Авиация Второй мировой

Home English

Ki-15

Ki-15-II
  • Многоцелевой разведчик
  • Первый полет: 1936
  • Мицубиси

В июле 1935 года эксперты Коку Хомбу Японии сформулировали требования на двухместный разведывательный самолет, спроектировать который было поручено фирме «Мицубиси». Вскоре конструкторский коллектив в составе инженеров Фумихико Коно, Томио Кубо и Сокичи Мизумо представил заказчику проект свободнонесущего низкоплана с неубирамым шасси и 9-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения Накадзима На-8, развивавшим на высоте 4000 м мощность 750 л. с. После его одобрения, в декабре того же 1935 года, на «Мицубиси» приступили к сборке прототипа. Через пять месяцев он был готов и в мае 1936 года совершил свой первый полет. В ходе летных испытаний самолет, получившей обозначение Ki-15, продемонстрировал характеристики, полностью удовлетворявшие требованиям спецификации, а по многим пунктам и превосходившие их. В частности, достигнутая на высоте 4050 м скорость в 481 км/ч более чем на 30 км/ч превысила скорость, указанную в задании. Впечатление от машины было настолько благоприятным, что военные закрыли глаза на некоторые недостатки самолета, например, плохой обзор вперед, особенно при взлете и посадке, и резкая потеря скорости на виражах, и запустили его в серийное производство как «Армейский разведчик Тип 9" Модель 1» (K-15-I).

В мае 1937 года первая серийная машина поступила в войска, а незадолго до этого (6-9 апреля) один, купленный газетой «Асахи симбун», самолет этого типа совершил рекордный перелет из Японии в Великобританию, преодолев за 94 часа 17 минут и 56 секунд (чистое летное время 51 час 17 минут и 23 секунды) 15 315 км со средней скоростью 162,5 км/ч. Этот перелет продемонстрировал всему миру возросший уровень японской авиации в целом и высокие характеристики нового самолета в частности. Вскоре в небе Китая эти характеристики были подтверждены в боевых условиях. Высокая скорость позволяла Ki-15-I успешно действовать в глубине территории Китая и обеспечивать армию всеми необходимыми данными о передвижениях противника, уходя при этом почти от всех китайских истребителей, за исключением разве что И-16.

Тем не менее, всего через год после поступления Ki-15 на вооружение, начались работы над его улучшенной версией. Так появился вариант Ki-15-II с 850-сильным двигателем Мицубиси На 26-1, который имел меньший диаметр, чем На-8, за счет чего значительно улучшился обзор из кабины. Первый Ki-15-II был закончен в июне 1938 года. Во время испытаний он развил максимальную скорость 510 км/ч, но, даже несмотря на столь высокие летные данные, усовершенствованный вариант был запущен в серию только в сентябре 1939 года.

Высокая эффективность Ki-15 при выполнении разведывательных задач привлекла к самолету внимание командования авиации флота. В результате в 1938 году Кайгун Коку Хомбу заказал 20 самолетов по образцу Ki-15-II. Они получили вместе с обозначением «Разведчик флота Тип 98 Модель 1» (С5М1) свой комплект фото- и радиооборудования. Еще 30 подобных машин были заказаны в 1940 году под обозначением С5М2. Эта была уже специальная модификация под двигатель Накадзима Сакае 12 мощностью 950 л. с. с трехлопастным винтом. Несмотря на более мощный двигатель, С5М2 оказался менее скоростным, чем Ki-15-II — из-за большего взлетного веса.

В 1939 году было построено два опытных самолета варианта Ki-15-III. Они были оснащены двигателями Мицубиси На-102 мощностью 1050 л.с. и стали самыми скоростными из всех Ki-15 (максимальная скорость 530 км/ч). Но поскольку к тому времени уже шли испытания разведчика Мицубиси Ki-46, который должен был прийти на смену Ki-15, то в серию Ki-15-III не пошёл. Все ограничилось выпуском 439 самолетов Ki-15-I и Ki-15-II.

Начало боевых действий на Тихом океане Ki-15 и С5М встретили в составе подразделений первой линии. Они активно и успешно использовались во всех районах огромного театра военных действий, с честью справляясь с возложенными на них обязанностями. Именно разведчик С5М обнаружил 10 декабря 1941 года вышедшие из Сингапура британские линейные корабли «Принс оф Уэлс» и «Рипалс». Через несколько часов благодаря умелому наведению на цель соединения бомбардировщиков ВВС флота оба корабля были потоплены Но постепенно эффективность действий Ki-15 и С5М стала уменьшаться. Их скорости было недостаточно, чтобы уйти от преследования более современных истребителей союзников, а шансов уцелеть при встрече с ними у вооруженного единственным 7,7-мм пулеметом самолета без бронезащиты пилота и протектированных баков было ничтожно мало. В 1943 году разведчики этого типа были выведены из боевых частей в учебные и вспомогательные подразделения. В конце войны некоторые машины были использованы пилотами-камикадзе.

