Авиация Второй мировой |
Ki-49 Donryu
Ki-49 Donryu. При проектировании своего нового среднего бомбардировщика фирма Nakajima основное внимание уделяла обеспечению хорошей управляемости самолета. Конструктивно самолет представлял собою среднеплан с крылом очень малого удлинения необычной формы. Большой объем центроплана позволял разместить в нем шесть протектированных топливных баков при общем низком воздушном сопротивлении, а также обеспечить хорошую управляемость и маневренность на средних и малых высотах. Для снижения скорости на взлёте и посадке крыло оснастили закрылками Фаулера большой площади. Вооружение Ki-49II - одна 20 мм пушка Хо-1 в верхней башне и пять 12,7 мм пулеметов Хо-103 на подвижных установках в хвостовой башне, в носу, под фюзеляжем и в бортовых окнах. Нормальная бомбовая нагрузка - 750 кг, максимальная - 1000 кг. Первый полет прототипа состоялся в августе 1939 года с двигателями 950 л. с., второй и третий уже с 1250-сильными двигателями Ha-41. Следующие семь машин установочной партии имели воздушные винты автоматически изменяемого шага. Боевое применение. В ходе боевых действий оказалось, что широко разрекламированный новый бомбардировщик, призванный "положить конец войне и принести победу Японии", понес тяжелые потери. Скорости, главного козыря перед Ki-21, оказалось недостаточно для ухода от современных Спитфайров и Супермаринов. Пилоты положительно отзывались только о бронезащите и сравнительно мощном оборонительном вооружении Ki-49. Спасало в некоторых случаях и наличие протектирования топливных баков. Но этого было недостаточно, поэтому новые Ki-49 в частях так и не сменили полностью старый Mitsubishi Ki-21 "Sally". Ко всему, по сравнению с Ki-21, самолет требовал значительно более сложного технического обслуживания. На завершающем этапе войны немногие уцелевшие после боев за Филиппины Ki-49 использовались пилотами - камикадзе против крупных кораблей противника. При этом с Ки-49 снималось все вооружение, экипаж сокращался до двух пилотов, а бомбовая нагрузка увеличивалась до 1600 кг. В историю авиации Японии самолет вошел лишь как бомбардировщик, впервые оснащенный хвостовой стрелковой башней, да и, пожалуй, как бомбардировщик с одной из самых коротких боевых карьер среди основных бомбардировщиков Второй мировой войны. У союзников самолет получил кодовое наименование "Helen", по имени жены одного из офицеров разведки на юго-западе Тихоокеанского района. |