Ki-83
Тяжелый эскортный истребитель
Mitsubishi
Ki-57 Topsy Перспективный дальний истребитель сопровождения Ki-83 разрабатывался в Mitsubishi по спецификации от 23 мая 1941 года. Максимальная скорость задавалась 650 км/ч с возможностью впоследствии доведения до 700 км/ч. Радиус действия определялся в 1500 км плюс один час полета. Требования к вооружению по мере разработки усложнялись, увеличивая огневую мощь до 2 × 20 мм и 4 × 13-мм пулеметов вперед и одного 13-мм у стрелка. К концу 1941 года армейское командование выдвинуло дополнительное требование для повышения высотности Ki-83 до 10 тыс. м, что автоматически предопределяло применения двигателей с турбокомпрессором.
К тому времени на Mitsubishi приступили к работе над высотной версией двигателя На-214Ru - двухрядной 18-цилиндровой звезды мощностью 2300 л.с., который конструкторская группа Томио Кубо приняла за базовый вариант силовой установки. От задней стрелковой точки было решено отказаться. К тому времени приоритет отдавался уже функциям перехвата вражеских бомбардировщиков, а не сопровождения собственных. Вероятно тогда же встал вопрос об усилении наступательного вооружения до двух 30-мм и двух 20-мм направленных вперед пушек
В 1943 году технический отдел штаба армейской авиации приказал прекратить работы над двигателями На-214 и На-104. В качестве альтернативы предлагалось использовать менее мощный, но более компактный и легкий новый двигатель Mitsubishi Ha-211, который было решено унифицировать как для армейской, так и для флотской авиации в качестве перспективного мотора в классе 2000-сильных двигателей.
Параллельно разрабатывалась его высотная версия, оснащенная турбокомпрессором На-211-Ru, способная выдавать 1750 л.с. на высоте 11,5 км. Именно под эти моторы и начали строить прототип Ki-83, однако, следует отметить, что в погоне за минимизацией массы и габаритов мотора На-211 была допущена ошибка в теплосъеме цилиндров, два ряда цилиндров были слишком зажаты и, как следствие, мотор постоянно перегревался, повторив, в целом, судьбу советского М-71. До конца войны его так и не удалось добиться стабильной работы его.
Постройку четырех прототипов планировалось завершить к концу 1943 года, но в результате, первый из них был закончен лишь 19 октября 1944-го. 18 ноября 1944 года с аэродрома Какамигахара шеф-пилот фирмы Хаяши поднял машину в воздух. Расчетной скорости в 700 км/ч достичь не удалось, но, тем не менее, на высоте 8000 м самолет развил 686 км/ч, а на 5000 м - 655 км/ч, что было все равно больше, чем развивал любой другой перехватчик японской армии.
20 января 1945 года к испытаниям подключился 2-й прототип. 22 марта был готов третий, а 2-го апреля и четвертый прототипы Ki-83.
В дальнейшем, в ходе испытаний была достигнута скорость 704,5 км/ч. При этом самолет для своих габаритов и массы обладал поразительной маневренностью - на скорости 644 км/ч машина делала полную петлю диаметром всего 671 м за 31 секунду и допускала перегрузки до 7G.
9-го марта 1945 года в ходе одного из испытательных полетов прототипа № 2 на исследование вибрации воздушных винтов произошел отказ кислородного оборудования. В результате шеф-пилот фирмы Хаяши потерял сознание в полете на высоте около 7 тыс. метров, а самолет рухнул в лес.
Третий и четвертый прототипы погибли на аэродроме Какамигахара в префектуре Гифу в ходе налетов авиации союзников. К концу войны, таким образом, уцелел лишь только первый прототип, впоследствии захваченный американцами.
В ноябре 1945 года уцелевший Ki-83 с нанесенными американскими звездами поднялся в воздух вновь. Заправленный 100-октановым американским бензином вместо низкокачественного японского топлива, самолет развил на высоте 7000 метров скорость 762 км/ч и достиг высоты 15 000 метров. И это при наличии съедавших аэродинамику подкосов под стабилизатором и грубой после восстановительного ремонта поверхности крыльев и фюзеляжа. Американцы были шокированы качествами японской машины, о существовании которой даже не подозревали, которая по комплексу данных опережала только что запущенный в серию Tigercat F7F и, как минимум не уступала британскому DH 103 Hornet. Впоследствии, при составлении официальных отчетов уже в США, куда Ki-83 был отправлен на изучение, цифра максимальной скорости была занижена до 700 км/ч на высоте 3500 м.
|