Aviation of Word War II

Home Russian

Ki-36
Multipurpose Attack Aircraft
Tachikawa

Tachikawa Ki-36

Tachikawa Ki-36 - an all-metal low-wing aircraft with a take-off power of about 500 hp. It took only four months to develop and build the first prototype, and on April 20, 1938 (according to other sources, on April 22), the plane took off. The second prototype was ready by the end of April.

In mid-July 1938, an order was received from the army command to improve the maneuverability of the aircraft in terms of speed and turning radius, as well as to equip the aircraft with reconnaissance photographic equipment and weapons. In the same month, an order was received for the production of two additional prototypes by September.

The first two prototypes were equipped with the Tempu No-13 300 hp engine. with. On the third and fourth prototypes, an improved Na-13a was installed, the power of which was increased to 480 hp. with.

In October 1938, acceptance tests were completed and the aircraft was recognized as fit for service. In terms of its maneuverable, dynamic and takeoff and landing characteristics, the aircraft was ideally suited for use on the front line.

Ki-36 was able to stay in the air for up to three hours at an operating altitude of 1000 - 3000 meters, keeping a cruising speed of 220 km / h. The flight duration at maximum fuel load could be increased to 6 hours. The aircraft remained stable and manageable up to a speed of 150 km / h. Its turning radius at this speed did not exceed 15 meters!

An excellent view from the cockpit was also noted, which was provided by the forward-shifted cockpit and a large sweep of the wing along the leading edge, which did not block the downward view. A large window was made in the wooden floor of the gunner's cabin.

According to the test results, the aircraft was adopted as "Type 98 tactical reconnaissance aircraft" or 98-Chokkyô for short.

Ki-36 was an all-metal low-wing aircraft with non-retractable landing gear in fairings. Duralumin sheathing, only the control surfaces were sheathed with canvas. The engine hood was original, which did not have traditional flaps. Only on both sides of the bonnet were two exhaust manifolds removed. The air-cooled 9-cylinder radial Na-13a was a proprietary development of Tokio Gasu Denki, or Gusuden for short. The engine under its own name "Tempû" or otherwise - "Amakaze", which means "Strong wind", has been produced by "Hitachi" since 1939. The gearless engine with a volume of 17.9 liters at 2300 rpm produced 480 hp. on takeoff and 450 hp. with. at par. The propeller is two-bladed, metal of variable pitch. For smooth control of the propeller pitch, a variator was used for the first time in Japanese aviation.

A two-spar wing with a 13-degree sweep along the leading edge.

The armament consisted of two machine guns. One, stationary 7.7 mm Type 89 - a copy of the English Vickers-E, was located on the right side under the engine hood. The breech of the machine gun was brought under the dashboard, and the pilot was able to service the machine gun in flight. The machine gun ammunition was 200 rounds in a belt. Ammunition was often increased to 400 rounds. The machine gun allowed a practical rate of fire up to 900 rds / min. The effective range was 820 meters.

A Type 89 telescopic sight was installed on the right side of the cockpit.

A 7.92-mm Type 98 machine gun, a licensed copy of the German MG-15, was originally provided for in the gunner's cockpit. In the stowed position, the machine gun was mounted on a bracket on the right side of the gunner's cabin. In case of repelling an enemy attack, the rear part of the canopy of the arrow's cockpit moved to the tail along the rail guides, the middle to the bow, and the machine gun was mounted on the pivot of the arched turret. It was also envisaged to install a coaxial 7.7-mm Type 89 machine gun with sector magazines, however, in practice, this type of machine gun, in all likelihood, was not used due to its large weight and dimensions. The main armament of the Ki-36 riflemen throughout the war remained the Te-4 portable turret machine gun of 7.7 mm caliber. Its ammunition usually consisted of four disk magazines for 70 rounds. The machine gun was effective at distances up to 800 m, weighed 9.3 kg and allowed firing with a technical rate of fire of up to 730 rds / min.

The standard bomb armament of the vehicle was 10 Type 92 bombs weighing 15 kg, which were suspended five under each wing. For training purposes, a 12.5 kg bomb was used on the same pendants. Sometimes, to carry out certain missions, the aircraft were modified to carry 30 kg and 50 kg bombs. At the end of the war, the Ki-36 kamikaze used in tokkotai missions - "special attacks" were modified to carry a 250 kg bomb under the fuselage.

