Авиация Второй мировой
   Поиск на сайте      English
Самолёты Накадзима Ki-4 Ki-11 B5N B6N C6N Ki-27 Ki-34 Ki-43 Ki-44 Ki-49 Ki-84 Ki-87 Ki-115 J1N J5N J8N G5N/G8N Фото Боевое применение C6N B5N E8N Ki-27 Ki-43 Ki-44 Ki-84

J1N "Gekko / Irving"
Ночной истребитель и разведчик
Nakajima

J1N Gekko

Ночной истребитель и разведчик J1N «Gekko» («Лунный свет»), американское кодовое обозначение «Irving». После девяти месяцев боев в Китае от высших офицеров авиации флота Японии стали поступать требования создания дальнего эскортного истребителя, на основе чего морской штаб стал готовить задание на новый самолет. Причиной таких требований была своеобразная тактика, используемая китайцами - они отводили свою истребительную авиацию за радиус действия японских истребителей "морской тип 96" в результате чего, лишенные прикрытия бомбардировщики "тип 96" несли тяжелые потери. На основе этих требований весной 1938 г. авиационное бюро морского штаба сформулировало требования 13-Си, в целом списанные с французского двухмоторного истребителя "Потез"-63, только что поступившего на вооружение "Воздушной армии" Франции. После изучения мнения наиболее опытных пилотов 12-го кокутая и внесения в спецификации изменений, требования 13-Си были направлены на Мицубиси и Накадзиму. Задание определяло трехместный двухмоторный истребитель, способный в первую очередь вести маневренный бой против одномоторных истребителей. Скорость задавалась в 520 км/ч, дальность полета - 2400 км при нормальном запасе топлива и 3700 км при максимальном, вооружение должно было состоять из 20-мм пушки и 7,7-мм пулеметов вперед и на оборонительной установке назад.

По этому заданию Кацудзи Накамура спроектировал аэродинамически чистый низкоплан с рядом интересных особенностей. Для самолета были выбраны два двигателя воздушного охлаждения Накадзима "Сакае" мощностью 1130 л.с., но чтобы исключить отрицательный эффект реактивного момента винта, двигатели были двух модификаций "Сакае"-12 и "Сакае"-22 с противоположным вращением винтов.

Вооружение: одна вперед стреляющая 20-мм "тип 99 модель 1" пушка, два вперед стреляющих 7.7-мм "тип 97" пулеметов и четыре 7,7-мм "тип 97" пулеметов в 2-х дистанционно управляемых башнях. (J1N1). Причем башни монтировались на фюзеляже тандемом уступом -сразу за кабиной пилотов. Управление пулеметными башнями, а также закрылками и уборка шасси осуществлялись с помощью гидравлики.

один 13-мм пулемет "тип 2" в задней части кабины стрелка (J1N1-C and J1N1-R).

одна 20-мм "Тип 99 модель 1" пушка в турели за кабиной (несколько J1N1-R).

Две фюзеляжных под углом к горизонту вверх 20-мм "тип 99" пушки и две 20-мм "тип 99" под углом к горизонту вниз пушки (J1N1-C KAI and J1N1-S).

Две фюзеляжных под углом к горизонту вверх 20-мм "тип 99" пушки и не обязятельно одна вперед стреляющая 20-мм "тип 99" пушка (J1N1-Sa).

Первый "опытный трехместный эскортный истребитель 13-Си" (или "короткое" обозначение - J1N1) взлетел в мае 1941 г. Для улучшения маневренности второй опытный самолет был оснащен закрылками, отклонявшимися на 20° при боевом маневрировании и на 40° при посадке. Были также установлены автоматические предкрылки. Оба самолета были переданы для официальных испытаний флоту в августе 1941 г. Испытания оказались неудачными, так как самолет был в целом перетяжелен, возникли проблемы из-за противоположного вращения винтов и сложной гидравлической системы. Дистанционно управляемые башни оказались слишком тяжелыми, а их наведение на цель было неточным. Кроме того, на виражах на J1N1 происходила сильная тряска элеронов. Маневренность была признана недостаточной, хотя для двухмоторного самолета была довольно высокой. Сравнение с одномоторным истребителем Мицубиси А6М2 показало, что J1N 1 уступает первому практически во всех аспектах за исключением дальности полета. В результате в октябре 1941 г флот решил отклонить дальний эскортный истребитель. Но так как самолет практически не уступал А6М2 в скорости, Накадзиме было предложено переделать несколько уже почти готовых машин в дальний скоростной разведчик берегового базирования.

