Ki-4
|
- Многоцелевой разведчик
- Первый полет: 1934
- Накадзима
|
Для замены только что принятого на вооружения армейского самолета-разведчика Мitsubishi 2MR8 Тип 92 в 1933 году Технический отдел штаба Императорской армии Kōkū Hombu заключил контракт с фирмой Накадзима на разработку легкого самолета, способного выполнять функции ближней разведки и непосредственной поддержки наземных войск. При этом оговаривалось требование маневренности, сопоставимой с современными истребителями. Ввиду того, что традиционного конкурса проектов было решено не проводить, Kōkū Hombu направил на фирму своего представителя – военного инженера Нарио Андо (Nario Ando) в качестве руководителя проекта. Главным конструктором стал инженер фирмы Накадзима Шигеторо Овада (Shigejiro Ohwada).
Первоначальный проект представлял собой цельнометаллический полутораплан с эллиптическими крыльями и радиальным двигателем Nakajimа "Kotobuki". Фюзеляж монококовой конструкции с металлическим набором и полотняной обшивкой, в целом повторял отработанную конструкцию истребителя Тип 91.
В процессе разработки в конструкцию было внесено множество изменений. Был установлен новый, более мощный девятицилиндровый звездообразный двигатель Nakajima Ha-8 Тип 94-1 "Hikari" взлетной мощностью 640 л.с.
Первые три прототипа были завершены в марте, апреле и мае 1934 года соответственно. Испытания проводились армейскими летчиками тайи (капитанами) Сабуро Амакадзу (Saburo Amakasu) и Йозо Фуджита (Yozo Fujita), вместе с летчиком-испытателем фирмы Накадзима Киёшо Шиномийя (Kiyosho Shinomiya). В ходе летных испытаний было установлено, что фюзеляж должен быть увеличен, что было сделано на четвертом прототипе.
Модифицированный самолет показал отличную маневренность, хорошую устойчивось и прекрасную управляемость. Он был принят армией в июле 1934 года армия под обозначением "Армейский разведчик Тип 94 модель 1" или с коротким названием Ki-4, после чего запущен в производство на заводах Nakajima и Tachikawa, а чуть позже на манчжурской фирме Manshu, где вплоть до февраля 1939 года были выпущены 333, 54 и 126 разведчиков Ki-4 соответственно.
Конструктивно разведчик Ki-4 представлял собой двухместный одномоторный полутораплан. с цельнометаллическим фюзеляжем типа монокок. Силовой набор крыльев смешанный. Обшивка полотняная. Силовая установка - девятицилиндровый звездообразный двигатель Nakajima Ha-8 Тип 94-1 "Hikari" взлетной мощностью 640 л.с. и номинальной 600 л.с.
Шасси неубирающиеся с хвостовым костылем. На первых серийных машинах колеса прикрывались обтекателями, от которых впоследствии отказались. Пилот и стрелок-наблюдатель располагались в отдельных кабинах, каждая из которых была оснащена плексигласовым козырьком. Над кабиной пилота в верхнем крыле имелся вырез, улучшавший обзор.
Вооружение составляли два синхронных неподвижных 7.7-мм пулемета Тип 89 в носовой части фюзеляжа и два спаренных турельных пулемета Тип 89 в задней кабине. На машинах более позднего выпуска стрелок располагал парой пулеметов Те-4 того же калибра. В процессе серийного выпуска под нижнем крылом появились бомбодержатели для шести легких противопехотных бомб суммарной массой до 50 кг. Самолет допускал бомбометание с пикирования под углом до 50°. Воздушных тормозов, правда, предусмотрено не было.
Вскоре после начала выпуска первой версии разведчика Тип 94 модель 1 в серийное производство пошел усовершенствованный вариант Тип 94 модель 2 или "Тype 94-Оtsu", на котором применяемые ранее отдельные выхлопные патрубки двигателя были объединены в два общих широких коллектора по бортам фюзеляжа. Кроме того, для облегчения эксплуатации самолета с полевых аэродромов были убраны обтекатели колес. Модификация "Тype 94-Оtsu" выпускалась главным образом на заводах Tachikawa Hikoki и Manshu Hikoki.
Для удовлетворения возможных действий самолета с рек и озер в Китае, 6-й прототип был оснащен поплавковым шасси с одним центральным и двумя поддерживающими поплавками, заимствованными с поплавкового разведчика E4N2. Еще один из прототипов был установлен на два основных поплавка. Оба варианта проходили испытания в Авиационно-техническом научно-исследовательском институте в составе морского Касумигаура. Но ни один из них не был принят в связи с тем, что не была четко определена концепция его потенциального использования.
Тем не менее, флот заинтересовался армейским разведчиком на предмет использования его в качестве палубного для замены устаревшего С1М. Так появилась модификация Тип 94 модель 3, - палубная версия, единственным отличием от Модели 2 которой являлись надувные мешки, размещенные по бортам фюзеляжа для повышения плавучести самолета в случае аварийной посадки на воду и наличие посадочного гака. Впрочем, серия палубных машин этого типа ограничилась выпуском шести штук, которые недолго использовались с борта авианосца "Кага".
На базе Ki-4 был также выпущен гражданский многоцелевой самолет Тип 94-T с двумя сиденьями в задней кабине.
|