Авиация Второй мировой

Home English

Ki-83
Тяжелый эскортный истребитель
Mitsubishi

Ki-83

Ki-57 Topsy Перспективный дальний истребитель сопровождения Ki-83 разрабатывался в Mitsubishi по спецификации от 23 мая 1941 года. Максимальная скорость задавалась 650 км/ч с возможностью впоследствии доведения до 700 км/ч. Радиус действия определялся в 1500 км плюс один час полета. Требования к вооружению по мере разработки усложнялись, увеличивая огневую мощь до 2 × 20 мм и 4 × 13-мм пулеметов вперед и одного 13-мм у стрелка. К концу 1941 года армейское командование выдвинуло дополнительное требование для повышения высотности Ki-83 до 10 тыс. м, что автоматически предопределяло применения двигателей с турбокомпрессором.

К тому времени на Mitsubishi приступили к работе над высотной версией двигателя На-214Ru - двухрядной 18-цилиндровой звезды мощностью 2300 л.с., который конструкторская группа Томио Кубо приняла за базовый вариант силовой установки. От задней стрелковой точки было решено отказаться. К тому времени приоритет отдавался уже функциям перехвата вражеских бомбардировщиков, а не сопровождения собственных. Вероятно тогда же встал вопрос об усилении наступательного вооружения до двух 30-мм и двух 20-мм направленных вперед пушек

В 1943 году технический отдел штаба армейской авиации приказал прекратить работы над двигателями На-214 и На-104. В качестве альтернативы предлагалось использовать менее мощный, но более компактный и легкий новый двигатель Mitsubishi Ha-211, который было решено унифицировать как для армейской, так и для флотской авиации в качестве перспективного мотора в классе 2000-сильных двигателей.

Параллельно разрабатывалась его высотная версия, оснащенная турбокомпрессором На-211-Ru, способная выдавать 1750 л.с. на высоте 11,5 км. Именно под эти моторы и начали строить прототип Ki-83, однако, следует отметить, что в погоне за минимизацией массы и габаритов мотора На-211 была допущена ошибка в теплосъеме цилиндров, два ряда цилиндров были слишком зажаты и, как следствие, мотор постоянно перегревался, повторив, в целом, судьбу советского М-71. До конца войны его так и не удалось добиться стабильной работы его.

Постройку четырех прототипов планировалось завершить к концу 1943 года, но в результате, первый из них был закончен лишь 19 октября 1944-го. 18 ноября 1944 года с аэродрома Какамигахара шеф-пилот фирмы Хаяши поднял машину в воздух. Расчетной скорости в 700 км/ч достичь не удалось, но, тем не менее, на высоте 8000 м самолет развил 686 км/ч, а на 5000 м - 655 км/ч, что было все равно больше, чем развивал любой другой перехватчик японской армии.

20 января 1945 года к испытаниям подключился 2-й прототип. 22 марта был готов третий, а 2-го апреля и четвертый прототипы Ki-83.

В дальнейшем, в ходе испытаний была достигнута скорость 704,5 км/ч. При этом самолет для своих габаритов и массы обладал поразительной маневренностью - на скорости 644 км/ч машина делала полную петлю диаметром всего 671 м за 31 секунду и допускала перегрузки до 7G.

9-го марта 1945 года в ходе одного из испытательных полетов прототипа № 2 на исследование вибрации воздушных винтов произошел отказ кислородного оборудования. В результате шеф-пилот фирмы Хаяши потерял сознание в полете на высоте около 7 тыс. метров, а самолет рухнул в лес.

Третий и четвертый прототипы погибли на аэродроме Какамигахара в префектуре Гифу в ходе налетов авиации союзников. К концу войны, таким образом, уцелел лишь только первый прототип, впоследствии захваченный американцами.

В ноябре 1945 года уцелевший Ki-83 с нанесенными американскими звездами поднялся в воздух вновь. Заправленный 100-октановым американским бензином вместо низкокачественного японского топлива, самолет развил на высоте 7000 метров скорость 762 км/ч и достиг высоты 15 000 метров. И это при наличии съедавших аэродинамику подкосов под стабилизатором и грубой после восстановительного ремонта поверхности крыльев и фюзеляжа. Американцы были шокированы качествами японской машины, о существовании которой даже не подозревали, которая по комплексу данных опережала только что запущенный в серию Tigercat F7F и, как минимум не уступала британскому DH 103 Hornet. Впоследствии, при составлении официальных отчетов уже в США, куда Ki-83 был отправлен на изучение, цифра максимальной скорости была занижена до 700 км/ч на высоте 3500 м.


