Авиация Второй мировой |
Самолёты | Йокосука | K5Y Уиллоу | B4Y1 Жан | D4Y Сусей | H5Y Cherry | P1Y Гинга | R2Y | E14Y Глен | L3Y | MXY7 Ока | Фото и схемы Боевое применение E14Y Глен | |
Хорошие данные транспортной версии G3M привлекли к себе гражданскую авиакомпанию Ниппон Коку КК (Японские авиалинии), которая позднее была переименована в Дай Ниппон Коку КК (Авиалинии Великая Япония) с международными маршрутами между Японией, Кореей, Китаем и островами Тихоокеанского региона. Гражданская версия почти не отличалась от военно-транспортного L3Y, оснащалась двигателями Mitsubishi Kinsei 41 и обозначалась "Двухмоторный Гражданский Транспорт" модель 1 ("So-Yu"), используя модифицированный планер стандартного G3M2 Модель 21, в фюзеляже которого размещался салон на 8 пассажиров. "So-Yu" начали совершать свои рейсы в 1938 году. В апреле 1939 года один из них, с бортовым номером J-BEOA и собственным именем "Soyokaze" (Зефир), вылетел из Токио в Индию, затем до Тегерана и обратно. Ранее, в конце 1937 года, редакция газеты "Mainichi Shimbun" ходатайствовала перед Императорским Флотом, чтобы добиться передачи газете опытного Mitsubishi Ка-9 G1M1 для совершения рекламного кругосветного перелета, чтобы превзойти своего конкурента - газету "Asahi Shimbun" (Asahi Press), которая в апреле 1937 года спонсировала рекламный перелет из Токио до Лондона прототипа армейского разведчика Ki-15 под названием "Kamikaze". Императорский флот удовлетворил запрос "Mainichi Shimbun", предложив более современные G3M2 Модель 21 в качестве замены. Самолет No. 328 был предоставлен редакции газеты. Параллельно проведены необходимые изменения для кругосветного перелета. Емкость топливного бака была увеличена; внутри был размещен салон для перевозки пассажиров, было установлено гражданское оборудование для посадки, и удалено вооружение. К июлю 1939 года самолет был готов и началось ознакомление с ним семи специально подобранными членами экипажа. 3 августа, самолет получил регистрационный номер J-BACI и собственное имя "Nippon" (Япония) на торжественной церемонии в аэропорту Ханеда в Токио. Под командованием командира экипажа Sumitoshi Nakao (который позже стал президентом Международного аэропорта в Токио в середине 50-х годов), он вылетел из Японии 27 августа 1939 года, следуя по маршруту до Сиэтла, штат Вашингтон. В пути было получено известие о начале войны в Европе. Маршрут был экстренно изменен, чтоб не лететь через воюющую Европу, и пролегал теперь через Южную Америку и Африку. "Nippon" вернулся в Японию 20 октября после покрытия 52860 км. Демонстрация была великолепной, она доказывала, что японские бомбардировщики могут действовать через океан. Но эта информация была либо утеряна, либо просто военные ею не заинтересовались. Два года спустя, качество японской авиации стало для союзников полной неожиданностью. Однако в самой Японии успех самолета "Ниппон" был значительным с точки зрения будущих заказов гражданских самолетов, которые на службе авиакомпаний получили обозначение "Soyu". С августе 1939 года было произведено в общей сложности 24 гражданских транспортных самолета "Soyu модель 2", базирующихся на конструкции G3M2 модель 22. Они служили на гражданских линиях в течение всей войны. Несколько боевых и гражданских экземпляров "96 Rikko” пережили войну, чтобы в октябре-ноябре 1945 года быть сожженными вместе с остальными уцелевшими самолетами Японии. © Евгений Аранов
Модификации
Источники
|