![]() |
Авиация Второй мировой |
![]() ![]() |
J7W "Синден"
История «Синдена» — самого необычного самолета, построенного в Японии в годы Второй мировой — тесно связана с деятельностью технического отдела Кайгун Коку Хомбу, специалисты которого как правило занимались анализом новейших тенденций мирового авиастроения, обобщением опыта боевого использования авиации и разработкой на базе этого тактико-технических требований к новым японским самолетам. Непосредственное участие отдела в проектировании не предусматривалось, но тяжелое положение на фронтах и провал программы создания крайне необходимого истребителя-перехватчика по требованиям 17-Си «В» вынудили принимать нетрадиционные решения. Поэтому посте составления в конце 1943 года новой спецификации — 18-Си «В» — к проектированию решили подключить инженеров технического отдела Кайгун Коку Хомбу а именно, группу из трех человек во главе с летчиком-инженером капитаном Масаоки Цуруно. Ими был разработан предварительный проект истребителя-перехватчика Х-18, построенного по аэродинамической схеме «утка». Такое необычное решение стало возможным благодаря тому; что спецификация 18-Си «В» была общей и предоставляла разработчикам свободу действий. Требовалось только обеспечить на больших высотах скорость не ниже 665 км/ч и время подъема на высоту 8000 м не более 9 мин. Еще одной интересной чертой проекта Х-18 было то, что уже изначально предусматривалась возможность установки на новый самолет двух типов двигателей: поршневого или реактивного. Собственно это обстоятельство и обусловило выбор аэродинамической схемы. Для проверки жизнеспособности схемы «утка» 1-му авиационному арсеналу флота в Йокосуке было поручено задание спроектировать опытный планер такой же схемы. Он получил обозначение MXY6. Начавшиеся в январе 1944 года летные испытания трех построенных планеров подтвердили обоснованность принятой концепции, и Кайгун Коку Хомбу выдал заказ на разработку и изготовление двух прототипов нового истребителя-перехватчика фирме «Кюсю». Поскольку компания не обладала опытом проектирования скоростных самолетов, но зато имела относительно незагруженный штат конструкторов и свободные мощности, на «Кюсю» направили часть сотрудников 1-го арсенала. Возглавил объединенную команду капитан Цуруно. Работы над проектом самолета, который получил войсковое обозначение J7W1 «Синден» (Яркая молния), начались в марте 1944 года. В апреле 1945 года был готов первый прототип. Он представлял собой цельнометаллический низкоплан, построенный по схеме «утка», то есть стабилизаторы горизонтального оперения находились спереди, а крылья — сзади. В носовой части фюзеляжа было размещено необычно мощное вооружение из четырех 30-мм пушек Тип 5. Самолет также отличался трехстоечной схемой шасси с носовым колесом. Кроме того, на размещенных на крыле вертикальных плоскостях имелись дополнительные опоры с убираемыми колесами. В качестве силовой установки был выбран 18-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Мицубиси MK9D KAI мощностью 2130 л. с, который располагался за кабиной пилота и приводил во вращение через удлиненный вал толкающий шестилопастный воздушный винт. Воздух для охлаждения двигателя поступал через два узких воздухозаборника, размещенных по бокам фюзеляжа. Новый самолет казался перспективным, и в мае 1944 года, еще до того, как первый прототип J7W1 поднялся в воздух Кайгун Коку Хомбу оформил заказ на постройку самолетов информационной серии. В сентябре начались приготовления к серийному выпуску фазу на двух заводах: фирм «Кюсю» и «Накадзима». Предполагалось, что темпы производства составят 150 самолетов в месяц, а в период с апреля 1946 по март 1947 года в войска поступит 1086 «Синденов». Однако эти планы реализованы не были из-за капитуляции Японии. Тем временем уже во время наземных испытаний выявились проблемы с системой охлаждения двигателя. По этой причине первый полет пришлось отложить. Он состоялся только 3 июля 1945 года — через три месяца после постройки первого прототипа. Затем были выполнены еще два полета общей продолжительностью 30-45 минут, во время которых наблюдалась сильная вибрация и тенденция к сваливанию в правую сторону. В остальном самолет вел себя в воздухе неплохо. После установки щитков, уравновешивающих реактивный момент винта, а также модификации систем охлаждения двигателя и отклонения закрылков. J7W1 вполне мог стать полноценным истребителем. Но на доработку машины времени уже не хватило. Перед самым окончанием войны был изготовлен второй прототип самолета J7W1, но взлететь он не успел. Следующий вариант — J7W2 «Синден» KAI, — в качестве силовой установки на котором предполагалось использовать турбореактивный двигатель Ne-130 тягой 900 кг, также остался нереализованным. Конструкция. Стабилизаторы горизонтального оперения были вынесены вперед. Крыло J7W, как и фюзеляж, имело цельнометаллическую конструкцию (за исключением полотняной обшивки рулевых поверхностей). Оно было смещено назад, а примерно на середине размаха на нем были установлены два стабилизатора вертикального оперения. Применение трехопорного колесного шасси с передней стойкой — еще одна отличительная особенность J7W. 18-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Мицубиси MK9D КАI мощностью 2130 л. с. находился за кабиной пилота. Воздух для его охлаждения поступал через расположенные по бокам фюзеляжа узкие воздухозаборники. Шестилопастный толкающий воздушный винт изменяемого шага диаметром 3,4 м был призван обеспечить максимально эффективное использование большого вращающего момента. Он был оборудован системой аварийного сброса, которая задействоваласъ пилотам в случае необходимости покинуть самолет с парашютом. J7W1 "Синден" ("Величественная молния"), а J4M1 "Сенден" ("Сверкающая молния").
|