Авиация Второй мировой

Home English

Ki-67 "Hiryu"

Тяжелый бомбардировщик

Mitsubishi

Mitsubishi Ki.67, 14-й сентай

Ki-57 Topsy Mitsubishi Ki-67 "Hiryu" ("Летающий дракон"), получивший у союзников имя "Пэгги", являл собой двухдвигательный тяжелый бомбардировщик, разработанный фирмой Mitsubishi, и служивший в Имперских армейских воздушных силах Японии IJAAF (Imperial Japanese Army Air Force) во Второй мировой войне. Армейское наименование - "Тяжелый бомбардировщик, тип 4".

Главный конструктор Kyunosuke Ozawa. Первый полёт - 17 декабря 1942 года. Начало эксплуатации - май 1944 года. Конец эксплуатации - август 1945 года.

Конструкция

Ki-67 появился, как воплощение армейского технического задания 1941 года, являясь преемником для Накадзима Ki-49. По техническому заданию новый самолет должен был быть высокоскоростным двухмоторным тяжелым бомбардировщиком и подходить для возможных военных конфликтов с Советским Союзом над Маньчжурией и вдоль сибирской границы. В отличие от многих японских военных самолетов, Ki-67 должен был иметь хорошее оборонительное вооружение и достаточную способность к выживанию при получении тяжелых боевых повреждений. Было также указано, что это должен быть очень маневренный самолет, выполняющий бомбометание с пикирования и имеющий возможность избежать атаки на низкой высоте.

По конструкции Ki-67 являлся двухдвигательным среднепланом цельнометаллической конструкции с полностью убираемым хвостовым колесом шасси. Самолет имел протектированные топливные баки и бронезащиту экипажа, что являлось новинкой для японских самолетов. Вкупе с двумя 18-цилиндровыми 1900 л.с. двигателями воздушного охлаждения, самолет обладал, пожалуй, наибольшей живучестью среди всех японских самолетов Второй мировой войны.

Ki-67 с бомбовой нагрузкой 1070 кг (2360 фунтов) (на внутренней подвеске в бомбоотсеках) классифицировался бы в США, как средний бомбардировщик (B-25 Mitchell, например, мог нести до 2722 кг (6000 фунтов), B-26 Marauder до 1814 кг (4000 фунтов), и A-20 Havoc до 907 кг (2000 фунтов)). Однако он обладал некоторыми замечательными качествами по сравнению с американскими средними бомбардировщиками; Ki-67 имел высокую максимальную скорость на эшелоне 537 км/ч / 334 миль/ч (против 443 км/ч / 275 миль/ч для B-25, 462 км/ч / 287 миль/ч для B-26, и 538 км/ч / 338 миль/ч для А-20), хорошую маневренность при высоких скоростях пикирования (почти до 644 км/ч / 400 миль/ч), высокую постоянную скорость набора высоты, а также высокую горизонтальную маневренность (малый радиус поворота и способность выполнять разворот на низких скоростях). Маневренность Ki-67 был настолько хороша, что японцы использовали этот самолет как основу для разработки двухмоторного истребителя Ki-109, первоначально он был разработан как ночной истребитель, а затем его использовали и в качестве дневного тяжелого истребителя. На последних этапах Второй мировой войны, японский флот также использовал Ki-67 в качестве основы для противолодочного самолета Q2M1 "Taiyo", оборудованного радиолокационной станцией обнаружения подводных лодок.

Боевое применение

Ki-67 использовался для бомбардировки с горизонтального полета и (как тип Yasakuni) торпедометания, самолет мог нести одну торпеду на внешней подвеске под фюзеляжем. Ki-67 первоначально использовался японской армией и флотом против флота США во время его третьего удара против Формозы и острова Рюкю. Позднее он был использован на Окинаве, в материковом Китае, Французском Индокитае, Карафуто и против аэродромов B-29 в Сайпане и Тиниане.

Один самолет, в версии штурмовика, разрабатывался для в миссии на Giretsu. На Ki-67 устанавливались три 20 мм пушки дистанционного управления, направленные вперед под углом 30° для штурмовки наземных целей, 20 мм пушка в хвосте, 13,2 мм пулеметы в боковых и верхних секторах обстрела и увеличенные топливные баки. Однако даже и в этом случае, из-за большой удаленности, миссия на Giretsu рассчитывалась только в один конец.

