Авиация Второй мировой

Home English

Ki-79; "Nate"

Ki-79
  • Многоцелевой тренировочный самолет
  • Mansyu

Производство Ки-79 на заводе "Мансю" в Маньчжурии, занятой японцами, началось 19-го января 1943-го года с выпуска сразу двух серийных моделей: одноместного тренировочного самолёта Ки-79а и двухместного учебно-тренировочного Ки-79б. Оба варианта имели цельнометаллическую конструкцию типа полумонокок с низко расположенными несущими поверхностями и неубирающимися шасси, точно такую же, как и у Ки-27, поскольку конструкция планера была почти полностью перенесена на новый самолёт. Единственным существенным отличием в планере стала открытая кабина. Поскольку двигатель "Хитачи" был несколько легче своего предшественника "Накадзима", несмотря на практически одинаковый диаметр, для сохранения прежней центровки самолёта его пришлось немного отодвинуть вперёд. Из-за этого длина серийного Ки-79 увеличилась на 0,32 м по сравнению с длинной трёх прототипов, где перемещение двигателя не было осуществлено и размеры остались такими же, как и у Ки-27.

Мансю Ки-79 представлял собой одномоторный, одно- (Ки-79а, Ки-79с) или двухместный (Ки-79в, Ки-79d) свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом. Конструкция цельнометаллическая (Ки-79а, Ки-79в) или смешанная (Ки-79с, Ки-79d). Кабина открытая, шасси неубирающееся с хвостовым колесом, хвостовое оперение - свободнонесущее.

По внешнему виду, конструкции и оборудованию Ки-79 был подобен Ки-27. Только Ки-79с и Kи-79d имели смешанную конструкцию (стальной каркас фюзеляжа с фанерной обшивкой, деревянное крыло). Основные отличия (помимо закрытой кабины) заключались в силовой установке и вооружении.

Силовая установка. Ки-79а и Ки-79в-9-цилиндровый мотор воздушного охлаждения Хитачи Ха-13а-1 мощностью 450/515 л.с. Двухлопастный винт диаметром 2,50 м. Ки-79с и Kn-79d - Хитачи Ха-13а-Ш той же мощности. Трехлопастный деревянный винт изменяемого шага.

Вооружение. Ки-79а - один 7,7-мм синхронный пулемет Тип 89 с ленточным питанием. Ки-79в - без вооружения. Для атак камикадзе Ки-79 оснащались одной 250 кг бомбой под фюзеляжем.

Боевое применение

С начала 1943 года различные учебные подразделения и летные школы IJAAF стали получать двухместные Мансю Ки-79. До конца войны они служили в многочисленных Кьоики Хикатаях (например в 17-м, 19-м, 25-м, 26-м, 27-м, 31-м, 33-м, 36-м, 39-м, 40-м, 43-м и 44-м), а также в летных школах в Мито, Тачиараи, Токуразава и Ирумагаве в Японии и в Харбине, Маньчжурия (а позднее в сформированных на их базе Кьоики и Кьодо Хикошиданах. Они также использовались для подготовки инструкторов в Кьодо Хикотае в Ютсономие. В большинстве случаев новые Ки-79 заменяли устаревшие самолеты Тачикава Ки-55.

Ки-79 можно было увидеть в Армейских юношеских летных школах (Рикугун Шонен Хико Гакко) в Токио, Оцу и Онте в Японии, где юные пилоты проходили подготовку, прежде чем стать кадетом IJAAF. В конце войны в этих школах готовились будущие члены так называемых «специальных штурмовых подразделений» IJAAF -Камикадзе, так как считалось, что уже нет времени сделать из мальчишек опытных пилотов. Ки-79 использовались наряду с такими старыми самолетами, как Тачикава Ки-9, Ки-7 и Ки-55.

На протяжении 1944 года идея использовать пилотов-самоубийц для нанесения ударов по вражеским целям (обычно боевым кораблям) казалась японским военным все более жизнеспособной. Подразделения самоубийц, известные под названием Симбутаи (Симпу или Синфу) или Камикадзе, были детищем авиации флота, но IJAAF также имели такие подразделения - Рикугун Коку Токубецу Когекитан (Армейское специальное штурмовое подразделение). В IJAAF таранные атаки получили название Танатари - грозовой удар.

