Ki-15
 |
- Многоцелевой разведчик
- Первый полет: 1936
- Мицубиси
|
В июле 1935 года эксперты Коку Хомбу Японии сформулировали требования на двухместный разведывательный самолет, спроектировать который было поручено фирме «Мицубиси». Вскоре конструкторский коллектив в составе инженеров Фумихико Коно, Томио Кубо и Сокичи Мизумо представил заказчику проект свободнонесущего низкоплана с неубирамым шасси и 9-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения Накадзима На-8, развивавшим на высоте 4000 м мощность 750 л. с. После его одобрения, в декабре того же 1935 года, на «Мицубиси» приступили к сборке прототипа. Через пять месяцев он был готов и в мае 1936 года совершил свой первый полет. В ходе летных испытаний самолет, получившей обозначение Ki-15, продемонстрировал характеристики, полностью удовлетворявшие требованиям спецификации, а по многим пунктам и превосходившие их. В частности, достигнутая на высоте 4050 м скорость в 481 км/ч более чем на 30 км/ч превысила скорость, указанную в задании. Впечатление от машины было настолько благоприятным, что военные закрыли глаза на некоторые недостатки самолета, например, плохой обзор вперед, особенно при взлете и посадке, и резкая потеря скорости на виражах, и запустили его в серийное производство как «Армейский разведчик Тип 9" Модель 1» (K-15-I).
В мае 1937 года первая серийная машина поступила в войска, а незадолго до этого (6-9 апреля) один, купленный газетой «Асахи симбун», самолет этого типа совершил рекордный перелет из Японии в Великобританию, преодолев за 94 часа 17 минут и 56 секунд (чистое летное время 51 час 17 минут и 23 секунды) 15 315 км со средней скоростью 162,5 км/ч. Этот перелет продемонстрировал всему миру возросший уровень японской авиации в целом и высокие характеристики нового самолета в частности. Вскоре в небе Китая эти характеристики были подтверждены в боевых условиях. Высокая скорость позволяла Ki-15-I успешно действовать в глубине территории Китая и обеспечивать армию всеми необходимыми данными о передвижениях противника, уходя при этом почти от всех китайских истребителей, за исключением разве что И-16.
Тем не менее, всего через год после поступления Ki-15 на вооружение, начались работы над его улучшенной версией. Так появился вариант Ki-15-II с 850-сильным двигателем Мицубиси На 26-1, который имел меньший диаметр, чем На-8, за счет чего значительно улучшился обзор из кабины. Первый Ki-15-II был закончен в июне 1938 года. Во время испытаний он развил максимальную скорость 510 км/ч, но, даже несмотря на столь высокие летные данные, усовершенствованный вариант был запущен в серию только в сентябре 1939 года.
Высокая эффективность Ki-15 при выполнении разведывательных задач привлекла к самолету внимание командования авиации флота. В результате в 1938 году Кайгун Коку Хомбу заказал 20 самолетов по образцу Ki-15-II. Они получили вместе с обозначением «Разведчик флота Тип 98 Модель 1» (С5М1) свой комплект фото- и радиооборудования. Еще 30 подобных машин были заказаны в 1940 году под обозначением С5М2. Эта была уже специальная модификация под двигатель Накадзима Сакае 12 мощностью 950 л. с. с трехлопастным винтом. Несмотря на более мощный двигатель, С5М2 оказался менее скоростным, чем Ki-15-II — из-за большего взлетного веса.
В 1939 году было построено два опытных самолета варианта Ki-15-III. Они были оснащены двигателями Мицубиси На-102 мощностью 1050 л.с. и стали самыми скоростными из всех Ki-15 (максимальная скорость 530 км/ч). Но поскольку к тому времени уже шли испытания разведчика Мицубиси Ki-46, который должен был прийти на смену Ki-15, то в серию Ki-15-III не пошёл. Все ограничилось выпуском 439 самолетов Ki-15-I и Ki-15-II.
Начало боевых действий на Тихом океане Ki-15 и С5М встретили в составе подразделений первой линии. Они активно и успешно использовались во всех районах огромного театра военных действий, с честью справляясь с возложенными на них обязанностями. Именно разведчик С5М обнаружил 10 декабря 1941 года вышедшие из Сингапура британские линейные корабли «Принс оф Уэлс» и «Рипалс». Через несколько часов благодаря умелому наведению на цель соединения бомбардировщиков ВВС флота оба корабля были потоплены Но постепенно эффективность действий Ki-15 и С5М стала уменьшаться. Их скорости было недостаточно, чтобы уйти от преследования более современных истребителей союзников, а шансов уцелеть при встрече с ними у вооруженного единственным 7,7-мм пулеметом самолета без бронезащиты пилота и протектированных баков было ничтожно мало. В 1943 году разведчики этого типа были выведены из боевых частей в учебные и вспомогательные подразделения. В конце войны некоторые машины были использованы пилотами-камикадзе.