Конструкция. Низкорасположенное крыло Ki-15 состояло из прямоугольного центроплана и двух трапециевидных консолей, характеризовавшихся положительным поперечным V.

Кабины пилота и стрелка/наблюдателя закрыты общим длинным фонарем с большой площадью остекления. Под ним, в задней части на подвижной установке, монтировался 7,7-мм пулемет Тип 89, используемый для защиты задней полусферы.

Силовая установка - 14-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Мицубиси На-26-1 мощностью 850 л с.

Шасси. Стойки основных опор шасси для упрощения конструкции самолета были выполнены неубираемыми, а для снижения аэродинамического сопротивления колеса прикрыли массивными обтекателями. Хвостовая стойка в полете в фюзеляж не убиралась.

Мицубиси Ki-15-II
Экипаж 2
Размеры
Размах крыла, м 12,00
Площадь крыла, м² 20,36
Длина самолета, м 8,7
Высота самолета, м 3,24
Силовая установка
1 × ПД Армейский тип 99 модель 1 Ha-112 II
Мощность, л.с. 1 × 850
Массы и нагрузки, кг
Пустого самолета 1592
Нормальная взлетная 2189
Максимальная взлетная 2481
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 510
Крейсерская скорость, км/ч 380
Максимальная скороподъемность, м/мин 745
Практический потолок, м 11500
Практическая дальность, км 2300
Вооружение
1 × 7,7-мм пулемет Te-4 на подвижной установке в задней части кабины

Боевое применение. С середины 1941 г. новые самолеты Ки.46 стали постепенно вытеснять из строевых частей старые одномоторные машины. Однако к концу 1941 г. еще довольно много разведчиков типов Ки.15 и С5М находилось на вооружении японской армии и флота. Они продолжали воевать в Китае. Разведчики, входившие в состав авиации Квантунской армии, периодически вторгались в воздушное пространство СССР и вели разведку приграничных районов.

В процессе подготовки к вторжению в Малайю некоторое количество Ки.15-II и С5М2 передислоцировали на аэродромы в Тонкине и Кохинхине (на территории современного Вьетнама). Они потом приняли участие в стремительном броске японских войск на юг, ведя разведку на путях продвижения войск и в тылу противника. Позже эти самолеты использовали в операциях на Филиппинах, в Бирме (ныне Мьянма) и Голландской Ост-Индии (Индонезии). В частности, к начальной фазе действий на Филиппинах привлекли 24 С5М, входивших в состав 21-й и 23-й авиафлотилий.

Союзники на Тихоокеанском ТВД не видели разницы между армейской и морской модификациями японского разведчика. Им обоим они присвоили кодовое наименование "Бэбс" (женское имя, производное от "Барбара").

Морские С5М следили за перемещением кораблей союзников в Юго-Восточной Азии. Особым их вниманием пользовалась английская военно-морская база в Сингапуре. 10 декабря 1941 г. один С5М2 из 22-го авиаотряда обнаружил в море "соединение Z" в составе линкора "Принс оф Узле" и линейного крейсера "Рипалс". Корабли подверглись атаке бомбардировщиков и торпедоносцев и были потоплены.

Ки.15 и С5М использовались в строевых частях до конца 1942 г. Дольше всего их применяли в Китае, где японская авиация продолжала удерживать превосходство в воздухе. Теперь летные данные этих самолетов уже не давали им возможности уйти от истребителей противника, а слабое оборонительное вооружение, отсутствие брони и протекторов на бензобаках снижали боевую живучесть до неприемлемого предела.

В 1943-44 годах устаревшие разведчики продолжали служить в качестве учебных машин и самолетов связи. Некоторые из них дожили до конца войны, когда японцы вынуждены были прибегнуть к тактике "камикадзе". Нередко пилоты-самоубийцы совершали свой последний полет на устаревших или непригодных для боевого использования машинах. В их число вошло и небольшое количество Ки.15. При этом их оснащали подфюзеляжной подвеской для бомбы крупного калибра.