На последних этапах Второй мировой войны, специальные версии Ki-67, KAI (улучшенная) и Сакура-Дан, были использованы для миссий камикадзе. Источник информации - Lt. Sgt. Seiji Moriyama, один из членов экипажа в Fugaku из специального атакующего подразделения, который в свое время был свидетелем переделки Ki-67 в самолет-камикадзе "To-Go" с двумя 800 кг бомбами во время операций на Окинаве.

Характеристики
Ki-67-Ib Ki-109
Экипаж 6-8 4
Размеры
Размах крыла, м 22,50
Площадь крыла м² 65,85
Длина, м 18,7 17,95
Высота, м 7,70 5,80
Силовая установка
Два ПД Mitsubishi Ha-104 радиальный 2×1900 л.с. ( 1417 kW )
Массы, кг
Пустого 8649 7424
Максимальная взлетная 13765 10800
Летные данные
Скорость, км/час максимальная 537 550
на высоте, м 6090 (20 000 ft)
Время подъема на высоту 6000 м, мин 14,5 -
Скороподъемность, м/с - 8,6
Потолок, м 9470 12000
Дальность, км 3800 2200
Вооружение
12,7 мм Ho-103 (Тип 1), шт. 5 1
20 мм Ho-5, шт. 1 -
75 мм Тип-88 шт. - 1
Бомб в бомбоотсеке, кг 1600 -
Бомб в версии "Камикадзе", кг 2900 -

Ki-167

Бомбардировщик-камикадзе

Успех Ki-67 "HIRYU" в качестве бомбардировщика "специальных атак" уже был доказан корпусом Fugaku на Филиппинах в ноябре, и еще пять самолетов такого же типа были произведены Mitsubishi в декабре 1944 года. Примерно в это же время JAAF получил технические данные о немецких кумулятивных "Cherry Bomb", позволяющие сфокусировать силу взрыва. Диаметр немецкой бомбы практически совпадал с фюзеляжем HIRYU, что позволяло смонтировать заряд за сиденьем пилота задняя стенка которого была сделана из взрывчатого вещества, а штанга взрывателя проходила от носа самолета между креслами пилотов. Заряд, получивший обозначение "Сакурадан" имел диаметр 1,6 метра и на полметра выступал над фюзеляжем, подобно горбу у верблюда. В своем окончательном виде новый бомбардировщик специальной атаки имел экипаж из двух человек и нес один 2900 килограммовый термитный заряд направленного действия "Сакура-Дан", расположенный в центре тяжести самолета таким образом, чтобы струя высокотемпературного пламени направлялась под небольшим углом вниз. Поражающее действие заряда было очень сильным: танк можно было уничтожить на расстоянии 300 метров.

Два самолета были модифицированы из стандартных бомбардировщиков HIRYU на экспериментальном заводе Mitsubishi в Нагоя в феврале 1945 года, под контролем научно испытательного центра в Fussa и получили обозначение Ki-167. Есть также информация, что этих машин было построено до 10 шт.

В начале февраля 1945 года Ki-167 стали поступать в подразделения камикадзе 62-ого сентая но первое их боевое применение состоялось лишь 17 апреля. Три самолета камикадзе, один из которых нес бомбу "Сакурадан", отправились в район Окинавы для нанесения удара по американским авианосцам. Командир бомбардировщика сообщил, что обнаружил корабль и приступает к атаке. Внезапно с других самолетов заметили, что из бомбардировщика вырывается пламя. Он резко ушел вверх в облака, и больше его не видели. Вероятно, бомба "Сакурадан" оказалась повреждена, что и послужило причиной гибели самолета. 25 мая японцы вновь пытались использовать Ki-167 в бою. Две машины погибли, пилотируемые младшими лейтенантами Хикоджи Мизотой и Ютака Фукушимой, результат их атак неизвестен.

© Евгений Аранов

Характеристики
Мицубиси Ki.167
Экипаж 2
Размеры
Размах крыла, м 22,50
Площадь крыла, м² 65,85
Длина самолета, м 18,70
Высота самолета, м 7,70
Силовая установка
2 × ПД Армейский тип 4 Ha-112 II
Мощность, л.с. 2 × 1900
Массы и нагрузки, кг
Пустого самолета 8800
Нормальная взлетная 14900
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 520
Крейсерская скорость, км/ч 400
Практический потолок, м 9200
Практическая дальность, км 2800
Вооружение
2900 кг заряд направленного действия Сакурадан
Фото Описание

Схема Ki-167

Модификации самолета

NB: Ko, Otsu, Hei и Tei в японском языке эквивалентны латинским буквам a, b, c, d. Kai - улучшенная модификация.

