Ki-10
|
- Истребитель
- Первый полет: 1935
- Кавасаки
|
В начале 30-х годов прошлого века на вооружении авиации императорской армии Японии состояли истребители в основном двух типов: Накадзима «Армейский Тип 91» и Кавасаки «Армейский Тип 92». Первый из них представлял собой моноплан с крылом типа «парасоль», а второй был классическим бипланом. Для своего времени это в целом были довольно удачные машины, но по скоростным качествам они заметно уступали ряду более современных зарубежных истребителей, в частности английскому Хоукер «Фыори» и хчериканскому Боинг Р-26А. Чтобы сократить отставание по скорости, в 1933 году специалистами фирмы «Кавасаки» был спроектирован новый самолет — Ki-5. Он представлял собой истребитель-моноплан с крылом типа «обратная чайка» и высокими аэродинамическими характеристиками, но военные отклонили его по причине недостаточной, по их мнению, маневренности. Однако японская авиация по-прежнему нуждалась в скоростных машинах, и в сентябре 1934 года, вскоре после прекращения работ над Ki-5, «Кавасаки» получила указание спроекгаровать истребитель-биплан, а фирме «Накадзима» был выдан заказ на создание истребителя-моноплана. Первому проекту было присвоено армейское обозначение Ki-10, второму — Ki-11.
На «Кавасаки» разработка нового самолета осуществлялась под руководством Такео Дои. В марте 1935 года первый прототип Ki-10. представлявший собой оснащенный 850-сильным 12-цилиндровым V-образным двигателем жидкостного охлаждения Кавасаки На-9-IIа полутороплан с элеронами только на верхнем крыле, поднялся в воздух. Через месяц был облетан второй опытный самолет. В ходе испытаний выяснилось, что новый самолет превосходит своего предшественника Ki-5 по всем основным показателям, но все-таки уступает по скорости конкуренту — истребителю-моноплану Накадзима Ki-11. Чтобы не упустить выгодный контракт, специалисты «Кавасаки» внесли в конструкцию третьего и четвертого прототипов ряд изменений: на третьей машине установили трехлопастный металлический воздушный винт (вместо двухлопастного деревянного винта фиксированного шага) и применили клепку впотай, а на четвертой увеличили поперечное V крыла — для улучшения устойчивости. И хотя доработанные Ki-10 все-таки уступали в скорости Ki-11, эта разница компенсировалась гораздо более высокой маневренностью, чему военные по традиции придавали наибольшее значение. В результате в серию был запущен истребитель «Кавасаки», получивший обозначение «Армейский истребитель Тип 95 Модель 1» (Ki-10-I). Серийные машины были идентичны третьему прототипу. Всего с декабря 1935 по октябрь 1937 года в войска было поставлено 300 таких самолетов.
В июне 1937 года на смену Ki-10-I пришли истребители усовершенствованного варианта Ki-10-II. которые отличались крылом большей площади и размаха, а также более длинным фюзеляжем. Кроме того, машины данной модификации демонстрировали лучшую устойчивость. Самолеты Ki-10-II выпускались до декабря 1938 года, за это время было построено 280 истребителей.
Кроме двух серийных модификации, было разработано и несколько опытных вариантов. Первый из них — Ki-10-I KAI (KAI — от японского Kaizo — модифицированный, специальный) — был создан в результате доработки стандартного Ki-10-L Фюзеляж опытного самолета отличался более высокими аэродинамическими характеристиками, радиатор был сдвинут назад. Стойки шасси стали свободнонесущими, колеса были оборудованы обтекателями, что позволило повысить максимальную скорость с 400 до 420 км/ч. Позднее было построено два экземпляра Ki-10-II KAI, которые отличались от Ki-10-I KAI только новым двигателем — форсированным Ha 9-IIb, на высоте 3800 м развивавшем мощность 950 л. с. Скорость истребителя возросла до 445 км/ч и практически сравнялась со скоростью нового истребителя Накадзима Ki-27, тем не менее Ki-10-II KAI в серийное производство не пошел — время бипланов уже прошло.
Самолеты Ki-10-I и Ki-10-II, наиболее совершенные истребители-бипланы в японской авиации, активно участвовали в боевых действиях японско-китайской войны и в конфликте на Халхин-Голе. К началу войны на Тихом океане Ki-10 устарели и использовались в основном в качестве учебно-тренировочных, хотя союзники, которые присвоили этому японскому истребителю кодовое наименование «Перри», считали, что самолет еще состоит на вооружении боевых частей.
Конструкция. 12-цилиндровый V-образный двигатель жидкостного охлаждения Кавасаки Ha-9-IIb мощностью 850 л. с.
Конструкция крыльев Ki-10 — металлическая с полотняной обшивкой. Размах верхнего крыла гораздо больше размаха нижнего. Элеронами оснащалось только верхнее крыло. Нижнее крыло, в отличие от верхнего, характеризовалось положительным углом поперечного V.
