Авиация Второй мировой

Home English

Ar.95

Ar.95a-1
  • Торпедоносец и разведчик
  • Первый полет: 1936
  • Арадо

Созданный отделом главного управления Кригсмарине к весне 1935 года проект авианосца вынудил "Arado Flugzeugwerke" начать разработку палубного торпедоносца-бомбардировщика и разведчика, в результате чего и появился биплан Ar 95.

Первый прототип Ar 95 VI (D-OLUO) совершил первый полет осенью 1936 года. Конструктивно он представлял собой двухместный одностоечный биплан с фюзеляжем типа монокок из легких металлических сплавов, со смещенными друг относительно друга крыльями, складывающимися к хвостовой части. Крылья имели дюралюминиевые лонжероны и нервюры, их верхние поверхности были обшиты легким металлом, нижние поверхности - полотном. Самолет имел пару поплавков из легкого металла и девятицилиндровый звездообразный двигатель BMW 132, мощностью 845 л. с. (630 кВт). Вскоре взлетел второй прототип Ar 95 V2 (D-OHEO), отличавшийся от своего предшественника 12-цилиндровым мотором Junkers Jumo 210 Са с жидкостным охлаждением и взлетной мощностью 600 л. с. (447 кВт). Впоследствии на Ar 95 V2 установили двигатель BMW 132. Оба прототипа были двухместными, но третий прототип, Ar 95 V3 (D-ODGY), присоединившийся к программе испытаний в начале 1937 года, был трехместным, как и вариант Ar 95 V5 (D-OHGV). Последние два самолета и стали прототипами серийного гидросамолета Ar 95А.

Опытный самолет Ar 95 V4 получил колесное шасси с большими изящными обтекателями. Он стал прототипом для версии Ar 95В. В ходе испытаний все пять прототипов Ar 95 показали характеристики гораздо ниже заданных. Стало ясно, что самолет Ar 95В устареет к моменту ввода в строй первого немецкого авианосца. Поэтому весной 1937 года была выпущена новая спецификация, в результате чего появились Arado Ar 195 и Fieseler Fi 167. Тем временем, фирма "Arado Flugzeugwerke" выпустила опытную партию гидросамолетов Ar 95А-0 и стала рекламировать их за границей при поддержке Министерства авиации Германии.

Шесть трехместных гидросамолетов Ar 95А-0 оснастили звездообразным мотором BMW 132Dc мощностью 880 л. с. (656 кВт) и трехлопастным винтом изменяемого шага Hamilton Standard. Оборонительное вооружение - фиксированный стреляющий вперед 7,92-мм пулемет MG 17 с боезапасом 500 патронов, и 7,92-мм пулемет MG 15 на подвижной установке в задней кабине с восемью дисками по 75 патронов.

Боевое применение. В 1938 году все шесть предсерийных гидросамолетов Ar 95А-0 поставили легиону "Condor" в 64-ю группу в Полленса, Майорка, для разведки и борьбы с судоходством. В апреле 1939 года ее расформировали, а три самолета Ar 95А-0 передали франкистам. Они прослужили в Испании до 1948 года.

Ограниченное производство двухместной версии Ar 95А-1 началось в 1938 году. Чили заказала три таких гидросамолета вместе с тремя Ar 95В с колесным шасси. Этот заказ выполнили в 1939 году. Дополнительную партию машин Ar 95А-1 поставили в 1939-1940 годах Люфтваффе: восемь самолетов поступили в 3-ю эскадрилью 125-й авиагруппы морской разведки (З./SAGr 125), а две другие ее эскадрильи получили Не 60 и Не 114, соответственно.

Когда 22 июня 1941 года Германия напала на Советский Союз, бипланы Ar 95А-1 из 3-й эскадрильи 125-й группы действовали на Балтике в составе авиационного командования "Ostsee" ("Балтика"), По мере развития наступления данная часть перебазировалась в Латвию и Эстонию, а в октябре 1941 года участвовала в высадке на Моонзундских островах (острова Моон и Даго). Позднее часть ненадолго передали Финляндии. В конце 1941 года часть перевели в Констанцу, Румыния, заменив ее бипланы Ar 95А-1 на летающие лодки Blohm und Voss BV 138. Впоследствии Ar 95A-1 включили в состав 127-й авиагруппы морской разведки, все три эскадрильи которой, вооруженные гидросамолетами Не 60 и Arado, действовали в Финском заливе в составе 1-го Воздушного флота.

