Авиация Второй мировой

Home English

Ki 93

Ki 93
  • Тяжелый истребитель
  • Первый полет: 1945
  • Рикугун

Первоначально предполагалось, что новый самолет будет представлять собой одноместный дальний истребитель сопровождения. Однако в июле 1942 года конструкторский коллектив был распущен, а входивших в его состав инженеров из различных фирм отозвали для выполнения более срочных задач, а новую машину было решено переквалифицировать в тяжелый многоцелевой истребитель, предназначенный для действий на малых и средних высотах и одновременно способный поражать сильнобронированные наземные и надводные цели. Для ускорения работ в институт было направлено несколько инженеров из 1-го авиационного арсенала армии, также расположенного в городе Тачикава.

Исходя из новых задач, машину решили вооружить пушкой большого для авиации калибра (57 мм), вокруг которой по сути и был построен весь самолет. Размещалось орудие в подфюзеляжной гондоле.

22 февраля 1943 года проект нового истребителя был одобрен Коку Хомбу и получил обозначение Ki-93. На заводе 1-го авиационного арсенала приступили к постройке двух заказанных прототипов для летных испытаний и одного — для статических (по проверенным данным было заказано 12 прототипов и опытных машин). Новый самолет представлял собой двухместный двухмоторный свободнонесущий низкоплан цельнометаллической конструкции с закрытой общим фонарем кабиной и трехопорным колесным шасси с применением хвостового колеса. Рабочие места членов экипажа и расположенные в фюзеляже протектированные топливные баки были прикрыты стальными плитами толщиной 12 и 8 мм. Спереди пилот был защищен бронестеклом толщиной 70 мм. В качестве силовых установок предполагалось использовать двигатели Мицубиси На-214 расчетной мощностью 2700 л. с.

При изготовлении прототипов оказалось, что обеспечить требуемую массу не удастся. Это было обусловлено большей, чем ожидалось, массой снаряжения, а также полным отсутствием у разработчиков опыта по созданию боевых самолетов. Чтобы хоть отчасти исправить положение, боекомплект пушки Но-401 пришлось сократить с 30 до20 выстрелов. Дополнительные проблемы доставляли двигатели, которые на тактике расчетной мощности не достигали.

В результате первый прототип Ki-93-01 был собран только в марте 1945 года. 8 апреля летчик-испытатель Мория поднял машину в воздух с аэродрома Тачикава. Первый 20-минутный полет оказался для Ki-93 и последним. При посадке на вязкий грунт из-за слишком высокой посадочной скорости самолет потерпел аварию, в результате которой были повреждены или полностью разрушены: левое полукрыло, двигатель, воздушный винт и стойка основной опоры шасси.

Прототип вернули на завод для ремонта. который занял четыре недели. Когда машина была практически готова к испытательным полетам, американская авиация совершила налет на аэродром и заводы города Тачикава, в результате которого самолет был полностью уничтожен.

Судить о летных качествах Ki-93 сложно, сохранился лишь один рапорт о единственном полете. В нем отмечено, что самолет имел неплохие летные характеристики, а все бортовое оборудование работало безупречно.

Второй прототип Ki-9302 накануне капитуляции Японии находился на завершающем этапе сборки. После налета на город Тачикава он был эвакуирован на аэродром Такахаги в префектуре Саитама, где предполагалось завершить сборку и провести испытательный полет. Здесь некомплектный прототип был захвачен американцами. Посте окончания войны его перевезли в США.

Проектные работы над штурмовым вариантом Ki-93-1b, который планировалось вооружить 75-мм пушкой Тип 88, завершить не успели.

Ki-93 стал последним тяжелым двухмоторным истребителем, построенным в Японии до конца войны. Союзники узнали о его существовании только после захвата Японских островов, поэтому кодового обозначения этот самолет не получил.


Характеристики Ki 93-1a
Экипаж 2
Размеры
Длина самолета, м 14,20
Высота самолета, м 4,84
Размах крыла, м 18,98
Площадь крыла, м² 54,74
Силовая установка
2 × ПД Мицубиси Hа-214 2 × 2400 л.с.
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 7686
Нормальная взлетная 10660
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 625
Крейсерская скорость, км/ч 350
Максимальноя скороподъемность м/мин 662
Практический потолок, м 12050
Практическая дальность, км 3000

Вооружение. В варианте перехватчика : одна 57-мм пушка Хо-402 в подфюзеляжной гондоле и две 20-мм пушки Хо-5, 12,7-мм пулемет Хо-103 в задней части кабины;

В варианте штурмовика : одна 75-мм пушка Хо-501 , 12,7-мм пулемет Хо-103 и две 250-кг бомбы.

Конструкция. Низкорасположенное цельнометаллическое крыло Ki-93 состояло из центроплана, в котором по бокам фюзеляжа устанавливались две 20-мм пушки Но-5 с боекомплектом по 600 выстрелов на ствол, и трапециевидных консолей.

Фюзеляж Ki-93 цельнометаллической конструкции характеризовался очень малой площадью поперечного сечения. Двухместная кабина. В задней ее части монтировался предназначенный для защиты задней полусферы 12,7-мм пулемет Но-103 (Тип 1).

Под центропланом размещались узлы для подвески двух бомб массой по 250 кг. Самое мощное вооружение Ki-93 - 57-мм пушка Но-401 с боекомплектом в 20 выстрелов — предполагалось монтировать в специальной подфюзеляжной гондоле.

18-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Мицубиси На-214 мощностью 1970 л.с. Для наиболее эффективного использования мощности двигателя его оснастили шестилопастным воздушным винтом изменяемого шага, диаметром 3,8 м.

На левой консоли крыла - приемник воздушного давления.

Фото Описание
Схема Ki 93

Схема Ki 93

Источники

  • "Самолеты Японии Второй мировой войны." /О.В. Дорошкеквич/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/