Авиация Второй мировой

Home English

Bf 109B, Bf 109C и Bf 109D

Bf 109D1
  • Истребитель
  • Мессершмитт

Bf 109 может считаться образцом машины этого класса. Выпущенный перед Второй мировой войной и во время ее в количестве более, чем 30500 экземпляров, этот самолет стал важнейшей частью немецкой военной машины на весь период боевых действий. Bf 109 появился после того, как командование германских ВВС в начале 30-х годов выдало задание на истребитель моноплан "современной" схемы. Первые 13 типов поднялись в воздух в сентябре 1935 года. В апреле 1937 года на вооружение был принят Bf 109B (в двух вариантах), оснащенный двумя или тремя 7,92-мм пулеметами MG-17.

Модель Bf.109B-1 рассматривалась только промежуточной, так как штаб люфтваффе торопился с принятием нового самолета на вооружение. Всего было выпущено не больше 30 машин этой модификации, а потом переключились на Вf.109В-2, который появился летом 1937 г. Первоначально новый самолет отличался только заменой деревянного винта «Шварц» на металлический, двухлопастный винт изменяемого шага «Гамильтон», который производился по лицензии на VDM. Двигатель сохранился Jumo 210Da. Первая партия Bf.109B-2 немедленно была направлена в Испанию.

За ним последовал Bf 109C (в двух вариантах) c вооружением из четырех или пяти пулеметов. Поставки Bf.109C-1 начались весной 1938 г. Этот вариант был оснащен двигателем Jumo 210Ga с радиатором большего сечения и переделанными выхлопными трубами. Вооружение состояло из четырех пулеметов MG 17. Крыльевые пулеметы имели по 420 патронов на ствол, а фюзеляжные - 500 патронов. Как и в предыдущих случаях, первые серийные Bf.109C-1 были тут же направлены в Испанию в состав легиона «Кондор». В течение лета свои Вf.109В-1 на Bf.109C-1 стала заменять I/JG 132. В Испанию ушли Bf.109В, С, D - всего 90штук.

За ними последовал выпуск более 175 машин типа Bf 109D с 986-сильным двигателем DB 600A и вооружением из одной 20-мм пушки и двух 7,92-мм пулеметов. С самого начала работ по Bf.109 планировалась установка на него двигателя DB 600 -12-цилиндрового, типа перевернутой V, жидкостного охлаждения, работа над которым началась на «Даймлер-Бенце» в 1932 г. Bf.109D был по сути промежуточным решением в ожидании поступления Bf.109E с двигателем DB 601, хотя и имел характеристики гораздо более высокие, чем вариант с Jumo 210. Всего было выпущено меньше 200 Bf. 109D. Причиной было то, что DB 600 был не особо доведенными, и тем более не годился для одномоторного истребителя из-за недостаточной надежности.

К 1939 году эти машины поступали в части ночных истребителей, но большинство к началу Второй мировой войны уже использовались, как учебные.


Мессершмитт Bf 109
B-1 B-2 C-1 D-1
Год выпуска 1937 1937 1938 1938
Геометрия
Длина самолета, м 8.70 8.70 8.70 8.70
Размах крыла, м 9.90 9.90 9.90 9.90
Площадь крыла, м² 16.35 16.35 16.35 16.35
Массы, кг
Взлетный вес 2197 2152 2296 2420
Силовая установка
Мотор Jumo
210D
Jumo
210Da
Jumo
210Ga
DB600Aa
Мощность, л.с. 535 720 700 986
Лётные данные
Max V, км/ч у земли 460 470 420  
на высоте 465 465 470  
м 4000 4000 4500  
Скороподъемность, м/сек 10.9 10.2 9.52  
Практический потолок, м 9000 9000 9500 9500
Дальность полета, км 450 450 450 450
Вооружение
Пулеметы MG-17 7,92-мм 2-3 2 4 4

Модификации самолета Bf 109A/B/C/D

  • Bf 109А — изготовленные в 1936 году опытные образцы с двигателем Юмо 210А мощностью 610 л.с.
  • Bf 109В-1 — выпущенная в 1937 году в количестве 30 машин первая серийная модификация с двигателем Юмо-210D (535 л.с.).
  • Bf 109В-2 — предназначенная для воевавшего в Испании легиона «Кондор» модификация с двигателем Юмо-210Dа (720 л.с.). В 1937 году было выпущено 24 самолета этой модификации. Вооружение модификаций В-1 и В-2 состояло всего из двух 7,92-мм пулеметов.
  • Bf 109С — серия из 60 машин с четырьмя 7,92-мм пулеметами, выпущена в 1938 году.
  • Bf 109D — переходная модификация к самолетам с двигателем ДВ 601А фирмы «Даймлер-Бенц». Выпущено 200 машин.

