Ki-76
Легкий разведчик и связной самолёт
Kokusai
Ki-76. Сопоставление временных рамок свидетельствует о том, что, когда закупленный в Германии для изучения немецкий Fi-156 в 1942 году (по другим сведениям в августе 1941) прибыл в Японию, прототип японского аналога, впервые поднявшийся в воздух в мае 1941 года, уже прошел все стадии испытаний, не выявивших серьезных проблем.
Тем не менее, по прибытию в Японию немецкой машины было решено провести сравнительные испытания, которые выявили, что по многим параметрам японский аналог превосходит "немца". В частности, взлетная дистанция у японского самолёта составляла 58 м по сравнению с 62 метрами, необходимыми для взлета Физилера. Также короче была и длина пробега на посадке - 62 против 68 метров. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что немецкие данные существенно отличались от полученных японцами, что можно объяснить лишь популярной пословицей о куликах, хвалящих свое болото. Правда, применение в самолёте Мацухары отечественного звездообразного двигателя Хитачи На-42, вращавшего деревянный двухлопастный винт диаметром 2,5 м, по сравнению с рядным Аргусом у "немца", серьезно ухудшало обзор в передней полусфере.
Несколько отличались на немецкой и японской машинах схемы механизации крыла. На обоих самолётах были применены неподвижные предкрылки, но в отличие от зависающих элеронов на "Шторьхе", на Ki-76, такое обозначение получил японский самолёт, были применены закрылки Фаулера. Различалась также конструкция шасси. Кроме того, из-за чуть большей длины японского самолёта, у него отличался угол установки стабилизатора. Несмотря на чуть большую мощность японского двигателя по сравнению с немецким Аргусом, Ki-76 оказался на 200 кг тяжелее и развивал меньшую скорость, чем Шторьх. Но этот недостаток для машин такого класса не являлся существенным.
В целом японский самолёт произвел благоприятное впечатление и в октябре 1942 года самолёт был официально принят на вооружение японской армии как "Renraku-ki San-shiki" - "Связной самолёт Тип 3" или Ki-76. С конца 1942 года самолёт пошел в массовое производство на заводе Нихон Кокусай Коку Когё К.К в городе Хирацука, так с 1941 года называлась фирма Юнкичи Терады, после слияния с компанией "Кокусай Кокуки К.К."
Простота конструкции, высокая технологичность и отсутствие в конструкции Ki-76 стратегических материалов позволило до конца 1944 года, когда производство было свернуто, выпустить 937 экземпляров этого самолёта.
Kokusai |
Ki-76 |
Экипаж |
3 |
Размеры |
Размах крыла, м |
13,00 |
Площадь крыла, м² |
29,40 |
Длина самолёта, м |
9,56 |
Высота самолёта, м |
3,30 |
Силовая установка |
1 × ПД Хитачи Hа-42, мощностью л.с. |
1 × 280 |
Массы и нагрузки, кг: |
Пустого самолёта |
1110 |
Нормальная взлетная |
1540 |
Максимальная взлетная |
1620 |
Летные данные |
Максимальная скорость, км/ч |
178 |
Крейсерская скорость, км/ч |
156 |
Практический потолок, м |
5630 |
Практическая дальность, км |
750 |
Вооружение |
1 × подвижный 7,7-мм пулемет Те-4, бомб кг |
2 × 60 |
Боевое применение
|