Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте
Самолёты Kawasaki Ki-32 Ki-45 Ki-48/66 Ki-56 Ki-60 Ki-61 Ki-64 Ki-78 Ki-100 Ki-102 Фото и схемы

Ki-48 Sokei

Летающая лодка-разведчик

Kawasaki

Ki-48 тип 99 Sokei

Ki-48 Sokei Тип 99 должен был стать достойным ответом советскому скоростному бомбардировщику СБ-2, показавшему свое полное превосходство в боях на Халкин-Голе. Разработанный под руководством Такэо Дои, лёгкий двухмоторный бомбардировщик конструктивно представлял собой двухлонжеронный свободнонесущий среднеплан с внутренним бомбоотсеком и убираемым шасси с хвостовым колесом. Силовая установка состояла из двух радиальных двигателей Накадзима Ha-25 мощностью 950 л. с., с винтами изменяемого шага. Экипаж самолета - четыре человека, помимо пилота - штурман, бомбардир и радист могли исполнять функции бортстрелков. Для этого самолет был оборудован тремя 7,7-мм пулеметами Тип 89 в носовой, верхней и нижней огневых точках. Бомбы подвешивались в бомбоотсеке, либо 24 бомбы массой по 15 кг, либо 6 бомб весом по 50 кг.

Из-за загруженности фирмы работами по доводке Ki-45, проектирование нового бомбардировщика постоянно задерживалось, поэтому первые четыре опытных образца были готовы только к июлю 1939 года, в конце ноября самолет пошел в серию, официально принят на вооружение JAAF 11 мая 1940 года.

Модификации.

• Ki-48-I - первая серийная модификация с двигателями Накадзима На-25, выпускалась с весны 1940 по июнь 1942 года. За это время было построено 557 самолетов вариантов Ki-48-Ia и Ki-48-Ib. которые по своим характеристикам были близки к предсерийным машинам, а между собой отличались лишь мелкими деталями и конструкцией стрелковых установок. Максимальная скорость - 480 км/ч на высоте 3500 м, бомбовая нагрузка - 400 кг.

• Ki-48-II - вторая серийная модификация, разработанная с учетом опыта боевого применения бомбардировщиков Ki-48-I. Самолеты этого варианта получили более мощные (1150 л.с.) двигатели Накадзима Ha-115 с двухступенчатыми нагнетателями, благодаря чему максимальная скорость, даже несмотря на увеличение массы пустого самолета на 500 кг, возросла до 503 км/ч. Кроме того, на новых машинах были установлены протектированные топливные баки. Рабочие места пилота и бомбардира были прикрыты бронелистами толщиной 6,5-12,5 и 16,5 мм, 16,5 мм бронеплиты защищали также ящики с боезапасом. Бомбовая нагрузка увеличилась до 800 кг. Внешне Ki-48-II отличались от предшественников только увеличенной на 15 см длиной фюзеляжа. С апреля 1942 по октябрь 1944 года было выпущено 1408 бомбардировщиков трех вариантов: Ki-48-IIa, Ki-48-IIb и Ki-48-IIc. Самолеты Ki-48-IIb могли использоваться в качестве пикирующих бомбардировщиков, для чего под консолями крыла устанавливались перфорированные тормозные щитки. Бомбардировщики модели Ki-48-IIс отличались усиленным оборонительным вооружением: на них верхний 7,7-мм пулемет Тип 89 заменили 12,7-мм пулеметом Тип 1, а в кабине бомбардира был расположен дополнительный, второй пулемет калибра 7,7-мм - для стрельбы через боковые окна.

• Ki-48-II KAI - на заключительном этапе войны большинство уцелевших бомбардировщиков было использовано в качестве самолетов-камикадзе. Самолет получил обозначение «Специальный армейский штурмовик Тип 99» и был оборудован под установку 800-кг бомбы с длинной штангой взрывателя, выступающей перед фюзеляжем.

Ki-48

Боевое применение. Самолеты Ki-48, оказавшиеся к концу 1941 года самыми распространенными легкими бомбардировщиками японской армейской авиации за пределами китайского фронта, действовали на Филиппинах, в Бирме, Малайе и Голландской Ост-Индии, где столкнулись с серьезным сопротивлением и начали нести огромные потери. В боях с грозными, по сравнению с китайскими, истребителями союзников отчетливо проявились недостатки Ki-48-I: слабое оборонительное вооружение, невысокая скорость и сильная уязвимость из-за отсутствия бронезащиты экипажа и применения непротектированных топливных баков. Чтобы снизить боевые потери, бомбардировщики стали использовать только ночью, что еще больше снизило эффективность их применения, которая и без того была невысока из-за малой бомбовой нагрузки в 400 кг.