Стойки колесного шасси самолета были выполнены неубираемыми. Иногда для уменьшения аэродинамического сопротивления колеса прикрывали массивными обтекателями.
Фюзеляж Ki-10 имел характерную для многих самолетов тех лет конструкцию и представлял собой сварную раму со смешанной металло-полотняной обшивкой. Кабина пилота по традиции была выполнена открытой.
Кавасаки |
Ki-10-II |
Экипаж |
1 |
Размеры |
Размах крыла, м |
10,02 |
Площадь крыла, м² |
23,00 |
Длина самолета, м |
7,55 |
Высота самолета, м |
3,00 |
Силовая установка |
1×ПД Кавасаки |
Hа-9-IIb |
Мощность, л.с. |
1 × 850 |
Массы и нагрузки, кг |
Пустого самолета |
1360 |
Нормальная взлетная |
1740 |
Летные данные |
Максимальная скорость, км/ч |
400 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
1000 |
Практическая дальность, км |
1100 |
Практический потолок, м |
11500 |
Вооружение |
Два 7,7-мм синхронных пулемета "тип 89" |
|
Схема Ki-10
|
|
Ki-11
|
- Истребитель
- Первый полет: 1934
- Накадзима
|
В компании Накадзима руководить опытно-конструкторскими работами был назначен Ясуси Кояма (Yasushi Koyama), главным конструктором проекта был Синроку Иноуе (Shinroku Inoue). Новый самолет (фирменное обозначение PA) отличался коренастым фюзеляжем и расчаленным крылом с закругленными законцовками, придававшими ему эллиптический вид в плане. Хотя предыдущий низкоплан компании Накадзима имел свободнонесущее крыло, более тонкий профиль для более высоких скоростей мог быть применен только на крыле, усиленном с помощью внешних расчалок. Поэтому конструкторы кампании пошли именно на такой вариант крыла нового истребителя. Неубирающиеся основные стойки шасси были оснащены широкохордными обтекателями.
В период с апреля по декабрь 1935 года были построены четыре прототипа, каждый из которых имел некоторые отличия. Третий прототип был оснащен трехлопастным воздушным винтом, а четвертый - двухлопастным и фонарем кабины. Каждый из прототипов имел отличия в обтекателях ходовой части и в вертикальном оперении, а также мелкими изменениями по результатам испытаний.
Совместные летные испытания Ki-10 и Ki-11 проходили в середине 1935 года в армейском авиатехническом исследовательском институте в Тачикаве и проводились его группой летчиков испытателей. Оценки летных качеств самолетов в основном базировались на излюбленном методе японской авиации - маневренных боях на горизонталях, дававшем полутораплану Кавасаки Ki-10 преимущество над монопланом Накадзима Ki-11. Последнему в данном случае больше подошла бы тактика "ударь и беги", преимущества которой были обнаружены несколько позже. На основе этих отличий победу в конкурсе одержал Ki-10, принятый на вооружение Императорской армией и ставший "истребителем тип 95", тогда как в сентябре 1935 года Ki-11 был отвергнут. Однако в отчетах было указано о более высокой надежности стоявшего на Ki-11 радиального двигателя Kotobuki по сравнению с установленным на Ki-10 рядным двигателем водяного охлаждения Ha-9 II, являвшимся развитием линензионного варианта BMW-VI. Несмотря на эти результаты Ki-11 полужил основой для разработки следующего поколения японских истребителей, одним из которых стал Накадзима Ki-27, получивший от союзников во время войны на тихом океане кодовое обозначение Nate.
Кампанией Накадзима были предприняты усилия для производства Ki-11 в качестве экспортного истребителя для стран Юго-Восточной Азии, но ни один из возможных клиентов не проявил к нему никакого интереса, и поэтому производство было пректащено после постройки четырех прототипов. Первый и третий прототипы были использованы компанией Накадзима для исследований в рамках разработки новых проектов истребителей, а четвертый был продан газете Asahi Shimbun (朝日新聞 - газета "Утреннее солнце") в качестве высокоскоростного самолета (номером гражданской регистрации J-BBHA) под обозначением AN-1.
