Авиация Второй мировой

Home English

K5Y

Йокосука K5Y1 в полете
  • Учебно-тренировочный самолет
  • Первый полет: 1934
  • Йокосука

K5Y. Основной учебно-тренировочной машиной императорского военно-морского флота Японии был самолет Йокосука K5Y. Он выпускался с 1933 по 1945 год и стал самым массовым японским самолетом в своем классе. Всего было изготовлено 5591 самолетов.

А начались работы над K5Y в 1932 году, когда Кайгун Коку Хомбу поручил специалистам 1-го авиационного арсенала флота в Йокосуке с помощью конструкторов из фирмы «Каваниси» довести до ума учебно-тренировочный самолет Тип 91, впервые облетанный в 1931 году. Самолет имел неплохие характеристики, но обладал недостаточной, предназначенной для подготовки пилотов, устойчивостью в полете. Поэтому его конструкция была существенно переработана, в результате чего была создана машина-биплан — K5Y1.

Новый самолет отличался от своего предшественника новым верхним крылом с увеличенным утлом поперечного V и большей стреловидностью, а также хвостовым оперением большей площади. Кроме того, на стойках неубираемого шасси не устанавливались характерные для самолета Тип 91 обтекатели. В качестве силовой установки на K5Y1 использовался звездообразный двигатель воздушного охлаждения Хитачи Амаказе 11 мощностью 340 л. с. прикрытый капотом в виде кольца Тауненда. Вооружение было представлено размещенным над двигателем 7,7-мм пулеметом Тип 89. Второй пулемет, подвижный, Тип 2 калибра 7,92 мм мог монтироваться в задней кабине. Под крылом K5Y1 имел возможность нести две учебные бомбы массой по 30 кг или десять бомб по 10 кг.

Первый опытный самолет поднялся в воздух в декабре 1933 года. После завершения сокращенной программы испытаний его приняли на вооружение флота как «Переходный учебно-тренировочный самолет флота Тип 93 Модель 1» (K5Y1 Модель 1) и уже в январе 1934 года направили в серийное производство. Первоначально оно осуществлялось на заводе «Каваниси», но позднее его перенесли на заводы ряда других авиастроительных фирм, в меньшей степени загруженных выпуском боевых самолетов: «Ниппон Хикоки КК» (здесь изготовили 2719 самолетов K5Y), «Хитачи Кокуки КК» (1393 машины), «Фуджи Хикоки КК» (869 машин) и «Ватанабе Теккосо КК» (556 машин). Небольшое число самолетов было построено фирмами «Накадзима» и «Мицубиси».

Параллельно с колесным вариантом выпускался поплавковый вариант K5Y, получивший обозначение K5Y2 Модель 2. Всего было произведено 872 таких самолета.

Дальнейшее развитие конструкции удачного учебно-тренировочного самолета было поручено фирме «Ниппон». Конструкторами компании были разработаны варианты K5Y3 Модель 12, K5Y4 Модель 13 и K5Y5 Модель 14 с более мощными двигателями серии Амаказе, но облетан из них был только поплавковый K5Y3. Проекты K5Y4 и K5Y5 (оба на колесном шасси) остались на бумаге.

Самолеты K5Y использовались до последних дней войны и сыграли огромную роль в подготовке летного состава авиации японских ВМС. Союзники присвоили им кодовое имя «Уиллоу».


Йокосука K5Y1
Экипаж 2
Размеры
Размах крыла, м 11
Площадь крыла, м² 27,70
Длина самолета, м 8,05
Высота самолета, м 3,20
Силовая установка
1 × ПД Hitachi Amakaze 11
Мощность, л.с. 1 × 340
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 1000
Нормальная взлетная 1500
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 209
Крейсерская скорость, км/ч 136
Максимальная скороподъемность, м/мин 222
Практический потолок, м 5700
Практическая дальность, км 1000

Вооружение. Обычно отсутствует. Иногда 1 × 7,7-мм синхронный Тип 97 и 1 × 7,7 -мм Тип 92 на турели. Бомбы — 2 × 30 кг или 10 × 10 кг. В одноместном варианте для камикадзе 1 × 250-кг бомба.

Фото Описание
Схема Йокосука K5Y1

Схема Йокосука K5Y1

Схема Йокосука K5Y2

Схема Йокосука K5Y2

Конструкция. Верхнее крыло K5Y1 в отличие от нижнего характеризовалось небольшой стреловидностью. Конструкция бипланной коробки — металлическая с полотняной обшивкой. Под нижним крылом K5Y могли крепиться узлы для подвески учебных бомб.

Фюзеляж K5Y имел металлический каркас и смешанную металло-полотняную обшивку. В передней его части монтировался неподвижный 7,7-мм пулемет Тип 89. Еще один пулемет — 7,7-мм Тип 92 —устанавливался в задней кабине.

Силовая установка. 9-цилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения Хитачи GK2B Амаказе 11 мощностью 340 л.с. Деревянный двухлопастный воздушный винт неизменяемого шага, диаметром 2,75 м.

Источники

  • "Самолеты Японии Второй мировой войны." /О. Дорошкевич/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/