Ki-48 II 16 Sentai Manchuria

Создание модификации Ki-48-II стало большим шагом вперед по сравнению с Ki-48-I, но кардинально исправить положение это не позволило, так как устранить главный недостаток - слабость стрелкового вооружения - не удалось. Ki-48 по-прежнему были легкой добычей более совершенных и многочисленных истребителей союзников. Летом 1944 года от дальнейших попыток модернизировать Ki-48 отказались, и самолет был признан окончательно устаревшим.

У союзников самолет получил кодовое имя — «Lily» («Лили»). Всего произведено 1977 самолетов.

Фото Описание

Схема лёгкого бомбардировщика Ki-48-II Sokei тип 99

Ki-48 в полете

Ki-66

Легкий бомбардировщик

Ki-66

В сентябpе 1941 г в "Кавасаки кокуки коге К.К." начали pаботы по специализиpованному пикиpовщику, пpедназначенному для поддеpжки войск на поле боя. По заданию самолет должен был быть двухмотоpным, нести вооpужение из двух 12,7-мм пулеметов в носовой части и одного подвижного обоpонительного 7,7-мм пулемета, стpеляющего назад. Hоpмальная бомбовая нагpузка опpеделялась в 300 кг, максимальная - в 500 кг.

Используя опыт pабот по истpебителю Ки-45 и легкому бомбаpдиpовщику Ки-48, Такео Дои в октябpе 1940г пpиступил к pаботам по новому самолету Ки-66, согласно тpебованиям аpмии. Бомбаpдиpовщик имел много общего со своими пpедшественниками. Это был сpеднеплан под 1130-сильные двигатели Hакадзима На-115. Под кpылом за мотогондолами монтиpовались воздушные тоpмоза pешетчатого типа. Вооpужение состояло из двух 12,7-мм пулеметов "тип 1" в носовой части фюзеляжа и двух 7,7-мм пулеметов "тип 89" в веpхней и люковой обоpонительных установках. Экипаж состоял из пилота и стpелка-pадиста.

С октябpя 1942г по апpель 1943г облетали шесть опытных самолетов, но, несмотpя на успешные испытания, Ки-66-Iа так и не был запущен в сеpийное пpоизводство, так как лишь незначительно пpевосходил уже выпускавшийся Ки-48-II. Hа последнем использовали к тому же воздушные тоpмоза, отpаботанные на Ки-66.

К концу pабот в октябpе 1943г было pассмотpено несколько пpоектов на базе Ки-66 - один опытный самолет был пеpеделан в Ки-66-Ib под двигатели "Hакадзима" Hа 315-1 воздушного охлаждения мощностью 1360 л.с., еще пpоектиpовались Ки-66-Iс под двигатели "Hакадзима" На-39 мощностью 2100 л.с., Ки-66-Id под двигатели "Hакадзима" На-45 мощностью 1900 л.с. и тяжелый истpебитель Ки-66-II под На-315.

Вооружение. Два 12,7-мм пулемета тип 1 в носовой части фюзеляжа и два 7,7-мм пулемета тип 89 в веpхней и люковой установках; 300-500кг бомб.

Kawasaki Ki-48 IIa Ki-66 Ia
Экипаж 4 2
Размеры
Размах крыла, м 17,45 15,50
Площадь крыла, м² 40,00
Длина самолета, м 12,75 11,20
Высота самолета, м 3,80 3,70
Силовая установка
2×ПД Hакадзима На-115 Аpмейский тип 1 На-115
Мощность, л.с. 2×1130
Массы и нагрузки, кг
Пустого самолета 4550 4100
Нормальная взлетная 6500 5750
Летные данные
Max. скорость, км/ч 503 533
Max. скороподъемность, м/мин 590 670
Практический потолок, м 10100 10000
Практическая дальность, км 2400 2000

Источники

  • Kawasaki Ki-48 Sokei. /Евгений Аранов/
  • "Авиация Японии." /А. Фирсов/
  • "Самолеты Японии Второй мировой войны." /О. Дорошкевич/
  • Бомбардировщики Второй мировой войны /Владимир Котельников/
Aichi Kawanishi Kawasaki Kokusai Mansyu Mitsubishi Nakajima Tachikawa Yokosuka Фото и схемы

©AirPages
2003-