Ar.96
|
- Учебно-тренировочный самолет
- Первый полет: 1938
- Арадо
|
Аr.96 являлся основным учебно-тренировочным самолетом Люфтваффе в годы Второй мировой войны. В общей сложности было построено более 11 500 машин, часть которых активно эксплуатировалась и после окончания войны.
Первый из них, Ar 96 V1, был облетан в конце 1938 года. Он оснащался двигателем Argus As 10С и развивал скорость до 325 км/час. Однако в ходе испытаний выявились различные недостатки, поэтому Ar 96 VI подвергся серьезной доработке. Кресла инструктора и курсанта были несколько приподняты, что улучшило обзор из кабины, но заставило переделать фонарь кабины; самолет получил новое крыло и перепроектированную среднюю часть фюзеляжа, а также измененное шасси - с увеличенной колеей.
Однако мощность силовой установки уже не соответствовала новому варианту самолета, было решено установить на машину новый более мощный 12-цилиндровый V-образный двигатель воздушного охлаждения с перевернутым блоком цилиндров Argus As 410, хотя тот еще и требовал определенной доработки. В 1938 году к первому Ar 96 VI, принимавшему участие в летных испытаниях, присоединились еще три опытные машины.
Однако по причине нехватки двигателей As 410 вначале серийные самолеты модификации Ar 96А-1 выпускались с двигателем As 10.
Основная серийная модификация Ar 96В поступила в производство в 1940 году и оснащалась двигателем Argus As 410А-1 мощностью 465 л. с. и двухлопастным воздушным винтом. Внешне данная модификация почти не отличалась от варианта А-1, за исключением увеличенной на 35 см длины фюзеляжа - вследствие установки более крупного двигателя. Последнее к тому же потребовало усилить конструкцию, что, наряду с увеличенным запасом топлива, привело к увеличению массы снаряженной машины до 1695 кг.
Основное серийное производство Ar 96 было организовано на предприятии германской компании "Ago-Flugzeugwerke" (принадлежала компании "Junkers"), а в оккупированной Чехословакии к программе подключили компании "Avia" (с середины 1941 года) и "Letov" (с конца 1943 года). Чешские заводы выпустили в итоге большую часть из 11546 самолетов Ar 96.
Имелось несколько подвариантов модификации Ar 96В. Вслед за базовым невооруженным вариантом Ar 96В-1 последовал Ar 96В-2, вооруженный 7,92-мм пулеметом MG 17 (или фотопулеметом) и использовавшийся для воздушной стрелковой подготовки. Вариант Ar 96В-3 почти не имел конструктивных изменений, но Ar 96В-5, также предназначавшийся для воздушной стрелковой подготовки, был оборудован радиостанцией FuG 16ZY, а на варианте Ar 96В-6 отрабатывались подкрыльевые бомбодержатели (впоследствии данная модификация пошла в серию под обозначением Ar 96В-7 и использовалась для подготовки пилотов штурмовиков и пикирующих бомбардировщиков). Выпускалась также модификация самолета для воздушной стрелковой подготовки, отличавшаяся наличием наводимого пулемета, установленного в задней кабине.
Построенный в количестве всего лишь одной предсерийной партии, Ar 96С представлял собой развитие Ar 96В и оснащался более мощным двигателем As 410С мощностью 480 л. е., а также имел небольшое окно в нижней части фюзеляжа, что позволяло использовать его для подготовки бомбардиров. Не пошел в серию и созданный на базе Ar 96 вариант Ar 296 с 600-сильным двигателем As 411 (военные предпочли вариант Ar 396).