Mitsubishi Ki-83
Экипаж 2
Размеры
Размах крыла, м 15,50
Площадь крыла, м² 33,52
Длина самолета, м 12,50
Высота самолета, м 3,98
Силовая установка
2×ПД Mitsubishi На-211-Ru
Мощность, л.с. 1×2200
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 5980
Нормальная взлетная 8930
Максимальная взлетная 9430
Летные данные
Максимальная скорость на высоте, км/ч 705
Крейсерская скорость, км/ч 450
Максимальная скороподъемность, м/мин 1273
Практический потолок, м 13200
Практическая дальность, км 2800
Боевая дальность, км 1953
Перегоночная дальность, км 3500

Вооружение. Две 30-мм пушки Но-155 (80 патронов на ствол) и две 20-мм пушки Но-5 (160 патронов на ствол), две 50-кг или одна 250-кг бомба на внешней подвеске.

Фото Описание

Схема Mitsubishi Ki-83

Mitsubishi Ki-83

Конструктивно истребитель Ki-83 представлял собой двухмоторный цельнометаллический моноплан. Крыло ламинарного профиля, в районе центроплана имело поперечное V в 2°, консоли прямые. Автоматические предкрылки - почти по всей передней кромке крыла. Обшивка фюзеляжа и крыла выполнена листами дюраля большой площади для минимизации количества швов. Вертикальное оперение конструктивно было заимствовано от предыдущего разведчика Ki-46.

Двигатели - На-211-Ru взлетной мощностью 2200 л.с., на высоте 6800 м развивали 2130 л.с., а на 10300 метрах - 1920 л.с. Винты металлические, четырехлопастные изменяемого шага диаметром 3,5 м. Оригинальной была выхлопная система. Коллекторы от цилиндров через турбокомпрессор выводились в заднюю часть мотогондол, не выступая за их габариты и создавая дополнительную реактивную тягу (см. фото).

Шасси трехопорное с хвостовым колесом, полностью убиралось, основные опоры - в мотогондолы, хвостовая - в фюзеляж, закрываясь створками.

Вооружение устанавливалось в носовой части фюзеляжа. Пониже располагались две 30-мм пушки Но-155 с боезапасом в 80 патронов на ствол, чуть выше, сдвинутые внутрь - пара 20-мм пушек Но-5, по 160 патронов на ствол. Стволы пушек не выступали за габариты планера. Допускалась также наружная подвеска пары 50-кг бомб или одной 250-кг.

Фонарь кабины пилота каплевидной формы с минимальным переплетом. Лобовое пулестойкое стекло имело толщину 60 мм. Кресло пилота - цельноштампованное из 12-мм бронелиста с 8-мм бронезаголовникиком. Перед пилотской кабиной располагалась 12-мм бронеплита. Позади пилота - 8-мм бронеперегородка, отделявшая кабину от расположенного позади основного топливного бака объемом 1560 литров. Бак был полностью протектирован многослойной резиной толщиной 16 мм. Два крыльевых бака объемом 170 и 250 литров были также протектированы и имели возможность перекачки топлива из одного бака в другой. Общий объем топлива составлял 2400 литров. Все баки имели автоматическую систему пожаротушения. Под крыльями можно было подвесить еще пару 220-литровых подвесных баков.

Ближе к хвосту находилась кабина второго члена экипажа, не выступающая за обводы фюзеляжа. Лишь с обоих бортов имелись по два небольших окошка и небольшое окошко сверху. Кресло штурмана было направлено по курсу полета и также выполнялось из бронелиста толщиной 12 мм. Со спины штурмана защищала 8-мм бронестенка.

Приборное оборудование истребителя было достаточно сложным, включая редкий для японских самолетов автопилот. Едва ли истребитель Ki-83, будь он принят на вооружение, смог бы сильно повлиять на исход войны, но уж точно мог бы доставить немало неприятных моментов американской авиации.

К моменту завершения войны в планах японского командования было создание на базе Ki-83 разведывательной версии Ki-83-Оцу, еще одного разведчика Ki-95, в который начали перестраивать один из уничтоженных прототипов Ki-83 с заменой хвостовой части. Разведчик Ki-95 рассматривался как перспективная замена знаменитого Ki-46.

Источники

  • "Неожиданный шедевр самураев. Дальний истребитель Mitsubishi Ki-83" /Евгений Аранов/
  • "Авиация Японии." /А. Фирсов/
  • "Самолеты Японии Второй мировой войны." /О. Дорошкевич/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/

Ваше имя (Nick):
Ваш e-mail:
Введите число 5146563:
Ваш пост:

2019 11 14
Выхлопной коллектор с выхлопом в задней части мотогондолы. Впервые с таким встречаюсь, хотелось бы найти инфу, есть ли реальная польза от такого решения...
---

2019 11 14
Интересно, что в японской авиации командиром экипажа являлся штурман. Радиополукомпас на самолете отсутствовал, во всяком случае рамки не просматривается...
---