При перепроектировании самолета особое внимание было уделено снижению веса и повышению надежности. Так, запас топлива был сокращен с 2270 л до 1700 л, а все вооружение, включая ненадежные башни, было снято. Также надежность эксплуатации самолета повысила замена двигателей с противоположным вращением винтов "Сакае"-21 и -22 только на "Сакае"-22, не имевших редукторов. Для сохранения дальности полета при сокращении запаса топлива была предусмотрена возможность подвески под центропланом двух 330-л дополнительных баков. Фюзеляж был перекомпонован. В носовой части фюзеляжа располагались пилот и стрелок-радист. В распоряжении последнего был 13-мм пулемет "тип 2" на подвижной установке в конце кабины. Штурман располагался в отдельной кабине за крылом. Модифицированный самолет получил обозначение J1N1-C и успешно прошел летные испытания в июле 1942 г, после чего был запущен в серию под обозначением "разведчик морской тип 2". Так как надобность в специализированном самолете была не такой настоятельной по сравнению с основными боевыми типами, то темпы производства были низкими - с апреля 1942 г по март 1943 г Накадзима поставила только 54 J1N1-C, включая опытные машины.

Первые три самолета для опытной эксплуатации было решено отправить на фронт весной 1942 г. 19 апреля пятый, шестой и седьмой серийные самолеты стартовали с территории Японии в направлении Рабаула. В районе Иокогамы ведущий группы Сатору Оно увидел разрывы зенитных снарядов. Так как дело происходило в глубоком тылу, заинтригованный пилот направил свой самолет в их сторону и увидел двухмоторный самолет, оказавшийся американским бомбардировщиком В-25! Это был самолет из группы Дулиттла, совершившей первый налет на Японию во время войны. Так как никакого вооружения на разведчике не было, от преследования противника пришлось отказаться. Прибыв на фронт, машины вошли в состав кокутая (авиационного отряда) "Таинан". Первые вылеты совершались на разведку Порт-Морсби, над Новой Гвинеей и даже Австралией. Потерь не было вплоть до сентября 1942 г., когда самолет под управлением Такунаги напоролся на группу американских бомбардировщиков В-26, шедших в сопровождении истребителей Р-39 из состава 41-го дивизиона. "Аэрокобры" не упустили случая сбить незнакомца. Победу записал на свой счет Эльберт Шинца. Оставшиеся два самолета использовались для разведки во время боев на Гуадалканале. В частности они фотографировали аэродром им. Хендерсона, который потом по ночам обстреливали корабли японского флота.

Массово разведчик начал поступать в боевые части с осени 1942 г., причем американцы первоначально посчитали его истребителем и дали ему кодовое обозначение "Ирвин" в то время, когда разведчики получали женские имена.

Позже самолет был переименован в J1N1-R, (суффикс "С" оставили для палубных разведчиков) причем небольшое число из них получили за кабиной пилота башню с 20-мм пушкой "тип 99 модель 1". Весной 1943 г командир 251-го кокутая Ясино Козоно предложил установить пушки в фюзеляже самолета под углом к горизонту, переоборудовав тем самым разведчик в ночной истребитель. Обслуживающий персонал на аэродроме Рабаула вместо оборудования кабины штурмана установил две 20-мм пушки наклонно вверх под углом 30" и еще две - вниз. Доработанный самолет получил обозначение J1N1-C КАИ. Вскоре боцман Сигетоси Кудо на J1N1-C КАИ перехватил над Рабаулом и сбил два бомбардировщика В-17 из состава 43-й бомбардировочной группы американцев, доказав тем самым пригодность идеи Козоно. Позже Кудо сбил еще три Б-17 и один австралийский патрульный бомбардировщик "Гудзон", став асом. Успех этого опыта вместе с осознанием необходимости в ночных истребителях заставили штаб флота выдать Накадзиме указание переключиться с разведчика на перехватчик.