Характеристики Ar.95 a-0
Экипаж 2
Размеры
Размах крыла, м 12,50
Площадь крыльев, м² 44,00
Высота самолета, м 5,20
Длина самолета, м 11,10
Силовая установка
1 × ПД ВМW-132Dс, мощностью, л.с. 880
Массы, кг:
Пустого самолета 2537
Нормальная взлетная 3560
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч у земли 274
на высоте 300
Крейсерская скорость, км/ч 250
Практический потолок, м 7300
Практическая дальность, км 1090

Вооружение. Один неподвижный 7.9-мм пулемет МG-17 с 500 патронами и один 7.9-мм пулемет МG-15 с 600 патронами на подвижной установке; торпеда весом 700кг или 375кг бомба на внешней подвеске.

Фото Описание
Схема Arado 95b

Схема Ar.95b

Arado 95b

Ar.95b в полете

Ar.195

Ar.195V-1
  • Разведчик-торпедоносец
  • Первый полет: 1938
  • Арадо

28 декабpя 1936 г. на слипе* No.1 Дойчевеpке Киль был заложен авианосец А, и через несколько недель Технический департамент РЛМ выдал задание на двухместный многоцелевой самолет для этого корабля. Спецификации, выданные Арадо и Физелер, требовали создания цельнометаллического биплана со складывающимися крыльями, способного выдерживать пикирование со скоростью до 600 км/ч. Вооружение планировалось из одной торпеды или до 500 кг бомб. Максимальная и крейсерская скорость определялись в 300 и 250 км/ч, а дальность не менее 1000 км. Особо оговаривались хоpоший обзоp для экипажа, сбpос в случае необходимости стоек шасси и возможность посадки самолета на воду.

Обе компании выдвинули свои проекты и получили по заказу на три опытных самолета под обозначениями Аr.195 и Fi.167. Арадо предложила одностоечный биплан с крыльями, складывающимися назад. Фюзеляж состоял из стальной фермы, обшитой в носовой части съемными панелями из легкого сплава, а в хвостовой тканью. Двухлонжеронные крылья металлической конструкции с обшивкой из легкого сплава. Двигатель девятицилиндровый BMW-132М. Первый опытный Аr.195V-1 (D-ОСLN) приступил к полетам летом 1938 года.

Конструкторы Арадо особое внимание уделили максимальному облегчению конструкции. Пустой вес Аr.195 составлял 1940 кг и был ощутимо меньше, чем у его предшественника Аr.95B (2232 кг). Тем не менее, первые же полеты показали, что аэродинамическое сопротивление самолета оказалось явно больше расчетного. В результате летные характеристики не дотягивали даже до минимальных требований задания, а его конкурент Fi.167 полностью достиг требуемых характеристик. Испытания еще двух Аr.195 показали, что без серьезных изменений в конструкции улучшить характеристики самолета не удастся. Дальнейшие работы были прекращены.

* слип - стапель, судоподъемный эллинг.

Характеристики Ar.195 V-1
Экипаж 2
Размеры
Размах крыла, м 12,50
Площадь крыльев, м² 44,60
Высота самолета, м 3,65
Длина самолета, м 11,49
Силовая установка
1 × ПД ВМW-132M, мощностью, л.с. 830
Массы, кг:
Пустого самолета 1940
Нормальная взлетная 3673
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 288
Крейсерская скорость, км/ч 248
Практический потолок, м 6000
Практическая дальность, км 646

Вооружение. Один 7,9 мм неподвижный пулемет МG-17 с 300 патронами для стрельбы вперед и один 7,9 мм пулемет МG-15 на подвижной установке с 600 патронами одна 700 кг торпеда или 500 кг авиабомба или 50 кг + 4 по 50 кг бомбы

Фото Описание
Схема Arado 195v1

Схема Ar.195V-1

Источники

  • Arado Ar 95 - Немецкий гидросамолет /Agostini. Мировая Авиация./
  • Arado Ar 195 /Luftarchiv.de /
  • Авиация Люфтваффе /В.Н. Шунков/
  • Боевые самолеты Люфтваффе /под ред. Дэвида Дональда/