The photographic equipment in the case of using the vehicle as a reconnaissance vehicle was represented by a fixed 18- or 25-cm Type 96 camera mounted on runners shifted to the starboard side of the cockpit. The camera could easily be moved to the lower window in the cockpit floor through which the shooting was carried out. The observer also had a Type 96 or Type 100 manual 18 cm camera.

Tachikawa Ki-55 . Soon after the adoption of the Ki-36 reconnaissance aircraft, the aircraft was adapted to perform tasks of advanced flight training. Weapons and photographic equipment were removed from the rear cockpit, instead of a folding seat, a standard pilot's seat with a set of instruments and a second set of pilot equipment appeared, most often radio equipment and, accordingly, the antenna mast were removed.

The aircraft, designated "Type 99 Training, Advanced Training" or short Ki-55, was launched in series in parallel with the main combat model. The Ki-55 has become one of the most widespread trainer aircraft in the Japanese army aviation. He was in service with almost all army flight schools.

Tachikawa Ki-36 (Ki-55)
Crew 2
Dimensions
Wing span, m 11.80
Wing area, m² 20.00
Length, m 8,00
Height, m 3.64
Powerplant
1 × PE Nakajima Na-115 | Hitachi Na-13a, power takeoff/flight, hp. 1 × 510/470
Weight, kg:
Empty weight 1,247 (1292)
Gross weight 1,660 (1721)
Performance
Maximum speed, km/h 285 (349)
Cruising speed, km/h 220 (235)
Rate of climb, m/min 448 (454)
Service ceiling, m 8,150 (8,200)
Service range, km 1,235 (1,060)

Armament . One 7.7-mm synchronous machine gun "Type 89" and in the rear of the cockpit - 7.7-mm Te-4 or 7.92-mm Type 98, up to 150 kg of bombs.


Piloting the Ki-36 aircraft was extremely comfortable. The takeoff distance of the optimally loaded aircraft was 140 m when using flaps deflected by 20 degrees and about 200 m without using flaps. The take-off speed was 110 km / h. When climbing to an altitude of 100 m and a speed of 180 km / h, it was recommended to remove the flaps and move the propeller pitch to the cruising position.

The optimal speed when climbing a medium-loaded aircraft was considered to be 170 km / h, however, pilots were advised to keep 5-10 km / h more.

It was also recommended not to exceed 2300 rpm of the engine in order to avoid overheating. In this mode, a maximum speed of about 285 km / h could be reached. The recommended cruising speed was 210 km / h at an altitude of 1000 m at 1600 rpm. The most economical in terms of fuel consumption was considered a speed of 140 km / h at 1300 engine rpm with the flaps extended by 5 degrees. Typical fuel consumption was 50 - 70 liters per hour.

The landing speed with the flaps extended was 150 km / h, the travel distance with the brakes was 170 meters.

Serial production of Ki-36 attack aircraft by Japanese standards was quite massive. From November 1938 to January 1944, when production of Ki-36 aircraft ceased, 1,334 aircraft were built, of which 872 were built at the Tachikawa plant in the suburbs of Tokyo and another 472 at the Kawasaki plant. The training version of the Ki-55 was produced in an equally large series. From September 1939 to December 1943, 1,389 Ki-55 aircraft were manufactured (1,078 at the Tachikawa plant and 311 at the Kawasaki plant).

In 1942, a new aircraft was developed, designated Ki-72, with retractable landing gear and a more powerful 600-horsepower Hitachi Ha-38 engine, which, however, was never built.

Photo Description

Drawing Tachikawa Ki-36

Drawing Tachikawa Ki-55

Bibliography

  • "Encyclopedia of military engineering " /Aerospace Publising/
  • "50 best fighters of World War II" /Gennadiy Kornukhin/
  • "Japan Warplanes of World War II" /Oleg Doroshkevich/

Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте
Самолёты Tachikawa Ki-36 Ki-54 Ki-74 Ki-77 Ki-92 Ki-94

Ki-36
Многоцелевой штурмовик
Tachikawa

Tachikawa Ki-36

Tachikawa Ki-36 - цельнометаллический низкоплан с двигателем взлетной мощности около 500 л.с. На разработку и постройку первого прототипа ушло лишь четыре месяца и 20 апреля 1938 года (по другим данным 22 апреля) самолет поднялся в воздух. К концу апреля был готов и второй прототип.

В середине июля 1938 года от армейского командования поступило указание улучшить маневренность самолета в части скорости и радиуса поворота, а также оснастить самолет разведывательным фотооборудованием и вооружением. В том же месяце поступил заказ на изготовление к сентябрю еще двух дополнительных прототипов.