Производство истребителя J1N1-S "Гекко" (Лунный свет) "модель 11" началось на заводе Nakajima Hikoki K.K. в Koizumi в августе 1943 г. Темпы производства сразу возросли - с апреля 1943 г. по март 1944 г. было выпущено уже 183 J1N (в основном истребители) по сравнению с 54 за предыдущие 12 месяцев. До прекращения производства в декабре 1944 г. было выпущено еще 240 самолетов. Новый J1N1-S получил вооружение по образцу J1N1-C КАИ, но уступ за кабиной был сглажен и была изменена корневая часть киля. Первой частью, переоснащенной на новый ночной истребитель, стал 251-й кокутай, получивший 24 "Гекко" еще до конца 1943 г.

Позже эти машины получили 381-й кокутай, а также 321-й кокутай - первая в японской морской авиации часть, специализирующаяся на перехвате ночью. Все они воевали на Новой Гвинее и Соломоновых островах. Несколько позже, уже в 1944 г., J1N1-S появились на Филиппинах и в Индонезии (141-й и 153-й отряды). Они прикрывали нефтепромыслы и крупные города, летая как днем, так и ночью. Применяли их и как штурмовики. Для этого часть самолетов вновь получила пушку в носу. В конце 1944 г. "Гекко" дислоцировали в Северной Японии и на Курилах.

Боевой опыт показал неэффективность пушек, стреляющих вниз, и вскоре их перестали ставить. Такие машины назывались J1N1-Sa "Гекко". Большинство J1N1-Sa и некоторые J1N1-S оснащались локатором с антенной в носу самолета, а несколько машин получили небольшой поисковый прожектор в носовой части. Первым "Гекко" получили локатор "тип 3 мк. 6 модель 4", предназначенный для обнаружения надводных целей. С высоты 3000 м дальность обнаружения кораблей противника могла достигать 50 км. "Гекко" с этим локатором использовались для ночного патрулирования над морем -то есть в роли разведчика. В конце же 1944 г. возникла настоятельная необходимость в установке локатора для обнаружения воздушных целей. Используемый на "Гекко" локатор FD-2 заметно уступал в характеристиках немецким и английским образцам - максимальная дальность обнаружения цели была только 3000 м, а минимальная - 600, что было явно больше дальности визуального обнаружения вражеского бомбардировщика ночью. Даже лучший вариант локатора производства "Тошибы" имел минимальную дальность в 470 м, а далее пилоты должны были полагаться на "инстинкт истребителя". В результате в боевых частях 70-кг аппаратуру локатора чаще всего просто демонтировали. Иногда вместо локатора или прожектора в носовую часть ставилась 20-мм пушка "тип 99 модель 2". Только весной 1945 г. пришел первый успех - пилот Юзо Курамото и оператор Сиро Куротори обнаружили с помощью локатора на дистанции 3000 м вражеский бомбардировщик, оказавшийся Боингом Б-29, и сбили его.

К концу 1944 г. сохранившиеся "Гекко"стянули в метрополию, в 332-й и 352-й авиаотряды, за пределы досягаемости истребителей противника. Их разместили на авиабазе Куре, откуда они по ночам патрулировали район Сасэбо-Нагасаки-Омура. Небольшая группа, которой командовал "отец" "Гекко" Козоно, находилась на аэродроме Ацуги под Токио.

В боях "Гекко" показал себя довольно эффективным перехватчиком американских В-24, но из-за небольшого запаса скорости редко мог совершить больше одной атаки по более современному В-29. Так, во время налета на Токио 24 октября 1944 г 111 бомбардировщиков В-29, стартовавшие на перехват 18 "Гекко", смогли повредить только одну "Суперкрепость". Иногда, правда, пилоты заявляли и о крупных успехах. Так 3 ноября "Гекко" из состава 302-го кокутая совместно с J2M "Рейден" якобы сбили девять В-29, а в ночь 26 мая 1945 г. - аж 16 американских бомбардировщиков. Один из пилотов - уже знакомый нам по первому реальному перехвату с помощью локатора - Курамото заявил о пяти сбитых в ту ночь В-29, но реально такие потери американцами не признавались.

В боях же с истребителями типа "Хеллкэт" и "Мустанг" "Гекко", как правило, уничтожались. Поэтому, как только с апреля 1945 г. американцы перешли на прикрытие своих бомбардировщиков истребителями над всей территорией Японии "Гекко" стали летать только ночью.