Экипаж |
2 |
Размеры |
Размах крыла, м |
11,00 |
Площадь крыла, м² |
17,10 |
Высота самолета, м |
2,60 |
Длина самолета, м |
9,10 |
Силовая установка |
1 ПД Argus As 410 A-1, мощностью л.с. |
465 |
Массы и нагрузки, кг: |
Пустого самолета |
1259 |
Максимальная взлетная |
1700 |
Летные данные |
Максимальная скорость, км/ч |
330 |
Крейсерская скорость, км/ч |
295 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
452 |
Практический потолок, м |
7100 |
Практическая дальность, км |
990 |
Вооружение |
Возможна установка 7.92-мм пулемета MG-17 |
Люфтваффе использовали Ar 96 в своих лётных школах, учебных истребительных авиакрыльях, эскадрильях переподготовки и офицерских училищах для усовершенствованной летной подготовки, обучению полетам ночью по приборам. В годы Второй мировой войны Ar 96 составляли ядро учебных истребительных эскадр (Jagdschulgeschwader) и входили в состав 13 групп.
Союзники нацистской Германии также активно эксплуатировали самолеты данного типа. Венгерские ВВС получили 65 самолетов Ar 96А и 45 машин модификации Ar 96В, рассматривалась возможность организации лицензионного выпуска самолета на местном предприятии "MAVAG" (компания смогла построить из импортированных компонентов в 1944 году лишь один Ar 96В). Словацкие ВВС располагали одним Ar 96А и тремя Ar 96В.
Руководство "Arado" планировало перейти после Ar 96 на выпуск модификации Ar 296, оснащенного более мощным двигателем Argus 411, но нехватка различных конструктивных материалов и оборудования привели к тому, что предпочтение было отдано Ar 396, в конструкции которого было сокращено использование современных легких металлических сплавов.
|
Схема Arado 96
|
Ar.199
|
- Учебный гидросамолет
- Первый полет: 1939
- Арадо
|
Ar.199 проектировался как учебно-тренировочный гидросамолет. Согласно проекту это должен был быть цельнометаллический двухпоплавковый низкоплан. Кабина рассчитывалась на трех человек: рядом друг с другом сидели инструктор и курсант, сзади размещалось сиденье штурмана или радиооператора. Характерным было сложное рамное крепление поплавков к фюзеляжу. Машина оснащалась 12-цилиндровым двигателем Аргус As 410C воздушного охлаждени мощностью 450 л. с. Первый прототип совершил полет в 1939 году.
Разработанный в соответствии с заданием на новый учебный гидросамолет, Ar 199 стал техническим успехом, но пал жертвой изменения официальной политики, так и не пойдя в серийное производство.
Экипаж |
3 |
Размеры |
Размах крыла, м |
12,70 |
Площадь крыла, м² |
30,40 |
Высота самолета, м |
4,36 |
Длина самолета, м |
10,57 |
Силовая установка |
1 ПД Argus As 410C, мощностью л.с. |
450 л.с. |
Массы и нагрузки, кг: |
Пустого самолета |
1675 |
Нормальнаяя взлетная |
2075 |
Летные данные |
Максимальная скорость, км/ч |
260 |
Крейсерская скорость, км/ч |
212 |
Практический потолок, м |
6500 |
Практическая дальность, км |
740 |
14 августа 1942 г. на одном из озёр в районе Урд-озера был сбит самолет, тип которого едва ли мог быть известен советским летчикам. Сначала в донесениях его называли "Гамбург-140", затем - Не-113. Советские солдаты, вытащившие его на отмель, после обследования установили, что этот самолет имел тактический номер NH + AM, указывавший на его принадлежность к 10 поисково-спасательному отряду. Лишь после войны стало ясно, что был редкий образец Ar 199 V-2. Таких машин было построено всего три, две из которых участвовали в боевых действиях на Севере.
В серию самолет не пошел и были изготовлены только опытные экземпляры, Ar 199V-1 и V-2. О судьбе одной машины, Аr 199V-2 (серийный номер 3673), уже было рассказано; вторая также находилась в составе поисково-спасательной службы 5 Воздушного флота и, вероятно, была эвакуирована из Норвегии с немецкими частями в 1944 году.
|
Схема Arado 199
|
Источники
- Arado Ar.199 /Андрей Суворов./
- Боевые самолеты Люфтваффе /под ред. Дэвида Дональда/
- Битвы над морем /АвиаМастер. А.Заблотский, Р.Ларинцев./
|