Ki-57 Topsy
|
- Средний транспортный самолет
- Mitsubishi
|
Ki-57 Topsy начал свою лётную жизнь в качестве авиалайнера в японской авиакомпании Nippon Koku с простой перекомпоновки фюзеляжного пространства двенадцати поступивших в ремонт бомбардировщиков Ki-21 под пассажирские места. Впрочем, появление дюжины гражданских машин, созданных на базе бомбардировщика, явилось лишь началом истории, пожалуй, самого удачного японского транспортного самолета времен Второй мировой войны.
Самолет был разработан на базе выдающегося бомбардировщика Ki-21, который заинтересовал авиакомпанию своей способностью нести значительную боевую нагрузку на большие расстояния. Новый пассажирский авиалайнер, получивший гражданское обозначение MC-20, произвел, в свою очередь, впечатление на японскую армию, и она разместила заказы на военную версию под обозначением Ki-57 или транспортный самолет тип 100.
Большая часть конструктивных решений Ki-57 были взяты непосредственно от Ki-21 - крыло, хвостовое оперение, кабина экипажа, шасси и силовая установка были идентичны Ki-21. Для оптимизации фюзеляжного пространства под размещение пассажиров самолет из среднеплана превратился в низкоплан.
Первый полет прототипа состоялся в августе 1939 года. Летные испытания, даже несмотря на аварию четвертого опытного самолета, были признаны успешными и еще до конца года оба варианта были запущены в серию.
Модификации.
• Ki-57-I - всего в период с 1940 по 1942 год фирма "Мицубиси" выпустила для армии 101 серийную машину. Они имели официальное обозначение "Армейский транспортный самолет Тип 100 Модель 1" (Ki-57-I). Небольшое число транспортников было передано флоту, где им присвоили индекс L4M1.
• Ki-57-II - в мае 1942 года была создана улучшенная модификация самолета Ki-57-II (MC-20-II). Машины этот варианта, построенные до января 1945 года в количестве 406 единиц, отличались от предшественников более мощными двигателями Мицубиси Ha-102 (1080 л.с.) и составом бортового оборудования.
Боевое применение. Ki-57 несли службу на всех участках Тихоокеанского театра военных действий с первого до последнего дня войны. Самолеты использовались в качестве транспортных и связных машин, кроме того, для обеспечения перевозок часто привлекались и гражданские лайнеры МС-20.
По мере того как война прогрессировала, и превосходство воздушных сил союзников возрастало, Ki-57 все чаще становились жертвой союзных истребителей. Десятки были потеряны, в том числе от столкновыения с тяжело вооруженными американскими патрульными бомбардировщиками, которые не гнушались заниматься беззащитными транспортниками.
Когда война закончилась, многие выжившие Ki-57 использовались для перевозки делегатов при капитуляции японских войск. О высоких качествах японской машины косвенно говорит и тот факт, что после войны трофейные самолеты активно эксплуатировались в Китае и Советском Союзе. Более того, известный советский летчик В. Виницкий однажды совершил на МС-20 полет с самим Мао Цзэдуном на борту. По отзыву пилота, МС-20 был отличным самолетом — одним из лучших в своем классе.
У союзников самолет получил кодовое имя — «Topsy», («Топси»). Всего было произведено 507 самолётов.
|