Производство J1N было прекращено в декабре 1944 г., составив всего 479 машин:

2 прототипа J1N1 весной 1941г.

7 предсерийных J1N1-C (1941-42)

470 шт. J1N1-C, J1N1-R, J1N1-C KAI, J1N1-S и J1N1-Sa (июль 1942г. - декабрь 1944г.)

В конце войны большинство оставшихся "Гекко" и разведчиков J1N1-R было использовано в качестве самолетов-камикадзе, вооруженных двумя 250-кг бомбами - закономерный итог для всех устаревших японских самолетов.

В числе трофеев "Гекко" попали впоследствии в руки американцев. Большого интереса этот уже устаревший самолет, разумеется, не вызывал и не испытывался.

Характеристики
J1N1 J1N1-C J1N1-S
Экипаж, чел 3 3 3
Размеры
Размах крыла, м 16,98 16,98 16,98
Площадь крыла, м² 40 40 40
Длина самолета, м 12,18 12,18 12,77
Силовая установка
2×Накадзима NK1F Сакае-21 мощность, л.с. 2×1130 2×1100 2×594
на высоте, м взлетная 2850 6000
Массы и нагрузки, кг:
Пустого 5020 4852 4850
Взлетная 7250 6890 7010
Максимальная взлетная 8030 7527 8184
Удельная нагрузка на крыло*, кг/м² 181,3 172,3 175,3
Удельная нагрузка на мощность, кг/л.с. 3,6 3,3 3,7
Performance
Скорость максимальная км/час 507 530 507
на высоте, м 5000 6000 5800
Скорость крейсерская км/час 330 278 330
на высоте, м 4000 4000 4000
Скороподъемность - 5мин
37сек
9мин
35сек
Практический потолок, м - 10300 9320
Дальность полета нормальная, км - 2700 2550
Дальность полета максимальная, км - - 3500

* - при нормальном полетном весе.

Фото Описание

Схема истребителя J1N1-Sa (J1N3)

Накадзима «Gekko» Мк.23 J1N3, ночной истребитель

J5N "Tenrai"
Истребитель-перехватчик

J5N1 Tenrai

"Накадзима" J5N1 "Тенрай" ("Небесный гром") - экспериментальный тяжёлый двухмоторный истребитель-перехватчик флота.

Начиная с 1942 года с фронта все чаще стали поступать донесения о малой эффективности атак японских истребителей против многомоторных американских бомбардировщиков. Положение стало еще более серьезным, когда разведка добыла информацию о том, что в США готовятся к серийному производству еще более совершенных машин, предназначенных непосредственно для стратегических бомбардировок Японских островов. Авиация армии и флота Японии была абсолютно не готова что-либо противопоставить этой угрозе. Необходимо было срочно принимать меры, и в начале 1943 года Кайгун Коку Хомбу разработал спецификацию 18-Си «В» на тяжелый истребитель-перехватчик

Технические требования были сформулированы в общей форме и не навязывали разработчикам ни конструктивную схему самолета, ни чисто двигателей, ни их тип. Разработчики должны были создать самолет, вооруженный по крайней мере двумя 30-мм пушками Тип 5, развивающий на большой высоте скорость 665 км/ч и набирающий высоту 8000 м за 9 мин. Еще одним дополнительным требованием было обеспечение легкости процесса серийного производства, допускающего со временем переход на максимальное использование нестратегических материалов. В начале 1943 года спецификация 18-Си «В» на конкурсной основе была передана фирмам «Накадзима» и «Каваниси», часть работ взял на себя технический отдел Кайгун Коку Хомбу.

После получения требований специалистами «Накадзима» под руководством Катсузи Накамуры и Казуо Оно в сжатые сроки на базе более раннего самолета этой фирмы — J1N «Гекко» — был создан проект N-20. Новая машина была построена по схеме одноместного двухмоторного свободнонесущего среднеплана с работающей дюралюминиевой обшивкой и крылом ламинарного профиля. Топливные баки были протестированными, а спереди защиту пилоту обеспечивало бронестекло толщиной 50 мм. Вооружение состояло из размещенных в носовой части фюзеляжа четырех пушек двух 30-мм Тип 5 и двух 20-мм Тип 99 Модель 2. В качестве силовой установки были выбраны два двигателя Накадзима Хомаре 21 мощностью 1990 л. с.