На первых двух прототипах был установлен двигатель "Tempu" Но-13 мощностью 300 л. с. На третьем и четвертом прототипах установили усовершенствованный На-13а мощность которого была увеличена до 480 л. с.

В октябре 1938 года приемо-сдаточные испытания завершились и самолет признали годным для службы. С точки зрения его маневренных, динамических и взлетно-посадочных характеристик самолет идеально подходил для использования на линии фронта.

Ki-36 был способен держаться в воздухе до трех часов на рабочей высоте 1000 - 3000 метров, держа крейсерскую скорость 220 км/ч. Продолжительность полета при максимальной загрузке топлива могла быть увеличена до 6 часов. Самолет сохранял устойчивость и управляемость до скорости 150 км/ч. Радиус разворота его на такой скорости не превышал 15 метров!

Также был отмечен отличный обзор из кабины, которая обеспечивалась смещенной вперед кабиной экипажа и большой стреловидностью крыла по передней кромке, не закрывавшей обзор вниз. В деревянном полу кабины стрелка-наблюдателя было сделано большое окно.

По результатам испытаний самолет был принят на вооружение как "Самолет тактической разведки Тип 98" или сокращенно 98-Chokkyô.

Ki-36 представлял собой цельнометаллический низкоплан с неубирающимися шасси в обтекателях. Обшивка дюралевая, лишь управляющие поверхности обшивались полотном. Оригинальным был капот двигателя, не имевшим традиционных створок. Только по обеим сторонам капота были выведены два выхлопных коллектора. Двигатель воздушного охлаждения 9-цилиндровый радиальный На-13а был собственной разработкой фирмы Tokio Gasu Denki или сокращенно "Gusuden". Двигатель под собственным именем "Tempû" или иначе - "Amakaze", что означает "Сильный ветер", с 1939 года производился фирмой "Hitachi". Безредукторный двигатель объемом 17.9 литров при 2300 об/мин выдавал 480 л.с. на взлетном режиме и 450 л. с. на номинальном. Винт двухлопастный, металлический изменяемого шага. Для плавного регулирования шага винта первые в японской авиации был применен вариатор.

Крыло двухлонжеронное со стреловидностью по передней кромке 13 градусов.

Вооружение составляли два пулемета. Один, неподвижный 7,7-мм Тип 89 - копия английского Виккерса-Е, размещался с правой стороны под капотом двигателя. Казенная часть пулемета была выведена под приборную панель, и летчик имел возможность обслуживать пулемет в полете. Боекомплект пулемета составлял 200 патронов в ленте. Часто боекомплект увеличивался до 400 патронов. Пулемет допускал практический темп стрельбы до 900 выстр./мин. Эффективная дальность составляла 820 метров.

С правой стороны кабины устанавливался телескопический прицел Тип 89.

В кабине стрелка-наблюдателя изначально был предусмотрен 7,92-мм пулемет Тип 98 - лицензионная копия немецкого MG-15. В походном положении пулемет крепился на кронштейне с правой стороны кабины стрелка. В случае отражения атаки противника задняя часть фонаря кабины стрелка сдвигалась к хвосту по рельсовым направляющим, средняя - к носовой части, а пулемет устанавливался на шкворень дугообразной турели. Также предусматривалась установка спаренного 7,7-мм пулемета Тип 89 с секторными магазинами, впрочем, на практике этот тип пулемета, по всей вероятности, не использовался ввиду его большого веса и габаритов. Основным вооружением стрелков Ki-36 всю войну оставался переносной турельный пулемет Те-4 калибра 7,7-мм. Боекомплект его обычно составлял четыре дисковых магазина по 70 патронов. Пулемет был эффективен на дистанциях до 800 м., весил 9.3 кг и допускал ведение огня с технической скорострельностью до 730 выстр./мин.

Стандартным бомбовым вооружением машины были 10 бомб Тип 92 массой 15 кг, которые подвешивались по пять под каждое крыло. В учебных целях на тех же подвесках использовались 12.5 кг бомбы. Иногда, для выполнения отдельных миссий самолеты модифицировались под подвеску 30-кг и 50-кг бомб. В конце войны Ki-36 используемые в миссиях токкотай - "специальных атаках" камикадзе были модифицированы под подфюзеляжную подвеску 250-кг бомбы.