Если атакам смертников флота в основном подвергались американские военные суда, то приоритетной целью Камикадзе армейской авиации были тяжелые бомбардировщики Боинг В-29 «Суперфортресс» из 20-й воздушной армии США, которые было очень трудно уничтожить. С 1944 года они медленно, но систематически крушили цели на территории Японии. Для самоубийственных атак на В-29 (которые назывались Би-сан - мистер Би) прежде всего использовали истребители устаревших типов, особенно КИ-43, Ки-44 и двухмоторные Ки-45. Широко доступные, но ещё более устаревшие Ки-27 могли нести только одну бомбу, мощности которой могло не хватить для уничтожения бомбардировщика. Кроме того, его летные характеристики были слишком низкими, чтобы перехватить В-29 (хотя известны два случая, когда пилотам в Маньчжурии это удавалось). Тем не менее, многочисленные Ки-27 и Ки-79 до конца войны использовались для подготовки Камикадзе, например, в 42-м, 68-м и 113-м Симбутаи. Некоторые из них использовались для атак самоубийцами в районе Окинавы. В последние месяцы войны положение с самолетами в армейских ВВС было столь отчаянным, что множество учебных подразделений было брошено на защиту Японии и оккупированных ею территорий. В начале 1945 года, когда американские палубные самолеты стали на бреющем полете атаковать цели на территории Японии, в воздух поднимались все имеющиеся в наличии самолеты, включая такие архаичные, как Ки-27 и даже учебные Ки-79! Последний - тихоходный и вооруженный всего одним 7,7 мм пулеметом - вряд ли мог оказать хоть какое-нибудь сопротивление американским палубным истребителям Грумман FGF «Хеллкэт» или Воут F4U «Корсар». Поэтому японские пилоты зачастую совершали самоубийственные тараны. Например, 16 февраля 1945 года, когда 58-е ударное соединение американцев атаковало район Токио (впервые со времен налета, предпринятого подполковником Дулиттлом тремя годами раньше); с аэродрома Йокосиба вместе с другими машинами взлетели на перехват шестнадцать Ки-79а 39-го Кьоики Хикотая. В бою с «Хеллкэтами» из VF-9 с авианосца «Лексингтон» 39-й Кьоики Хикотай одержал две победы, но потерял шесть самолетов и пять пилотов. Считалось, что победы одержали 2-й лейтенант Масатоши Масузава и капрал Кимиюки Мориваки. Фактически американцы потеряли только один самолет, который видимо был сбит капралом Мориваки.

Вместе с самолетами других типов Ки-79 служили также в различных вспомогательных подразделениях, к примеру, в 1-й Полевой воздушной группе резерва

Несмотря на то, что число построенных Ки-27 и Ки-79 по японским меркам было очень велико (3399, из которых 1379 Ki-79) и они использовались практически во всех районах действия IJAAF, до настоящего времени дожили лишь несколько машин. Единственный сохранившийся Ки-27 является экспонатом Мемориала Мира в Тачиараи (префектура Фокуока) в Японии. Уцелел и один Ки-79 - его можно увидеть в экспозиции военного музея в Джакарте, Индонезия.


Характеристики Ki-27/79
Ki-27b Ki-79a
Экипаж 1
Геометрия
Размах крыла, м 11,31 11,50
Площадь крыла, м² 18,56 18,56
Длина самолета, м 7.53 7,85
Высота самолета, м 3,28 3,00
Массы, кг
Пустого 1110 1300
Нормальная 1547  
Силовая установка
1xПД Hitachi Ha-1b Ha-13 aI
Мощность, л.с. 750 510
Лётные данные
Максимальная скорость км/ч 470 340
на высоте, м 3500 3500
Время набора высоты 5м 22с/5000м 10м 24с/5600м
Практический потолок, м 12250  
Дальность полета, км 627 920
Дальность полета с подвесными баками, км 1100  
Вооружение
7,7-мм пулеметы, тип 89 2 1
Фото Описание

Схема Mansyu Ki-98

Схема Mansyu Ki-98

Ki79b из состава ВВС Индонезии, 1946

Ki79b из состава ВВС Индонезии, 1946. © Михаил Быков

Источники

  • "Самолеты Японии Второй мировой войны" /О.В. Дорошкевич/
  • "Война в воздухе Ki-27" /№ 101/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • CD энциклопедия. "Военная авиация" /Media 2000/
Mansyu Ki-79