Авиация Второй мировой

Home English

P1Y Ginga

P1Y Ginga
  • Пикирующий бомбардировщик-торпедоносец
  • Yokosuka

P1Y1 Ginga (Млечный путь). Средний пикирующий бомбардировщик и торпедоносец, двухмоторный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси. Первый полет прототипа состоялся в августе 1943 года, поступил на вооружение в октябре 1944 г., кодовое имя союзников — Frances. Разработанный под руководством Мицузи (Мики) Таданао* и Масао Яманы самолет имел аэродинамически чистую конструкцию с малым миделем фюзеляжа, технологическое новшество, клёпка впотай и высокая мощность силовой установки - все это позволило достичь высоких скоростей полета.

Несмотря на небольшие размеры самолета в крыле и фюзеляже удалось разместить 8 протектированных и шесть непротектированных баков общей ёмкостью 5535 л, которые могли быть дополнены двумя подвесными баками по 220 л. Бронезащита трех человек экипажа состояла из бронезаголовников и бронеспинок толщиной 20 мм.

Оборонительное вооружение было очень слабым, особенно если сравнивать с американскими самолетами подобного класса.

Вооружение. По одной 20 мм пушке тип 99 или 13-мм пулемета Тип 2 в носовой и верхней оборонительных установках; до 1000кг бомб (до 1500 кг в перегруз). Вооружение различных моделей несколько отличалось. При использовании самолета в качестве торпедоносца створки бомбоотсека демонтировались, при этом торпеда оказывалась частично утопленной в фюзеляж.

Многие "Гинги" оснащались морским поисковым радиолокатором Тип 3 Ku Mark.6 (H6). Антенны радара располагались под носовой частью фюзеляжа и по бортам в хвостовой части. Оснащенные радаром бомбардировщики специального обозначения не несли.

Много нареканий вызывал ненадежный двигатель Nakajima NK9C Homare 12, что привело к отказу от него в пользу более надежного на следующей модификации.

P1Y2S. Высокая скорость, достигнутая во время испытаний Р1Y1, привлекла к нему внимание конструкторов ночных истребителей. Фирме Kawanishi было дано задание разработать на своем заводе в Конане истребительный вариант Р1Y. Зная о ненадежности двигателей Homare 12, Kawanishi установила на него 14-цилиндpовые двигатели воздушного охлаждения MK4T Mitsubishi Kasei-25. Самолет разработки Kawanishi получил обозначение Р1Y2-S. При этом ночной истребитель сохранил бомбоотсек, так как его планировалось использовать и в качестве ночного бомбардировщика. Вооружение состояло из одной подвижной 20 мм пушки в задней части кабины и двух неподвижных, установленных под углом.

P1Y2. Поскольку характеристики истребителей на больших высотах оказались неудовлетворительными, их снова переоборудовали в обычные бомбардировщики, при этом установленные в фюзеляже пушки не снимались.

P1Y3. Проектировавшийся в конце войны носитель самолета-камикадзе с увеличенным фюзеляжем и размахом крыла до 22 м и двигателями с увеличенной мощностью. Проект не осуществлен.

С февраля 1944 года серийно производились на заводах "Накадзима" в Коизуми и "Каваниси" в Конане. С учетом истребителей P1Y1-S и P1Y2-S всего было построено 1098 самолетов.

* - Любопытно, что после войны Мики Таданао создал знаменитые японские "поезда-пули", курсирующих в Японии со скоростями свыше 400 км/ч.


Yokosuka P1Y1 P1Y2 P1Y3
Экипаж 3
Размеры
Размах крыла, м 20 22
Площадь крыла, м² 55 58,40
Длина самолета, м 15 19
Высота самолета, м 5,30
Силовая установка
2×ПД Nakajima
NK9C
Homare 12
Mitsubishi
MK4T
Kasei-25
Nakajima
NK9H
Homare 21
Мощность, взл. л.с. 2×1825 2×1825 2×1990
Мощность, ном. л.с. 2×1500 2×1300 2×1625
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 7265 7138 9600
Нормальная взлетная 10500 13500
Макс. взлетная 13300 13300 17100
Летные данные
Max. скорость, км/ч 547 522 548
Крейсерская скорость, км/ч 370
Практический потолок, м 9400 9560 9400
Практическая дальность, км 5370 3700

Боевое применение. P1Y1 прекрасно показал себя в воздухе, но очень сложным в обслуживании. Постоянно давала сбои гидравлика, отладка двигателей занимала большую часть времени.

В ходе кровавых боев за Филиппины и Формозу все больше бомбардировщиков P1Y1 использовало тактику "токкотай" - "специальных атак" камикадзе. Впрочем, классические атаки в условиях численного и качественного превосходства союзной авиации уже мало отличались от действий камикадзе. "Гинги" - камикадзе сводились в небольшие группы с собственными именами и быстро погибали. Результаты их действий были незначительны.

Последней битвой, где активно применялись "Гинги" было Окинавское сражение. Тогда, в марте - мае 1945 года "Гинги" применялись как обычные бомбардировщики, предполагалось их использование и для новой версии самолета-снаряда MXY7 model 22, однако два прототипа бомбардировщика были уничтожены при бомбардировке союзников. Ввиду отсутствия подсчета потерь в японской авиации, оценить результативность конкретного типа самолета представляется затруднительным.

В августе 1945 года карьера бомбардировщика P1Y "Гинга" завершилась.

Фото Описание

Схема пикирующего бомбардировщика - торпедоносца P1Y1

Схема пикирующего бомбардировщика - торпедоносца P1Y2, оснащённого морским поисковым радаром Тип 3 Ku Mark.6

P1Y2-S в ангаре. На фото можно рассмотреть антенны радиолокатора, под снятыми капотами левого дв-ля Mitsubishi MK4T Kasei-25

Источники

  • Базовый пикирующий бомбардировщик-торпедоносец Kugisho P1Y "Ginga" /Евгений Аранов./
  • "Тяжелые истребители" АиК /А. Фирсов/
  • "Самолеты Японии Второй мировой войны." /О. Дорошкевич/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/