Конструкция. Низкорасположенное крыло Ki-15 состояло из прямоугольного центроплана и двух трапециевидных консолей, характеризовавшихся положительным поперечным V.
Кабины пилота и стрелка/наблюдателя закрыты общим длинным фонарем с большой площадью остекления. Под ним, в задней части на подвижной установке, монтировался 7,7-мм пулемет Тип 89, используемый для защиты задней полусферы.
Силовая установка - 14-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Мицубиси На-26-1 мощностью 850 л с.
Шасси. Стойки основных опор шасси для упрощения конструкции самолета были выполнены неубираемыми, а для снижения аэродинамического сопротивления колеса прикрыли массивными обтекателями. Хвостовая стойка в полете в фюзеляж не убиралась.
Мицубиси |
Ki-15-II |
Экипаж |
2 |
Размеры |
Размах крыла, м |
12,00 |
Площадь крыла, м² |
20,36 |
Длина самолета, м |
8,7 |
Высота самолета, м |
3,24 |
Силовая установка |
1 × ПД Армейский тип 99 модель 1 |
Ha-112 II |
Мощность, л.с. |
1 × 850 |
Массы и нагрузки, кг |
Пустого самолета |
1592 |
Нормальная взлетная |
2189 |
Максимальная взлетная |
2481 |
Летные данные |
Максимальная скорость, км/ч |
510 |
Крейсерская скорость, км/ч |
380 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
745 |
Практический потолок, м |
11500 |
Практическая дальность, км |
2300 |
Вооружение |
1 × 7,7-мм пулемет Te-4 на подвижной установке в задней части кабины |
Боевое применение. С середины 1941 г. новые самолеты Ки.46 стали постепенно вытеснять из строевых частей старые одномоторные машины. Однако к концу 1941 г. еще довольно много разведчиков типов Ки.15 и С5М находилось на вооружении японской армии и флота. Они продолжали воевать в Китае. Разведчики, входившие в состав авиации Квантунской армии, периодически вторгались в воздушное пространство СССР и вели разведку приграничных районов.
В процессе подготовки к вторжению в Малайю некоторое количество Ки.15-II и С5М2 передислоцировали на аэродромы в Тонкине и Кохинхине (на территории современного Вьетнама). Они потом приняли участие в стремительном броске японских войск на юг, ведя разведку на путях продвижения войск и в тылу противника. Позже эти самолеты использовали в операциях на Филиппинах, в Бирме (ныне Мьянма) и Голландской Ост-Индии (Индонезии). В частности, к начальной фазе действий на Филиппинах привлекли 24 С5М, входивших в состав 21-й и 23-й авиафлотилий.
Союзники на Тихоокеанском ТВД не видели разницы между армейской и морской модификациями японского разведчика. Им обоим они присвоили кодовое наименование "Бэбс" (женское имя, производное от "Барбара").
Морские С5М следили за перемещением кораблей союзников в Юго-Восточной Азии. Особым их вниманием пользовалась английская военно-морская база в Сингапуре. 10 декабря 1941 г. один С5М2 из 22-го авиаотряда обнаружил в море "соединение Z" в составе линкора "Принс оф Узле" и линейного крейсера "Рипалс". Корабли подверглись атаке бомбардировщиков и торпедоносцев и были потоплены.
Ки.15 и С5М использовались в строевых частях до конца 1942 г. Дольше всего их применяли в Китае, где японская авиация продолжала удерживать превосходство в воздухе. Теперь летные данные этих самолетов уже не давали им возможности уйти от истребителей противника, а слабое оборонительное вооружение, отсутствие брони и протекторов на бензобаках снижали боевую живучесть до неприемлемого предела.
В 1943-44 годах устаревшие разведчики продолжали служить в качестве учебных машин и самолетов связи. Некоторые из них дожили до конца войны, когда японцы вынуждены были прибегнуть к тактике "камикадзе". Нередко пилоты-самоубийцы совершали свой последний полет на устаревших или непригодных для боевого использования машинах. В их число вошло и небольшое количество Ки.15. При этом их оснащали подфюзеляжной подвеской для бомбы крупного калибра.
Действия "камикадзе" не стали завершающей главой истории некогда весьма перспективного боевого самолета. Около десятка старичков-"Бэбсов" было захвачено под Харбином коммунистами Мао Цзе Дуна и использовалось китайцами в качестве учебных. Последние два Ки.15 были списаны в 1951 году.
 |
Схема Ki-15-I
|
|