Действия "камикадзе" не стали завершающей главой истории некогда весьма перспективного боевого самолета. Около десятка старичков-"Бэбсов" было захвачено под Харбином коммунистами Мао Цзе Дуна и использовалось китайцами в качестве учебных. Последние два Ки.15 были списаны в 1951 году.

Фото Описание

Схема Ki-15-I

C5M

C5M2
  • Многоцелевой разведчик
  • Первый полет: 1938
  • Мицубиси

Появление в ВВС дальних разведчиков вызвало зависть у командования императорского флота. Армия и флот в Японии всегда соперничали, демонстрируя независимость друг от друга. Дело доходило до смешного: моряки заказывали собственные танки, а армия - авианосцы. И армия, и флот имели свою авиацию, но самолеты обоих ведомств различались всем - свои типы моторов, радиостанций, пулеметов. Делали их, конечно, одни и те же фирмы, поэтому в основе были одни и те же конструкции, но из-за различия в требованиях, изделия для разных заказчиков никогда не повторяли друг друга.

Вот и С5М1, заказанный морской авиацией по подобию Ки. 15-II, не во всем ему соответствовал. Его оснастили мотором "Дзуйсей 12" мощностью 875 л.с. и внесли ряд изменений в оборудование. Но внешне С5М1 практически не отличался от Ки.15-II.

Всего построили 20 С5М1. В 1940 г. командование флота затребовало еще 30 машин усовершенствованного типа С5М2 с более мощным двигателем Накадзима "Сакае 12" в 950 л.с. и трехлопастным винтом изменяемого шага. Кока на втулке винта у этой модификации не было. Капот сделали несколько более округлым, а стойку радиоантенны перенесли с передней части фюзеляжа на крышку бензобака в кабине. Стойка, наклоненная вперед, проходила насквозь через неподвижную секцию фонаря. Остекление задней кабины немного увеличили, продлив назад. Заказ на серию С5М2 выполнили в 1940-41 годах.

Мицубиси C5M1
Экипаж 2
Размеры
Размах крыла, м 12,00
Площадь крыла, м² 20,36
Длина самолета, м 8,7
Высота самолета, м 3,24
Силовая установка
1 × ПД Nakajima Sakae 12
Мощность, л.с. 1 × 950
Массы и нагрузки, кг
Пустого самолета 1592
Нормальная взлетная 2189
Максимальная взлетная 2481
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 487
Крейсерская скорость, км/ч 386
Максимальная скороподъемность, м/мин 686
Практический потолок, м 9580
Практическая дальность, км 1500
Вооружение
1 × 7,7-мм пулемет тип 92 на подвижной установке в задней части кабины

Морские разведчики С5М активно применялись в Китае наряду с армейскими Ки.15. По пять-шесть машин этого типа получили различные авиафлотилии. Так, 2-я авиафлотилия, действовавшая на фронте в центральной части Китая, у реки Янцзы, имела шесть С5М1, 3-я на юге - еще шесть. В частности, они вели разведку перед серией налетов морских бомбардировщиков на Нунции в сентябре 1940 г. 13 сентября один С5М1 навел группу японских истребителей А6М2 "Зеро" на расположение китайских И-16 и И-15бис. Японцам удалось уничтожить 13 самолетов и еще 11 повредить. Китайцы потеряли 10 человек убитыми и 8 ранеными. Южная группировка использовала С5М1 в ходе оккупации Французского Индокитая (ныне это Вьетнам, Лаос и Кампучия) в 1941 г.

Но С5М1 на фронте было гораздо меньше, чем Ки.15. Последние в значительных количествах дислоцировались в самой Японии, Китае, Корее и марионеточном государстве Маньчжоу-го (Манчжурии). С мая по сентябрь 1939 года они участвовали в боях на реке Халхин-Гол.

Выпуск С5М2 прекратили в начале 1941 г. Всего изготовили 50 С5М.

Фото Описание
Схема C5M1

Схема C5M1

Схема C5M2

Схема C5M2

Источники

  • "Самолеты Японии Второй мировой войны." /О. Дорошкевич/
  • "Авиация Японии." /А. Фирсов/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/

03 09 2018
В японской системе обозначений выражение "тип 97" соответствует русскому словосочетанию "образца 1937 г.", поскольку "97" - это год поступления на вооружение по принятому тогда в Японии летоисчислению от начала полумифического основания Японии в 660 году до н. э., что соответствовало 1937 году. Тогда императорская армия получила первый в мире специализированный самолет оперативно-стратегической разведки, что немало поспособствовало ее дальнейшим успехам.