Авиация Второй мировой

Home English

Ar.76

Ar.76
  • Учебно тренировочный истребитель
  • Первый полет: 1934
  • Арадо

Одна из самых первых спецификаций, выданных Техническим департаментом комиссариата Геринга, касалась создания легкого одноместного пилотажного самолета, который в случае необходимости мог стать так называемым "истребителем защиты дома". В мирное время самолет должен был использоваться в качестве учебного истребителя. Важность данного задания подтверждается тем, что комиссариат предложил начать работу над ним сразу четырем фирмам Арадо, Фокке-Вульфу, Хейнкелю и Хеншелю. Идея карманного истребителя была не нова в Германии: комиссариат уже готовил такие требования в двадцатых, и сейчас Технический департамент определял самолет как высокоплан с восьмицилиндровым двигателем Аргус Аs-10С воздушного охлаждения и одним-двумя 7,9 мм пулеметами. Осенью 1934 года спецификации были дополнены требованиями установки не меньше двух пулеметов и трех 10 кг бомб. В варианте учебного самолета вооружение сокращалось до одного пулемета.

Проект Арадо Аr.76 создавался по схожему с Аr.65 и Аr.68 принципу. Это был моноплан-парасоль с фюзеляжем из стальных труб и тканевой обшивкой. В носовой части фюзеляж имел покрытие из легкого сплава. Крыло деревянной конструкции с тканевым покрытием крепилось к фюзеляжу с помощью параллельных подкосов. Была предусмотрена возможность установки на верхнюю часть фюзеляжа двух пулеметов МG-17, а за противопожарной перегородкой находился отсек на три вертикально подвешенные авиабомбы.

Первый опытный Аr.76а (D-ISEN) был закончен в 1934 году. Весной 1935 года полетел Аr.76V-2 (D-IRАS), а вскоре за ним последовал Ar.76V-3. Два новых самолета отличались от разбившегося в начале испытаний Аr.76а некоторыми изменениями в оперении. В целом характеристики машины были прекрасными, но на финальной стадии испытаний конкурсантов самолет Арадо был отодвинут на второе место Фокке-Вульфом Fw.56 Штёссер. Тем не менее, небольшая серия Аr.76A состоялась для дублирования программы Fw.56. Самолеты были поставлены весной 1936 года в истребительные авиашколы. В результате второстепенных изменений в конструкции и дооснащении оборудованием пустой и взлетный вес Аr.76A возрос на 45 и 50 кг по сравнению с V2 и V3, но это мало отразилось на летных характеристиках.

Характеристики Ar.76 a-0
Экипаж 1
Размеры
Размах крыла, м 9,50
Площадь крыла, м² 12,90
Высота самолета, м 2,54
Длина самолета, м 7,20
Силовая установка
1 ПД Argus As 10C 240 л.с.
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 750
Максимальная взлетная 1070
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 266
Крейсерская скорость, км/ч 220
Практический потолок, м 6400
Практическая дальность, км 470
Вооружение
в варианте истребителя - два 7,9 мм пулемета МG-17 с 250 патронами на ствол и три 10 кг бомбы
в варианте УТИ - один МG-17 с 250 патронами
Фото Описание
Схема Arado 76

Схема Arado 76

Ar.96

Ar.96
  • Учебно-тренировочный самолет
  • Первый полет: 1938
  • Арадо

Аr.96 являлся основным учебно-тренировочным самолетом Люфтваффе в годы Второй мировой войны. В общей сложности было построено более 11 500 машин, часть которых активно эксплуатировалась и после окончания войны.

Первый из них, Ar 96 V1, был облетан в конце 1938 года. Он оснащался двигателем Argus As 10С и развивал скорость до 325 км/час. Однако в ходе испытаний выявились различные недостатки, поэтому Ar 96 VI подвергся серьезной доработке. Кресла инструктора и курсанта были несколько приподняты, что улучшило обзор из кабины, но заставило переделать фонарь кабины; самолет получил новое крыло и перепроектированную среднюю часть фюзеляжа, а также измененное шасси - с увеличенной колеей.

Однако мощность силовой установки уже не соответствовала новому варианту самолета, было решено установить на машину новый более мощный 12-цилиндровый V-образный двигатель воздушного охлаждения с перевернутым блоком цилиндров Argus As 410, хотя тот еще и требовал определенной доработки. В 1938 году к первому Ar 96 VI, принимавшему участие в летных испытаниях, присоединились еще три опытные машины.

Однако по причине нехватки двигателей As 410 вначале серийные самолеты модификации Ar 96А-1 выпускались с двигателем As 10.

Основная серийная модификация Ar 96В поступила в производство в 1940 году и оснащалась двигателем Argus As 410А-1 мощностью 465 л. с. и двухлопастным воздушным винтом. Внешне данная модификация почти не отличалась от варианта А-1, за исключением увеличенной на 35 см длины фюзеляжа - вследствие установки более крупного двигателя. Последнее к тому же потребовало усилить конструкцию, что, наряду с увеличенным запасом топлива, привело к увеличению массы снаряженной машины до 1695 кг.

Основное серийное производство Ar 96 было организовано на предприятии германской компании "Ago-Flugzeugwerke" (принадлежала компании "Junkers"), а в оккупированной Чехословакии к программе подключили компании "Avia" (с середины 1941 года) и "Letov" (с конца 1943 года). Чешские заводы выпустили в итоге большую часть из 11546 самолетов Ar 96.

