Авиация Второй мировой

Home English

Me 109 - плохой продукт

Сокращенный перевод статьи, опубликованной в журнале "The Aeroplane" от 6 октября 1940 г.

С момента начала налетов на Англию было сбито такое количество одноместных истребителей Мессершмитт Me-109 германских ВВС, что министерство авиационной промышленности сочло возможным продемонстрировать эти самолеты на ряде выставок.

Один такой Ме-109 на прошлой неделе демонстрировался в Эшфорде, графство Кент. Самолет с заводским номером 1394 был построен на заводе Erla Maschinenwerke в Лейпциге, сбит - несколько недель назад под Мэйфилдом, Кент. Истребитель получил единственную сквозную пробоину в маслобаке. Летчик благополучно посадил самолет на выпущенное шасси. При посадке были погнуты лопасти винта и помят нижний капот двигателя, в остальном самолет можно считать исправным. К сожалению, перед демонстрацией с самолета было демонтировано вооружение и снят ряд интересных табличек с двигателя.

Вероятно, это один из первых Ме-109, изготовленных заводом Erla Maschinenwerke. На привязных ремнях кресла стоит дата 27 июня 1939 г. Заводской номер 1394 нанесен в кабине и на киле. Интересный факт: хотя завод Erla приступил к выпуску самолетов еще в 1936 г., за последующие три года он выпустил сравнительно небольшое их количество. Интереснее всего, однако, факт производства крыла фирмой Юнкерc на заводе в Дессау.

Поскольку на самолете стоит двигатель Даймлер-Бенц мощностью 1150 л.с, то мы имеем дело с новейшей моделью Ме-109Е, что также подтверждает состав вооружения: две крыльевые пушки и два синхронных пулемета в фюзеляже над двигателем. Предусмотрена возможность монтажа мотор-пушки, однако пушка не устанавливалась. Переключатель вооружения позволяет вести огонь из любого ствола избирательно или из всех залпом.

В целом машина на фоне «Харрикейна» и «Спитфайра» выглядит очень плохо, особенно в плане культуры производства, однако сама по себе конструкция неплоха. Прицел фирмы Карл Цейс из Йены откровенно устаревший, бронестекло фонаря кабины не предусмотрено, так же как вообще бронезащита. Топливный бак не протектирован и к тому же установлен в самом уязвимом месте самолета - за кабиной летчика. С другой стороны, бак смонтирован в районе центра тяжести, поэтому выработка топлива мало сказывается на балансировке самолета.

Вызывает интерес схема окраски самолета. Верхние поверхности фюзеляжа, крыла и горизонтального оперения окрашены в темный серо-зеленый цвет, нижние и боковые — в светло-голубой. Никаких признаков камуфляжа. Эмблема эскадрильи - желтый ягуар на фоне карты Африки.

Фонарь кабины изготовлен из плексигласа. Ручка управления коротковата. Шкала указателя скорости проградуирована до отметки 750 км/ч. По сравнению с британскими истребителями приборное оборудование кабины выглядит очень бедным.


Фото Описание
Захваченный англичанами Bf.109E Nr 1394 Захваченный англичанами Bf.109E Nr 1394
DB-601F 'Эмиля' DB-601 "Эмиля"
Поврежденный водорадиатор Bf.109E Nr 1394 Поврежденный водорадиатор

Общее впечатление от машины: прежде всего, самолет более прост в изготовлении, чем британские истребители, кроме того, его постройка требует менее квалифицированной рабочей силы. С точки зрения летных характеристик, вооружения и оборудования Ме-109 уступает «Харрикейну» и «Спитфайру». Уступает настолько, что в случае поединка равных пилотов Мессершмитт должен сбиваться всегда.

Источники

  • "Авиация и космонавтика" /2011, 5/