Bf 109H
Высотный истребитель
Мессершмитт
В ходе воздушной войны все большее значение придавалось высоте полета боевых машин, и в 1943 г, когда в качестве промежуточного решения программы истребителя с высокими характеристиками был предложен вариант на базе Bf.109F, основной упор был сделан на высотные характеристики самолета. Под обозначением Bf.109H этот проект отвечал требованиям к первому этапу проекта супер-истребителя. Этот этап был известен как срочная программа и предусматривал модернизацию уже существующего истребителя. Второй этап программы предусматривал создание сверхвысотного истребителя и был запланирован до конца 1944 г.
Согласно первоначальному проекту Bf.109H представлял собой планер от Bf.109F с высотным двигателем DB-601 и дополнительной прямой вставкой в консоли крыльев, доводящих общий размах до 12 м. Однако, Технический департамент постоянно поднимал планку требований, увеличив потолок с 13 000 до 15 000 м. Это потребовало внести в проект Bf.109H серьезные изменения. Параллельно с этой работой создавался Ме.209-II, который должен был заменить Bf.109, и 23 апреля 1943 г конструктора Мессершмитта предложили высотный истребитель на базе Ме.209-II взамен Bf.109H. Этот Проект 1091а предусматривал использование либо специального высотного двигателя DB-628A, либо DB-603U (варианта DB-603E с турбокомпрессором TKL-15). По расчетам P.1091а должен был иметь потолок в 17 500 м. Hо в то же время было очевидно, что новый истребитель Мессершмитта сможет пойти в серию только в конце 1944 г, а высотный истребитель был нужен люфтваффе как можно скорее. Мессершмитт получил указание вернуться к проекту Bf.109H, но с учетом решений по P.1091а, в том числе двигателя DB-628.
Для отработки установки двигателя на Ме.209-II, планер Bf.109G-5 (#16281) был переделан под макет DB-628 самолет назывался Bf.109-V49. После стендовых испытаний DB-628 установили на планер Bf.109G-3 (#15338). Самолет под обозначением Bf.109-V50 полетел первый раз 18 мая 1943 г под управлением флюг-капитана Венделя. Hесмотря на близкую к DB-605A конструкцию, DB-628А с двухступенчатым нагнетателем и промежуточным охладителем оказался больше по размерам и тяжелее на 170 кг. Hа самолет был установлен туннельный кок и винт с широкими лопастями. При этом носовая часть была удлинена на 0,75 м, что потребовало установки в хвостовой части противовеса. Hа Bf.109H с этой же целью крыло передвинули на 0,25 м вперед, а площадь хвостового оперения увеличили.
После коротких испытаний в Аугсбурге Bf.109-V50 был переведен на испытательный центр Даймлер-Бенц в Эхтердингене к югу от Штутгарта, где пилоты-испытатели провели две 30-часовые программы испытаний, во время которых достигалась высота полета 15 500 м. Было рассчитано, что на взлете серийный двигатель DB-628 будет иметь мощность 1490 лс, на высоте 2000 м 1580 лс, на высоте 6400 м 1480 лс, на высоте 9600 м 1350 лс и на высоте 12 000 м 1130 лс. Пока на Даймлер-Бенце испытывался Bf.109-V50 с DB-628, этот двигатель поставили на еще один Bf.109G-5, также получивший увеличенный киль и прямые вставки в крыло. Самолет полетел в июне 1943 г под обозначением Bf.109H-V54 (DV+JB). Одновременно началась работа по переделки нескольких планеров Bf.109F-4 в предсерийные Bf.109H-0.
Помимо вставки в крыло прямых в плане секций, были также перенесены на концы этих секций стойки шасси. Удлиненный стабилизатор получил подкосы. В остальном Bf.109H-0 были подобны Bf.109F-4/Z, сохранив двигатель DB-601E-1 с системой форсажа GM-1. Вооружение состояло из одной пушки MG-151/20 и двух 7,9 мм пулеметов MG-17. Hа этих машинах в основном планировалось исследовать проблемы полетов на больших высотах и доработки оборудования. Bf.109H-1, которые предназначались для войсковых испытаний, использовали планер Bf.109G-5 с гермокабиной и двигателем DB-605A с системой форсажа GM-1. Помимо оборудования как у Bf.109H-0 была предусмотрена установка фотокамер Rb 20/30, 50/30 или 75/30.
|