Фотооборудование в случае использования машины в качестве разведчика было представлено стационарной 18- или 25-см камерой Тип 96, установленной на полозьях, смещенных к правому борту кабины. Камера могла быть легко сдвинута к нижнему окну в полу кабины, через которое производилась съемка. Также в распоряжении наблюдателя была ручная 18-см камера Тип 96 или Тип 100.

Tachikawa Ki-55. Вскоре, после принятия на вооружение разведчика Ki-36, самолет был адаптирован для выполнения задач повышенной лётной подготовки. Из задней кабины было удалено вооружение и фотооборудование, вместо откидного сиденья появилось стандартное пилотское кресло с набором приборов и второй комплект пилотского оборудования, чаще всего удалялось радиооборудование и, соответственно, мачта антенны.

Самолет, получивший обозначение "Тренировочный, повышенной подготовки Тип 99" или короткое Ki-55, был запущен в серию параллельно с основной боевой моделью. Ki-55 стал одним из самых массовых учебно-тренировочных самолетов в японской армейской авиации. Он находился на вооружении практически во всех армейских лётных школах.

Tachikawa Ki-36 (Ki-55)
Экипаж 2
Размеры
Размах крыла, м 11,80
Площадь крыла, м² 20,00
Длина самолета, м 8,00
Высота самолета, м 3,64
Силовая установка
1 × ПД Nakajima Ha-115Hitachi Ha-13a
(Армейский тип 98 модель 9), мощн. взл/пол., л.с.
1 × 510/470
Массы и нагрузки, кг
Пустого самолета 1247 (1292)
Максимальная взлетная 1660 (1721)
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 285 (349)
Крейсерская скорость, км/ч 220 (235)
Скороподъемность, м/мин 448 (454)
Практический потолок, м 8150 (8200)
Практическая дальность, км 1235 (1060)

Вооружение. Один 7,7-мм синхронный пулемет "тип 89" и в задней части кабины - 7,7-мм Те-4 или 7,92-мм Тип 98, до 150 кг бомб.

Пилотирование самолетами Ki-36 было предельно комфортным. Взлетная дистанция оптимально загруженного самолета составляла 140 м при использовании отклоненных на 20 градусов закрылков и около 200 м. без использования закрылков. Скорость отрыва составляла 110 км/ч. При наборе высоты 100 м и скорости 180 км/ч рекомендовалось убрать закрылки и перевести шаг винта в крейсерское положение.

Оптимальной скоростью при наборе высоты средненагруженного самолета считалось 170 км/ч, однако, пилотам рекомендовалось держать на 5-10 км/ч больше.

Рекомендовалось также не превышать 2300 об/мин двигателя во избежание его перегрева. При таком режиме могла быть достигнута максимальная скорость около 285 км/ч. Рекомендованной крейсерской скоростью считалось 210 км/ч на высоте 1000 м при 1600 об/мин. Наиболее экономичной с точки зрения расхода топлива считалась скорость 140 км/ч при 1300 оборотах двигателя с выпущенными на 5 градусов закрылками. Стандартный расход топлива составлял 50 - 70 литров в час.

Посадочная скорость при выпущенных закрылках составляла 150 км/ч, длина пробега с использованием тормозов составляла 170 метров.

Серийный выпуск разведчиков-штурмовиков Ki-36 по японским меркам был довольно массовым. С ноября 1938 по январь 1944 года, когда выпуск самолетов Ki-36 прекратили, было построено 1334 самолета, из них 872 - на заводе фирмы Tachikawa в пригороде Токио и еще 472 - на заводе фирмы Kawasaki. Столь же большими сериями выпускался учебный вариант Ki-55. С сентября 1939 по декабрь 1943 года было изготовлено 1389 самолетов Ki-55 (1078 - на заводе Tachikawa и 311 - на заводе Kawasaki).

В 1942 году был разработан новый самолет, получивший обозначение Ki-72, с убирающимися шасси и более мощным 600-сильным двигателем Hitachi Ha-38, который, впрочем, не был построен.

Фото Описание

Схема Tachikawa Ki-36

Схема Tachikawa Ki-55

Боевое применение

Источники

  • Армейский ближний разведчик/легкий штурмовик Tachikawa Ki-36 (98-Chokkyo)/Евгений Аранов/
  • Авиация Японии. /Андрей Фирсов/
  • Авиация Японии Второй мировой /Олег Дорошкевич/
Aichi Kawanishi Kawasaki Kokusai Mansyu Mitsubishi Nakajima Tachikawa Yokosuka Фото и схемы

©AirPages
2003-