Ki-60
Истребитель
Kawasaki
Ki-60. Управление технического снабжения Главного штаба ВВС Императорской армии в феврале 1940 г. выдало фирме "Kawasaki" задание на создание сразу двух боевых самолётов: тяжёлого перехватчика Ki.60 и лёгкого фронтового истребителя Ki.61. На этот раз "во главу угла" тактико-технического задания была поставлена возможно большая максимальная скорость и огневая мощь. Спроектированный под руководством Такео Дои и Син Овада (Takeo Doi и Shin Owada) самолёт представлял собой низкоплан, с двигателем жидкостного охлаждения На-40, лицензионной копии немецкого DB-601. Для достижения возможно более высоких скоростных характеристик было решено использовать все известные на тот момент достижения аэродинамики и теории конструирования. При взлётной массе 2890 кг и площади крыла 15,9 м², прототип тяжёлого перехватчика имел очень высокую нагрузку на крыло - 181,76 кг/м².
В отношении обеспечения достаточной огневой мощи ставка делалась исключительно на лицензионный выпуск мощной немецкой 20-мм пушки MG151/20 фирмы "Маузер". По одной такой пушке планировалось разместить в консолях, а над мотором смонтировать пару 12,7-мм синхронизированных пулеметов Но-103. Суммарный секундный залп при этом составлял весьма весомые для того времени 4,42 кг/сек, что превышало огневую мощь немецких Bf 109Е-7 и F-2, не говоря уже о первых "Спитфайрах" и "Харрикейнах".
Однако, новый самолет сразу очень не понравились лётчикам-испытателям. В дополнение к высокой нагрузке на крыло, самолёт обладал плохой маневренностью, которая сочеталась с плохой продольной и поперечной устойчивостью, а также очень высокой посадочной скоростью. Вдобавок максимальная скорость была достигнута всего 548 км/час.
В попытках решить эти вопросы были созданы второй и третий прототип. Оба эти самолета имели увеличенную, до 16,2 м² площадь крыла, против 15,9 м² у первого прототипа и постепенное снижение массы с улучшением аэродинамики. Хотя полностью снаряженный Ki.60.03 весил 2600 кг, нагрузка на крыло была уменьшена до 160,49 кг/м²), т. е. был легче своего невооружённого предшественника на 150 кг, лётчики-испытатели смогли выжать из нового истребителя лишь 567 - 570 км/ч на высоте 6000 м. Правда значительно улучшилась скороподъёмность. Теперь на высоту 5000 м самолёт забирался всего за 6 мин.
По скоростным характеристикам Ki.60.03 мало отличался от Bf.109E-3/E-4 или "Спитфайра" Мк.I/Мк.II, при довольно заметном превосходстве в огневой мощи и, в сущности, мог быть принят на вооружение ВВС Императорской армии, если бы не его откровенно вялая (для одномоторного истребителя) манёвренность, а также плохая продольная и поперечная устойчивость. Именно последнее заставило разработчиков прекратить дальнейшее совершенствование проекта Ki-60, поскольку лётчики-испытатели отмечали, что в строевых частях освоение этой машины будет сопровождаться значительными трудностями. Всё это в конечном итоге и привело к сосредоточению всех усилий фирмы "Kawasaki" на создании лёгкого (фронтового) истребителя Ki.61, при разработке которого были учтены все ошибки, допущенные при создании предыдущего проекта.
|