  • Ki-67-I: Прототипы. Модели с различными вариантами вооружения. Произведено 19 самолетов.
  • Ki-67-Ia "Хирю" (Летающий дракон), Армейский тяжелый бомбардировщик 4, Модель 1 - основная производственная модель. После заводского номера 160 - 420 самолетов были модернизированы на заводе в качестве торпедоносца. Произведено фирмой Mitsubishi 587 шт.; Кавасаки: - 91шт; на армейском Арсенале Тачикава: 1 шт.
  • Ki-67-Ib: поздняя производственная модель. Усилено вооружение хвостовой турели двумя пушками 20 мм.
  • Ki-67-I KAI: Экспериментальная модель с двигателями Mitsubishi Ha-104 Ru с турбокомпрессорами, прототип тяжелого перехватчика Ki-109, выпущено 3 самолета.
  • Ki-67-I AEW (Airborne Early Warning and Control): Оборудован радаром раннего обнаружения "Taki 1 Model II". Выпущен 1 самолет.
  • Ki-67 "To-Go": (получено от слов "токубэцу ко: гэки тай" - или аббревиатурой "токко: тай" - примерный перевод как "специальный ударный отряд"), для Корпуса специальных атак. Армейский специальный атакующий самолет, тип 4 - улучшенная версия Ki-67 I для камикадзе, с демонтированным вооружением и турелями, снаряженный двумя 800 кг бомбами в бомбоотсеке. Экипаж уменьшен до трех человек.
  • Ki-67 "Носитель крылатых ракет" - экспериментальный самолет для доставки крылатых ракет (Kawasaki Ki-147 I-го типа 1-Ko, Mitsubishi Ki-148 I-го типа 1-Otsu, I-го типа 1-Hei, "Ke-Go" IR, "Ko-Go"," Sa-Go "), выпущен 1 самолет.
  • Ki-67 бомбардировщик дальнего действия - увеличенная площадь крыла, без турелей. Только проект.
  • Ki-67 штурмовик: Версия, вооруженная тремя, дистанционно управляемыми 20-мм пушками для наземной штурмовки, 20-мм пушка в хвостовой турели, три 13,2 мм пулемета в боковых и верхних секторах обстрела, увеличенный запас топлива для увеличения дальности. Специально разработанный проект для действий против аэродромов B-29 на Марианских островах. Только проект.
  • Ki-67-II: Прототип. Модифицированная версия Ki-67-I, с двумя двигателями Mitsubishi Ha-214 мощностью 2150 л.с. (1,603 kW). Произведено 2 самолета.
  • Ki-67 буксировщик планеров: Стандартный Ki67-I использовался для буксировки транспортного планера "Manazuru" (Crane). Проходил испытания.
  • "Yasukuni": Ki-67-I - бомбардировщик-торпедоносец для Военно морского флота.
  • Ki-69: Эскортный истребитель с мощным наступательным вооружением. Только проект.
  • Ki-97: Транспортная модель. Только проект.
  • Ki-112: Деревянная модель бомбардировщика. Только проект.
  • Ki-167 "Сакура-Дан": Специальная атакующая версия, оснащеная бомбой 2900 кг (6400 фунтов) с термитным зарядом. Бомба подвешивалась в бомбоотвек в фюзеляже за кабиной экипажа. Бомба обладала большой разрушающей способностью, с максимальным радиусом в 300 м (980 футов) и была разработана для разрушения огневых позиций и мощных оборонительных укреплений. Было произведено 9 самолетов.
  • Q2M1 "Taiyo". Основаный на Ki-67-I, вариант для ВМС, специально разработанный для противолодочной войны. Оснащен радиолокационной станций (Тип 3 Модель 1 MAD (KMX), радар тип 3 Ku-6 Модель 4 и антенное оборудование ESM). Имел два двигателя Mitsubishi Kasei 25 Otsu 1850 л.с. (1380 кВт) с шестилопастными винтами. Нёс торпеды или глубинные бомбы. Только проект.

Источники

  • Тяжелый бомбардировщик Mitsubishi Ki-67 "Hiryu" /Евгений Аранов/
  • Авиация Японии /Андрей Фирсов/
  • Japanese Aircraft of the Pacific War /Francillon, Rene J./
  • Warplanes of the Second World War /Green, William/