Авиация Второй мировой

Home English

Ta-Go

Ki-10
  • Ударный самолет для камикадзе
  • Первый полет: 1945
  • Кокусай

Ta-Go. Первый и единственный прототип самолета был построен группой единомышленников капитана Мизуама в середине июня 1945 года и поднят в небо заводским пилотом 25 июня 1945 года. Испытания проводились ускоренными темпами, но упрощенная конструкция создавала ряд проблем в эксплуатации и требовала доводок и доработок. Однако времени не было и сырую машину старались как можно быстрее вытолкнуть в производство. Фирма "Кокусай" изготовила комплект оснастки для производства самолета, который капитан Мизуама через свое начальство пытался пристроить в какую-нибудь фирму для выпуска серии, но до конца войны ни одного серийного самолета сделано не было, а союзникам достался только единственный опытный самолет.

По аэродинамической схеме это был низкоплан с крылом, состоящим из прямоугольного центроплана и трапецевидных консолей, установленных с небольшим поперечным "V". Хвостовое оперение состояло из прямоугольного киля и прямоугольного подкосного стабилизатора. Фюзеляж имел деревянный набор и фанерную обшивку, причем все его поверхности были плоскими. Конечно, это не улучшало аэродинамику, но зато существенно упрощало производство.

Крыло состояло из центроплана и складывающихся консолей. Их наличие, по началу, вызывает удивление (ведь самолет не палубный), но проанализировав аргументы японцев с их применением можно согласиться. Дело в том, что самолет предполагалось производить в маленьких мастерских, кинозалах, тоннелях, а прятать перед боевым вылетом в пещерах, тоннелях, под мостами и т.д., то есть в тех местах, где лишнего места не бывает.

Силовая установка. Перевёрнутый рядный двигатель Хитачи Ха-47, крепился на металлической мотораме и закрывался фанерным капотом, образованным из плоских листов. Бензобак располагался над капотом, обеспечивая тем самым подачу бензина самотеком. Между баком и козырьком кабины размещался -простенький плоский маслорадиатор. На валу устанавливался деревянный винт постоянного шага, диаметром 2,18 м, такой же, как и на прототипе Ки-86.

Так как больших скоростей достичь не надеялись, то шасси сделали не убирающимся, состоящим из двух основных стоек, выполненных из стальных труб, и хвостового костыля. Основные стойки имели простейшую резиновую амортизацию и были подкреплены двумя подкосами. Стойка, амортизатор и задний подкос прикрывались обтекателем, сделанным из алюминия. Хвостовой костыль выполнялся из стальных труб и также имел резиновый амортизатор.

Пилот сидел в открытой, весьма тесной кабине, прикрытой спереди плоским прозрачным козырьком. Приборное оборудование кабины было минимальным для выполнения единственного вылета: компас, указатель скорости, высотомер, а также несколько приборов контроля силовой установки.

Единственное вооружение самолета - 100 кг бомба - подвешивалась под центроплан. Сбросить её в полете было невозможно.

Хотя самолет предназначался для армейской авиации, но официального обозначения "Ки + порядковый номер" самолет не имел, а получил от своих создателей имя "Та-Го", под которым и вошел в историю. Прототип был окрашен в темно-зёленый цвет на всех поверхностях. На фюзеляже и крыльях наносился красный круг в белой окантовке. На киле белой краской был нанесен иероглиф "Та" -сокращение от "Бамбуковое копье".

Kokusai Ta-Go
Экипаж 1
Размеры
Размах крыла, м 8,92
Длина самолета, м 7,43
Высота самолета, м 3,89
Силовая установка
1 × ПД Ha-47 Hatsukaze 11, мощностью л.с. 1 × 110
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 345
Нормальная взлетная 585
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 195
Крейсерская скорость, км/ч 180
Практический потолок, м 4600
Практическая дальность, км 150
Вооружение
Одна бомба, кг 100
Фото Описание

Схема Ta-Go

Источники

  • Специальные штурмовые самолеты /Авиация и Космонавтика. Константин Кузнецов./
  • Самолёт-камикадзе Kokusai Ta-Go /Андрей Крумкач/
  • Авиация Японии /Андрей Фирсов/
  • Japanese Aircraft of the Pacific War /Rene J Francillion/