P1Y Ginga
Пикирующий бомбардировщик-торпедоносец
Yokosuka
P1Y1 Ginga (Млечный путь). Средний пикирующий бомбардировщик и торпедоносец, двухмоторный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси. Первый полет прототипа состоялся в августе 1943 года, поступил на вооружение в октябре 1944 г., кодовое имя союзников — Frances. Разработанный под руководством Мицузи (Мики) Таданао* и Масао Яманы самолет имел аэродинамически чистую конструкцию с малым миделем фюзеляжа, технологическое новшество, клёпка впотай и высокая мощность силовой установки - все это позволило достичь высоких скоростей полета.
Несмотря на небольшие размеры самолета в крыле и фюзеляже удалось разместить 8 протектированных и шесть непротектированных баков общей ёмкостью 5535 л, которые могли быть дополнены двумя подвесными баками по 220 л. Бронезащита трех человек экипажа состояла из бронезаголовников и бронеспинок толщиной 20 мм.
Оборонительное вооружение было очень слабым, особенно если сравнивать с американскими самолетами подобного класса.
Вооружение. По одной 20 мм пушке тип 99 или 13-мм пулемета Тип 2 в носовой и верхней оборонительных установках; до 1000кг бомб (до 1500 кг в перегруз). Вооружение различных моделей несколько отличалось. При использовании самолета в качестве торпедоносца створки бомбоотсека демонтировались, при этом торпеда оказывалась частично утопленной в фюзеляж.
Многие "Гинги" оснащались морским поисковым радиолокатором Тип 3 Ku Mark.6 (H6). Антенны радара располагались под носовой частью фюзеляжа и по бортам в хвостовой части. Оснащенные радаром бомбардировщики специального обозначения не несли.
Много нареканий вызывал ненадежный двигатель Nakajima NK9C Homare 12, что привело к отказу от него в пользу более надежного на следующей модификации.
P1Y2S. Высокая скорость, достигнутая во время испытаний Р1Y1, привлекла к нему внимание конструкторов ночных истребителей. Фирме Kawanishi было дано задание разработать на своем заводе в Конане истребительный вариант Р1Y. Зная о ненадежности двигателей Homare 12, Kawanishi установила на него 14-цилиндpовые двигатели воздушного охлаждения MK4T Mitsubishi Kasei-25. Самолет разработки Kawanishi получил обозначение Р1Y2-S. При этом ночной истребитель сохранил бомбоотсек, так как его планировалось использовать и в качестве ночного бомбардировщика.
Вооружение состояло из одной подвижной 20 мм пушки в задней части кабины и двух неподвижных, установленных под углом.
P1Y2. Поскольку характеристики истребителей на больших высотах оказались неудовлетворительными, их снова переоборудовали в обычные бомбардировщики, при этом установленные в фюзеляже пушки не снимались.
P1Y3. Проектировавшийся в конце войны носитель самолета-камикадзе с увеличенным фюзеляжем и размахом крыла до 22 м и двигателями с увеличенной мощностью. Проект не осуществлен.
С февраля 1944 года серийно производились на заводах "Накадзима" в Коизуми и "Каваниси" в Конане. С учетом истребителей P1Y1-S и P1Y2-S всего было построено 1098 самолетов.
Боевое применение. P1Y1 прекрасно показал себя в воздухе, но очень сложным в обслуживании. Постоянно давала сбои гидравлика, отладка двигателей занимала большую часть времени.
В ходе кровавых боев за Филиппины и Формозу все больше бомбардировщиков P1Y1 использовало тактику "токкотай" - "специальных атак" камикадзе. Впрочем, классические атаки в условиях численного и качественного превосходства союзной авиации уже мало отличались от действий камикадзе. "Гинги" - камикадзе сводились в небольшие группы с собственными именами и быстро погибали. Результаты их действий были незначительны.
Последней битвой, где активно применялись "Гинги" было Окинавское сражение. Тогда, в марте - мае 1945 года "Гинги" применялись как обычные бомбардировщики, предполагалось их использование и для новой версии самолета-снаряда MXY7 model 22, однако два прототипа бомбардировщика были уничтожены при бомбардировке союзников. Ввиду отсутствия подсчета потерь в японской авиации, оценить результативность конкретного типа самолета представляется затруднительным.
В августе 1945 года карьера бомбардировщика P1Y "Гинга" завершилась.
* - Любопытно, что после войны Мики Таданао создал знаменитые японские "поезда-пули", курсирующих в Японии со скоростями свыше 400 км/ч.
Yokosuka |
P1Y1 |
P1Y2 |
P1Y3 |
Экипаж |
3 |
Размеры |
Размах крыла, м |
20 |
22 |
Площадь крыла, м² |
55 |
58,40 |
Длина самолета, м |
15 |
19 |
Высота самолета, м |
5,30 |
Силовая установка |
2×ПД |
Nakajima NK9C Homare 12 |
Mitsubishi MK4T Kasei-25 |
Nakajima NK9H Homare 21 |
Мощность, взл. л.с. |
2×1825 |
2×1825 |
2×1990 |
Мощность, ном. л.с. |
2×1500 |
2×1300 |
2×1625 |
Массы и нагрузки, кг: |
Пустого самолета |
7265 |
7138 |
9600 |
Нормальная взлетная |
10500 |
13500 |
Макс. взлетная |
13300 |
13300 |
17100 |
Летные данные |
Max. скорость, км/ч |
547 |
522 |
548 |
Крейсерская скорость, км/ч |
370 |
Практический потолок, м |
9400 |
9560 |
9400 |
Практическая дальность, км |
5370 |
3700 |
Источники
- Базовый пикирующий бомбардировщик-торпедоносец Kugisho P1Y "Ginga" /Евгений Аранов./
- "Тяжелые истребители" АиК /А. Фирсов/
- "Самолеты Японии Второй мировой войны." /О. Дорошкевич/
- "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
|