Авиация Второй мировой

Home English

Ki-76
Легкий разведчик и связной самолёт
Kokusai

Ki-76

Ki-76. Сопоставление временных рамок свидетельствует о том, что, когда закупленный в Германии для изучения немецкий Fi-156 в 1942 году (по другим сведениям в августе 1941) прибыл в Японию, прототип японского аналога, впервые поднявшийся в воздух в мае 1941 года, уже прошел все стадии испытаний, не выявивших серьезных проблем.

Тем не менее, по прибытию в Японию немецкой машины было решено провести сравнительные испытания, которые выявили, что по многим параметрам японский аналог превосходит "немца". В частности, взлетная дистанция у японского самолёта составляла 58 м по сравнению с 62 метрами, необходимыми для взлета Физилера. Также короче была и длина пробега на посадке - 62 против 68 метров. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что немецкие данные существенно отличались от полученных японцами, что можно объяснить лишь популярной пословицей о куликах, хвалящих свое болото. Правда, применение в самолёте Мацухары отечественного звездообразного двигателя Хитачи На-42, вращавшего деревянный двухлопастный винт диаметром 2,5 м, по сравнению с рядным Аргусом у "немца", серьезно ухудшало обзор в передней полусфере.

Несколько отличались на немецкой и японской машинах схемы механизации крыла. На обоих самолётах были применены неподвижные предкрылки, но в отличие от зависающих элеронов на "Шторьхе", на Ki-76, такое обозначение получил японский самолёт, были применены закрылки Фаулера. Различалась также конструкция шасси. Кроме того, из-за чуть большей длины японского самолёта, у него отличался угол установки стабилизатора. Несмотря на чуть большую мощность японского двигателя по сравнению с немецким Аргусом, Ki-76 оказался на 200 кг тяжелее и развивал меньшую скорость, чем Шторьх. Но этот недостаток для машин такого класса не являлся существенным.

В целом японский самолёт произвел благоприятное впечатление и в октябре 1942 года самолёт был официально принят на вооружение японской армии как "Renraku-ki San-shiki" - "Связной самолёт Тип 3" или Ki-76. С конца 1942 года самолёт пошел в массовое производство на заводе Нихон Кокусай Коку Когё К.К в городе Хирацука, так с 1941 года называлась фирма Юнкичи Терады, после слияния с компанией "Кокусай Кокуки К.К."

Простота конструкции, высокая технологичность и отсутствие в конструкции Ki-76 стратегических материалов позволило до конца 1944 года, когда производство было свернуто, выпустить 937 экземпляров этого самолёта.

Kokusai Ki-76
Экипаж 3
Размеры
Размах крыла, м 13,00
Площадь крыла, м² 29,40
Длина самолёта, м 9,56
Высота самолёта, м 3,30
Силовая установка
1 × ПД Хитачи Hа-42, мощностью л.с. 1 × 280
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолёта 1110
Нормальная взлетная 1540
Максимальная взлетная 1620
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 178
Крейсерская скорость, км/ч 156
Практический потолок, м 5630
Практическая дальность, км 750
Вооружение
1 × подвижный 7,7-мм пулемет Те-4, бомб кг 2 × 60
Фото Описание

Схема Ki-76

Боевое применение

Te-Go

Te-Go
  • Разведчик-корректировщик
  • Первый полет: 1942
  • Кобесико

Проект самолёта укороченного взлета и посадки с тандемным крылом Te-Go был предложен профессором Т.Мики в 1941 году. Самолёт разрабатывался при содействии военных специалистов и предназначался для ведения ближней разведки и корректировки артиллерийского огня. Армейское обозначение "Ki" этой машине не присваивалась, так как по документам она официально не находилась в юрисдикции армии и работы велись в инициативном порядке.

Фюзеляж самолёта изготовлялся из металла, но металлическая обшивка применялась только в его носовой части. Крыло имело деревянную конструкцию с фанерной обшивкой. По всему размаху крыла располагались автоматические предкрылки. Также применялись большие закрылки Фаулера, причем элероны могли использоваться и как закрылки. Хвостовые крылья имели одинаковую конструкцию с основными. Вооружение Te-Go состояло из оборонительного подвижного 7,7-мм пулемета, установленного в задней части фюзеляжа.

Единственный прототип Te-Go был построен в 1942 году на заводе фирмы Кобесико. Он оснащался двигателем Argus As.10, однако вооружение пока не устанавливалось. Испытания самолёта были прерваны ввиду его аварии и более не возобновлялись, так как к этому времени пригодным к эксплуатации признали автожир Ka-Go.

Кобесико Te-Go
Экипаж 1
Размеры
Размах крыла, м 14,30
Длина самолета, м 9,80
Высота самолета, м 3,10
Силовая установка
1 × ПД Аргус As.10, мощностью л.с. 1 × 240
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 950
Нормальная взлетная 1410
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 172
Крейсерская скорость, км/ч 155
Практический потолок, м 4500
Практическая дальность, км 375
Вооружение
Один 7,7-мм пулемет в задней части кабины
Фото Описание

Схема Te-Go

Источники

  • Кокусай Ki-76 /Евгений Аранов/
  • Артиллерийский корректировщик Kobeisiko \ Miki Te-Go /Андрей Крумкач/
  • Авиация Японии /Андрей Фирсов/
  • Japanese Aircraft of the Pacific War /Rene J Francillion/

Ваше имя (Nick):
Ваш e-mail:
Введите число 5146563:
Ваш пост:

12 08 2020.
Когда закупленный в 1940 году вместе с другими образцами немецкой авиатехники Fi-156 был изучен советскими специалистами, они с удивлением обнаружили что профиль крыла с его щелевыми элеронами, закрылками и предкрылками ничем не отличается от профиля Р-11, разработанного советским инженером П.П. Красильщиковым.

---