Nakajima |
Ki-34 |
Экипаж |
3 |
Размеры |
Размах крыла, м |
19,92 |
Площадь крыла, м² |
49,2 |
Длина самолета, м |
15,3 |
Высота самолета, м |
4,15 |
Силовая установка |
2×ПД радиальный Nakajima Kotobuki 41, л.с. |
2×710 |
Мощность, л.с. |
1×1150 |
Массы и нагрузки, кг |
Пустого самолета |
35000 |
Нормальная взлетная |
5250 |
Летные данные |
Максимальная скорость, км/ч |
360 |
Крейсерская скорость, км/ч |
310 |
Практическая дальность, км |
1200 |
Практический потолок, м |
7000 |
Полезная нагрузка, солдат |
8 |
Боевое применение. Первой боевой операцией подразделения стала выброска трех диверсионных отрядов в тыл китайских войск в Чанши в октябре 1941 года. А 14 февраля 1942 года 1-й Тейсин сентай, основу которого составляли Ki-34, которыми были укомплектованы 3 из пяти эскадрилий, были задействованы в самой масштабной десантной операции японской армии - захвате города Палембанг на Суматре. Благодаря блестящей подготовке операции матчасть сентая практически не понесла потерь. Позднее, эта операция легла в основу пропагандистских фильмов, после чего характерный профиль Ki-34 стал хорошо узнаваем, не смотря на то, что к тому времени самолет уже считался устаревшим и был снят с производства. Именно после десанта на Палембанг Ki-34 получил у союзников кодовое имя "Тора" (Thora).
Позднее самолеты Ki-34 в составе 1-го Тейсин сентая принимали участие в выброске десантов при захвате Филиппин, в Бирме. Но стремительно устаревающая машина все менее удовлетворяла японских военных, постепенно уступая место более совершенным, вместительным и скоростным самолетам Мицубиси Ki-57, Кавасаки Ki-56 и Тачикава Ki-54.
Ki-34 стали постепенно выводить из частей первой линии уже к концу 1942 года. Часть из них поступала на вооружение отдельных связных эскадрилий Yusô Hikô-Chûtaï , часть числилась в летных школах, в частности в Ушономия, Гифу и Хамамацу. Часть машин было передано в гражданскую авиацию, где они эксплуатировались даже после войны. По меньшей мере 12 штук Ki-34 были поставлены в авиацию Манчьжоу Го, где они использовались по своему прямому назначению именно как транспортные самолеты вплоть до сентября 1945 года, когда уцелевшие старички вместе с более ранними гражданскими АТ-2 были захвачены в Харбине советскими войсками.
Некоторое количество самолетов Ki-34 состояли на вооружении союзного японцам китайского коллаборационистского правительства Ван Цзы Вэя. После войны уцелевшие Ki-34 также эксплуатировались в Китае.
Любопытна судьба одного из флотских самолетов L1N1. Когда в мае 1941 года японские морские летчики по ошибке сбили над Тонкинским заливом французский транспортный самолет Девуатин 338, в качестве компенсации флот переда французам одни из своих самолетов, которым оказался L1N1. Машина уцелела во время войны и использовалась французами в Сайгоне еще в 1947 году.
|
Схема Nakajima Ki-34
|
|
Nakajima Ki-34, посадка десанта.
|
Источники
- "Транспортная авиация Японии." /Евгений Аранов/
- "Авиация Японии." /А. Фирсов/
- "Самолеты Японии Второй мировой войны." /О. Дорошкевич/
- "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
|