей обозначение Н5Y1 или «тип 99» модель 11 был готов в конце 1935 года, а в конце 1936 года на 11-м арсенале в Хиро были изготовлены два прототипа. Испытания проходили весь 1937 и 38 годы, и их результаты оказались откровенно разочаровывающими.
Силовая установка. Два 14-цилиндровых радиальных двигателя воздушного охлаждения с трехлопастными винтами изменяемого шага, мощности которых в 2400 л.с. для тяжёлой машины было явно недостаточно. Пришлось максимально облегчить самолет, однако все предпринятые меры не принесли заметного улучшения летных данных. Более мощных двигателей на тот момент в Японии просто не было.
Вооружение. В попытке облегчить машину вооружение было значительно ослаблено по сравнению с требованием спецификации и состояло лишь из двух 7,7-мм пулеметов. Один из них располагался в застекленной хвостовой турели. Второй пулемет располагался в носовой кабине и огонь из него мог вестись из бортовых окон или верхнего люка, расположенного перед кабиной экипажа, в которой располагались два пилота, бомбардир и радист. Иногда в состав вооружения включался еще и третий переносной пулемет, располагавшийся в кабине экипажа. Огонь из него мог вести любой из свободных членов экипажа через окна в фонаре кабины. Бомбовая нагрузка не превышала двух 250-кг бомб на внешней подвеске под крылом.
Боевое применение. Большая часть выпущенных самолетов этого типа поступила на вооружение Yokohama kōkūtai, где они служили вплоть до декабря 1941 года в качестве патрульно-противолодочных. Экипажи встретили новую матчасть без энтузиазма и к началу боевых действий на Тихом океане с удовольствием пересели на 4-х моторные Kawanishi Н6К. К этому времени две лодки Н5Y уже были потеряны в авариях. Союзная разведка считала, что парк летающих лодок H5Y значительно больше и присвоила ему кодовое обозначение "Cherry". Свидетельств боевого применения H5Y практически нет. Один "Cherry" был передан Центральной Метеорологической Обсерватории в Йокогаме, где и служил до конца 1942 года разведчиком погоды. Еще четыре работали в качестве транспортников в Yokohama kōkūtai, судьба остальных неизвестна. Вероятно, в 1943 году ни одной H5Y уже не осталось.
Выпуск летающих лодок «тип 99» ограничился лишь 16 экземплярами, выпущенными на 1-м Арсенале Yokosuka, двумя на заводе Kawanishi и двух прототипов. В 1940 году выпуск был прекращен. Всего, с учетом прототипов, было построено 20 самолетов.
|