Имелось несколько подвариантов модификации Ar 96В. Вслед за базовым невооруженным вариантом Ar 96В-1 последовал Ar 96В-2, вооруженный 7,92-мм пулеметом MG 17 (или фотопулеметом) и использовавшийся для воздушной стрелковой подготовки. Вариант Ar 96В-3 почти не имел конструктивных изменений, но Ar 96В-5, также предназначавшийся для воздушной стрелковой подготовки, был оборудован радиостанцией FuG 16ZY, а на варианте Ar 96В-6 отрабатывались подкрыльевые бомбодержатели (впоследствии данная модификация пошла в серию под обозначением Ar 96В-7 и использовалась для подготовки пилотов штурмовиков и пикирующих бомбардировщиков). Выпускалась также модификация самолета для воздушной стрелковой подготовки, отличавшаяся наличием наводимого пулемета, установленного в задней кабине.

Построенный в количестве всего лишь одной предсерийной партии, Ar 96С представлял собой развитие Ar 96В и оснащался более мощным двигателем As 410С мощностью 480 л. е., а также имел небольшое окно в нижней части фюзеляжа, что позволяло использовать его для подготовки бомбардиров. Не пошел в серию и созданный на базе Ar 96 вариант Ar 296 с 600-сильным двигателем As 411 (военные предпочли вариант Ar 396).

Характеристики Ar.96 B-2
Экипаж 2
Размеры
Размах крыла, м 11,00
Площадь крыла, м² 17,10
Высота самолета, м 2,60
Длина самолета, м 9,10
Силовая установка
1 ПД Argus As 410 A-1, мощностью л.с. 465
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 1259
Максимальная взлетная 1700
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 330
Крейсерская скорость, км/ч 295
Максимальная скороподъемность, м/мин 452
Практический потолок, м 7100
Практическая дальность, км 990
Вооружение
Возможна установка 7.92-мм пулемета MG-17

Люфтваффе использовали Ar 96 в своих лётных школах, учебных истребительных авиакрыльях, эскадрильях переподготовки и офицерских училищах для усовершенствованной летной подготовки, обучению полетам ночью по приборам. В годы Второй мировой войны Ar 96 составляли ядро учебных истребительных эскадр (Jagdschulgeschwader) и входили в состав 13 групп.

Союзники нацистской Германии также активно эксплуатировали самолеты данного типа. Венгерские ВВС получили 65 самолетов Ar 96А и 45 машин модификации Ar 96В, рассматривалась возможность организации лицензионного выпуска самолета на местном предприятии "MAVAG" (компания смогла построить из импортированных компонентов в 1944 году лишь один Ar 96В). Словацкие ВВС располагали одним Ar 96А и тремя Ar 96В.

Руководство "Arado" планировало перейти после Ar 96 на выпуск модификации Ar 296, оснащенного более мощным двигателем Argus 411, но нехватка различных конструктивных материалов и оборудования привели к тому, что предпочтение было отдано Ar 396, в конструкции которого было сокращено использование современных легких металлических сплавов.

Фото Описание
Схема Arado 96

Схема Arado 96

Ar.199

Ar.199
  • Учебный гидросамолет
  • Первый полет: 1939
  • Арадо

Ar.199 проектировался как учебно-тренировочный гидросамолет. Согласно проекту это должен был быть цельнометаллический двухпоплавковый низкоплан. Кабина рассчитывалась на трех человек: рядом друг с другом сидели инструктор и курсант, сзади размещалось сиденье штурмана или радиооператора. Характерным было сложное рамное крепление поплавков к фюзеляжу. Машина оснащалась 12-цилиндровым двигателем Аргус As 410C воздушного охлаждени мощностью 450 л. с. Первый прототип совершил полет в 1939 году.

Разработанный в соответствии с заданием на новый учебный гидросамолет, Ar 199 стал техническим успехом, но пал жертвой изменения официальной политики, так и не пойдя в серийное производство.

Характеристики Ar.199 V-2
Экипаж 3
Размеры
Размах крыла, м 12,70
Площадь крыла, м² 30,40
Высота самолета, м 4,36
Длина самолета, м 10,57
Силовая установка
1 ПД Argus As 410C, мощностью л.с. 450 л.с.
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 1675
Нормальнаяя взлетная 2075
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 260
Крейсерская скорость, км/ч 212
Практический потолок, м 6500
Практическая дальность, км 740

14 августа 1942 г. на одном из озёр в районе Урд-озера был сбит самолет, тип которого едва ли мог быть известен советским летчикам. Сначала в донесениях его называли "Гамбург-140", затем - Не-113. Советские солдаты, вытащившие его на отмель, после обследования установили, что этот самолет имел тактический номер NH + AM, указывавший на его принадлежность к 10 поисково-спасательному отряду. Лишь после войны стало ясно, что был редкий образец Ar 199 V-2. Таких машин было построено всего три, две из которых участвовали в боевых действиях на Севере.

В серию самолет не пошел и были изготовлены только опытные экземпляры, Ar 199V-1 и V-2. О судьбе одной машины, Аr 199V-2 (серийный номер 3673), уже было рассказано; вторая также находилась в составе поисково-спасательной службы 5 Воздушного флота и, вероятно, была эвакуирована из Норвегии с немецкими частями в 1944 году.

Фото Описание
Схема Arado 199

Схема Arado 199

Источники

  • Arado Ar.199 /Андрей Суворов./
  • Боевые самолеты Люфтваффе /под ред. Дэвида Дональда/
  • Битвы над морем /АвиаМастер. А.Заблотский, Р.Ларинцев./