Подробно

Источники

  • "Авиация Люфтваффе" /В.Н. Шунков/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Советские самолеты" /А.С. Яковлев/
  • "Война в воздухе "/№ 37/
  • "Неустранимые пороки Bf 109: взгляд авиационного инженера "/Виктор Бакурский/

Ваше имя (Nick):
Ваш e-mail:
Введите число 5146563:
Ваш пост:

Вооружение Bf 109

Пушка на Bf 109 размещалась за двигателем на собственном лафете и не была связана с силовой установкой.


Мессершмитт Bf 109V-4

Опытный Bf 109V-4 с третьим пулеметом MG-17 в развале блоков цилиндров двигателя.

Первый серийный «Мессершмитт Bf 109B-l» выкатили из сборочного цеха в феврале 1937 г. Между тем, испытания Bf109V-4, V-5 и V-6 показали, что интенсивность охлаждения пулемета не достаточна — после нескольких очередей центральный MG 17 часто заедал. После возвращения весной 1937 г. Bf 109V-4 из Испании на «Байерише Флюгцойгверке» его оснастили 20-мм пушкой MG FF/M, что могло решить проблему слабого вооружения Bf 109В. Но испытания были прекращены из-за недостаточного охлаждения пушки и сильной вибрации при стрельбе.

В сущности, этот недостаток Bf 109B-l (да и всех остальных «109-х» «мессеров») являлся продолжением достоинств их силовой установки — перевёрнутого V-образного рядного двигателя жидкостного охлаждения, который был очень удобен для технического обслуживания, так как большая часть его агрегатов (клапана, свечи и т.д. и т.п.) располагались не под верхней частью капота, как на всех остальных рядных моторах, а снизу-сбоку. Всё это позволяло техническому персоналу свести к минимуму использование стремянок при обслуживании. Обратной стороной этих удобств были проблемы с рассеиванием тепла из межцилиндрового пространства, где, собственно и располагалась 20-мм автоматическая пушка MG FF/M. Спереди стояли подковообразный маслобак и редуктор двигателя, с боков находились блоки цилиндров, снизу — радиатор и гидросистема с силовым приводом стоек шасси, сверху — картер и стволы двух синхронных пулемётов, а сзади — ящики боеприпасов для них, рассчитанные на 1000 патронов каждый! Фактически 20-мм «Эрликон» оказалась помещённой в нагретый ящик, почти полностью изолированной от внешнего пространства.

Однако, немецкие конструкторы не без основания считали, что им рано или поздно удастся решить эту проблему, а потому лафет для этого оружия и крепления для барабанного магазина с боеприпасами были сохранены на серийных машинах.

В апреле того же года группа лётчиков и механиков из состава II/JG132 вместе с новейшими истребителями была переброшена в Испанию, где полностью сменила Не 51 во 2-й эскадрилье истребительной группы J/88 «Легиона Кондор».

4 декабря 1937 г. Bf109 фельдфебеля Поленца совершил вынужденную посадку территории, контролируемой республиканцами. 31 января 1938 г. в Барселону, куда был эвакуирован немецкий трофейный истребитель прибыл французский лётчик-испытатель капитан Розанофф, а уже 13 февраля им был подготовлен подробный доклад о Bf109B-l и весной 1938 г. между французской фирмой «Испано-Сюизой» и швейцарской «Эрликон Контравес» разразился скандал, в результате которого последняя уведомила своего французского партнёра, что соблюдать подписанное ранее лицензионное соглашение больше не намерена.

He 112V-6, появившийся уже в июле 1936 г. казался перспективнее. Никакой испарительной системы охлаждения, снижавшей живучесть самолета, под мотором обычный радиатор. Широкая колея шасси, мощное вооружение, включая пушку и два пулемета в фюзеляже...