В конце 1943 года проект был одобрен заказчиком и получил войсковой индекс J5N1 «Тенрай» (Небесный гром). Прототип самолета был завершен в начале марта 1944 года, а в июле он совершил первый полет. Из-за того, что установленные на нем двигатели Хомаре 21 еще не были доведены и не развивали заявленную мощность, характеристики J5N1 нельзя было признать удовлетворительными. Максимальная скорость самолета — 603 км/ч — была гораздо ниже требуемой. Не соответствовал заданию и ряд других показателей, за исключением скороподъемности: на высоту 8000 м J5N1 поднимался за 9 мин. Кроме того, в полете «Тенрай» характеризовался недостаточной продольной устойчивостью и плохой управляемостью на малых скоростях, особенно на виражах. Дополнительные проблемы доставляли недоработанные двигатели.

Пока шли летные испытания прототипа, было построено еще пять опытных образцов. Два из них были двухместными вариантами, их. очевидно, планировали приспособить под установку радара. В 1944 году первый прототип был доработан до варианта J5N1 KAI. Основное отличие заключалось в переносе двух 30-мм пушек за кабину пилота и установке их под углом в 60°.

Несмотря на внесение в конструкцию опытных машин большого чиста изменений, пилотажные характеристики J5N1 существенно не улучшились. Что, впрочем, не помешало одному из самолетов во время испытательного полета перехватить летевший на высоте "000 м американский бомбардировщик Боинг В-29 «Суперфортресс» и сбить его.

В начале 1945 года, потеряв надежду получить эффективный перехватчик Кайли Коку Хомбу распорядился прекратить работы над «Тенраем». Из шести построенных J5N1 один самолет разбился в ходе летных испытаний, два были уничтожены во время налета вражеской авиации, а остальные три были захвачены после войны американцами.

Характеристики J5N1
Экипаж 1-2
Размеры
Длина самолета, м 11,46
Высота самолета, м 3,50
Размах крыла, м 14,50
Площадь крыла, м² 32,00
Силовая установка
2 × ПД Nakajima NK9H Homare 21, мощностью л.с. 2 × 1990
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 5090
Нормальная взлетная 7040
Максимальная взлетная 8035
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 621
Крейсерская скорость, км/ч 464
Максимальноя скороподъемность м/мин 750
Практический потолок, м 10800
Практическая дальность, км 925

Вооружение. В нижней передней части фюзеляжа были установлены четыре пушки: две 30-ти мм тип 5 и две 20-ти мм тип 99 модель 2.

Конструкция. Трапециевидное цельнометаллическое крыло J5N имело ламинарный профиль и упрощенную конструкцию. Поскольку площадь поверхности крыла была лишь ненамного больше, чему одномоторного истребителя А6М, разработчикам пришлось оснастить его эффективными средствами механизации: широкими щитками и предкрылками.

Цельнометаллический фюзеляж J5N характеризовался малой площадью поперечного сечения и очень чистыми с точки зрения аэродинамики линиями. В носовой его части было сосредоточено вооружение, состоявшее из двух 30-мм пушек Тип 5 и двух 20-мм пушек Тип 99 Модель 2

Каплевидный фонарь кабины J5N, состоявший из бронестекол толщиной 50 и 20 мм, обеспечивал пилоту высокую степень защищенности.

Основные стойки шасси самолета J5N были оснащены колесами с шинами большого диаметра и низкого давления, благодаря которым самолет мог действовать с плохо подготовленных полевых аэродромов. Хвостовая стойка шасси в полете убиралась в фюзеляж.

Фото Описание
J5N1

Схема Накадзима J5N1

Источники

  • журнал «Авиация и космонавтика» №4 1999 /Андрей Фирсов/
  • Энциклопедия военной техники /Aerospace Publising/
  • «Самолеты Японии Второй мировой войны» /Олег Дорошкевич/
Аичи Каваниси Кавасаки Кокусай Кюсю Мансю Мицубиси Накадзима Тачикава Йокосука Фото и схемы

©AirPages
2003-