На службе у газеты Asahi Shimbun этот единственный AN-1 добился значительных успехов. 31 декабря 1935 года пилотируемый Мисабуро Ниино (Mosaburo Niino) самолет AN-1 установил рекорд скорости, пролетев из токио в Осаку за 1 час 25 минут. Данный рекорд был превышен на этом же самолете, когда по этому маршруту летал Мисааки Иинума (Masaaki Iinuma). В июне 1936 года во время солнечного затмения, которое лучше всего было наблюдать на острове Хоккайдо, пилотируемый Иинума AN-1 доставил непроявленные пленки в токийский офис газеты, опередив конкурентов всех остальных газет. Этот полет был выполнен со средней скоростью 398 км/ч. До появления Mitsubishi Karigane, использовавшегося газетой Asahi Shimbun в марте 1937 года в качестве самолета для сверхдальних перелетов Камикадзе, Накадзима AN-1 оставался самой скоростной японской машиной. Для подготовки к европейскому перелету доброй воли Иинума использовал AN-1 для повышения летного мастерства перед историческим полетом. Известный французский пилот Марсель Доре (Marcel Doret) в сентябре 1937 года взлетал на AN-1 с аэропорта Ханеда (Haneda), демонстрируя свое мастерство высшего пилотажа на этом современном самолете.
Накадзима |
Ki-11 |
Экипаж |
1 |
Размеры |
Размах крыла, м |
10,80 |
Площадь крыла, м² |
18,00 |
Длина самолета, м |
7,45 |
Высота самолета, м |
3,37 |
Силовая установка |
1×ПД Nakajima |
Kotobuki 3 |
Мощность, л.с. |
1 × 710 |
Массы и нагрузки, кг |
Пустого самолета |
1269 |
Нормальная взлетная |
1700 |
Летные данные |
Максимальная скорость, км/ч |
420 |
Крейсерская скорость, км/ч |
367 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
778 |
Практическая дальность, км |
1100 |
Практический потолок, м |
10000 |
Вооружение |
Два 7,7-мм синхронных пулемета "тип 89" |
|
Схема Ki-11
|
|
Накадзима AN-1
|
Ki-12
|
- Истребитель
- Первый полет: 1936
- Накадзима
|
Hесмотря на неудачу с Ki-11, Hакадзима продолжила исследования в области скоростных истребителей, начав проектирование новой машины при технической помощи сотрудников фирмы Dewoitine. С французской стороны проектом руководили Роже Робер (Roger Robert) и Жан Безо (Jean Beziaud), с японской - Сигэнобу Мори. В качестве образца был взят истребитель Dewoitine D.510J, тогда как в основе проекта лежал опытный истребитель Ki-11: оставив хвостовую часть фюзеляжа, команда проектировщиков заменила радиальный двигатель Nakajima Kotobuki 3 на французский мотор с водяным охлаждением Hispano-Suiza 12Xcrs мощностью 610 л.с..
Накадзима хотела выжать максимум летных характеристик из самолета, и поэтому конструкция его отличалась использованием самых последних достижений самолетостроения, многие из которых на японских истребителях применялись впервые. На Ki-12 были применены убираемые гидравлические шасси, крыло с щелевыми закрылками и пушечное вооружение: на истребитель была установлена 20-мм пушка, стреляющая через развал винта. На испытаниях в октябре 1936 года самолет показал превосходные летные данные.
Однако руководство армейской авиации с самого начала критически относилось к проекту ф. Накадзима: победившие сторонники "маневренного" истребителя считали Ki-12 недостаточно устойчивым, маломаневренным (по японским стандартам), дорогим и сложным. Кроме того, по опыту проблем Кавасаки с лицензионным выпуском BMW-VI, были сомнения в способности японской промышленности наладить серийный выпуск Hispano-Suiza 12Xcrs.
Все это привело к отказу военных от принятия Ki-12 на вооружение. В результате на Hакадзиме также сделали вывод о вреде бега впереди паровоза: фирма начала работу над более "простым" проектом "тип Р.Е." с неубираемым шасси и двигателем воздушного охлаждения. Развитие проекта "типа Р.Е" привело к появлению истребителя Ки-27, который и был принят на вооружение.
Накадзима |
Ki-12 |
Экипаж |
1 |
Размеры |
Размах крыла, м |
11,00 |
Площадь крыла, м² |
17,00 |
Длина самолета, м |
8,30 |
Высота самолета, м |
3,45 |
Силовая установка |
1×ПД Hispano-Suiza 12Xcrs, мощностью л.с. |
1 × 610 |
Массы и нагрузки, кг |
Пустого самолета |
1400 |
Нормальная взлетная |
1900 |
Летные данные |
Максимальная скорость, км/ч |
480 |
Крейсерская скорость, км/ч |
425 |
Практическая дальность, км |
800 |
Практический потолок, м |
10500 |
Вооружение |
20-мм пушка Hispano-Suiza HS.404 |
1 |
7,7-мм синхpонных пулемета "тип 89" |
2 |
Источники
- Самолеты Японии Второй мировой войны. /Олег Дорошкевич/
- Авиация Японии. /А. Фирсов/
- Истребитель "Кавасаки" Ки-10 /Самолеты Мира. Елена Астахова./
- Опытный истребитель Nakajima Ki-11 /Альтернативная История/
- Тот, кому не повезло. Истребитель Nakajima Ki-12 /Альтернативная История/
- Энциклопедия военной техники /Aerospace Publising/
|
|