Авиация Второй мировой
   Поиск на сайте      English
Самолёты Blohm und Voss BV 138 Ha 139 Ha 140 BV 141 BV 142 BV 144 BV 155 BV 222 BV 238

BV 138 ✙ Seedrache
Дальний морской разведчик
Blohm und Voss

BV 138

Первой летающей лодкой, построенной самолетостроительной фирмой «Гамбургер Флюгцойгбау Гмбх» (под руководством главного инженера доктора технических наук Рихарда Фогта), стала На 138. Три прототипа оригинальной конструкции должны были приводиться в действие двумя двигателями мощностью 746 кВт (1000 л. с.) каждый. Для проведения сравнительной оценки двигатели изготавливались различными производителями, но их затянувшаяся разработка привела к необходимости изменить конструкцию самолета для установки трех двигателей «Юнкерс» Jumo 205C мощностью 485 кВт (650 л. с). 15 июля 1937 г., почти два года спустя после создания натурной модели, в воздух поднялся первый прототип (На 138 VI). В ноябре к программе испытаний и исследовательском центре в Травемюнде присоединился второй прототип (На 138 V2) с измененным корпусом, но быстро выяснилось, что самолет неустойчив как гидродинамически, так и аэродинамически. Улучшения характеристик за счет соответствующей модификации хвостового оперения достичь не удалось, поэтому конструкция самолета подверглась серьезному перепроектированию.

В результате появился BV 138A, получивший свое название в соответствии с системой обозначений, принятой в материнской компании «Блом и Фосс». Фюзеляж существенно удлинили, улучшили реданы, а переделанные поверхности хвостового оперения крепились к более прочным лонжеронам. Первый полет прототип совершил в феврале 1939 г., после чего было выпущено еще пять предсерийных самолетов BV 138A-0. Испытания показали, что у самолета по-прежнему имеются недостатки, и BV 138А-04 был возвращен на завод для усиления конструкции, после чего он стал первым из десяти BV 138B-0. Одновременно выпустили партию из 25 единиц BV 138A-1, поскольку возникла насущная потребность в береговом транспортном самолете. Первые две машины вскоре поступили на вооружение 108 морской бомбардировочной эскадры особого назначения и участвовали в норвежской кампании. Некоторое время спустя, в октябре 1040 г., в Бискайский залив была направлена 1./KuFlGr 506, и сразу же к ней присоединилась 2./KuFlGr 906. При эксплуатации у BV 138A-1 выявились недостатки: проблемы, связанные с конструкцией, двигателями и носовым вооружением. Многие из них были устранены и BV 138B, на котором устанавливались более мощные двигатели Jumo 205D из-за возросшего веса самолета.

Первый BV 138B-1 поднялся и воздух в декабре 1940г. и оказался намного лучше своего предшественника. Носовое вооружение включало пушку MG 151 калибра 20 мм и пулемет MG 15 за гондолой центрального двигателя в открытом положении. В заводской версии (BV 138В-1/U1) добавлялась возможность нести шесть бомб или глубинных мин. За этим самолетом последовал BV 138C-1 с еще более усиленным фюзеляжем, с четырехлопастным винтом центрального двигателя (впоследствии поставленным на BV 138B-1), дополнительным пулеметом по правому борту у радиста и пулеметом MG 131 калибра 13 мм и центральной гондоле. Также существовал вариант BV 138C-1/U1 с усиленным вооружением. В 1942-1943 гг. несколько самолетов переоборудовали в типовой BV 138 MS с них сняли все вооружение, вместо которого установили генератор магнитного поля с катушкой в виде большого кольца для траления мин. Этот самолет получил прозвище «самолет-мышеловка».

Помимо эксплуатации с береговых аэродромов BV 138 взлетали с плавучих баз, обслуживающих гидросамолеты, некоторые из них оборудовались узлами крепления корабельных катапульт. На всех самолетах могли монтироваться стартовые ускорители, а на некоторых радиолокаторы FuG 200 «Хохентвиль» для обнаружения конвоев. Стандартный экипаж состоял из пяти (на С-1 — из шести) человек, а расположение пушек и пулеметов давало отличные огневые возможности. Несмотря на первоначальные трудности, BV 138 стал великолепным патрульным самолетом ВМС, имевшим большую продолжительность полета, высокую живучесть и всепогодность эксплуатации.

В начале 1941 г. два BV 138A-1, базировавшихся во Франции, были отозваны в Германию для переоборудования в BV 138B-1, а позднее их перевели на Балтику. Между тем Норвегия становилась основным местом действия самолетов данного типа, где разместились 2./KuFlGr 406 (позднее переименованная в 3-ю эскадрилью 130-й морской авиагруппы 3/FSAGr 130), З./KuFlGr 906, 1-я и 2-я эскадрильи дальней разведки 130-й морской авиагруппы l.(F) и 2.(F)/SAGr 130, а также 1-я и 2-я эскадрильи дальней разведки 131-й морской авиагруппы l.(F) и 2.(F)/SAGr 131. Зона действия BV 138 с норвежских баз охватывала Северную Атлантику и Северный Ледовитый океан. Они обнаруживали и атаковали конвои, направлявшиеся в СССР. В этот период BV 138 сбили гидросамолет «Каталина» и бомбардировщик «Бленхейм». В северных водах эти самолеты дозаправлялись с подводных лодок и в известном трехнедельном наступлении летом 1943 г. действовали с аэродрома на Новой Земле совместно с их экипажами.

Позднее районы воздушных операций включали и Черное море, где BV 138C-1 3-й эскадрильи дальней разведки 125-й морской авиагруппы 3(F)/SAGr 125 совершали боевые вылеты из Констанцы до конца 1944 г. В 1943 г. немало самолетов этого типа было направлено в район бискайского и средиземноморского театров военных действий. Третья эскадрилья 406-й группы берегового базирования 3/KuFlGr 406 (позднее 1 -я эскадрилья дальней разведки 129-й морской авиагруппы) до 1944 г. базировалась в Бискароссе, а 3-я эскадрилья дальней разведки 126-й морской авиагруппы — на острове Крит. Это подразделение было впоследствии переведено в район Балтийского моря и в конце войны капитулировало в Дании. Несколько BV 138 до самого конца войны оставались на вооружении люфтваффе в Норвегии, включая самолеты 3-й эскадрильи дальней разведки 130-й морской авиагруппы, один из которых получил приказ 1 мая 1945 г. вывезти завещание Гитлера из Берлина. Несмотря на то, что самолет удалось посадить на Берлинском озере под шквалом артиллерийского огня, командир BV 138 не позволил курьерам подняться на борт, поскольку те не имели удостоверений личности, а вместо этого забрал 10 раненых и вернулся в Копенгаген.

Вооружение на Ha 139B. Одна пушка MG-151-20мм, один MG-131-13 мм, один МG-15 7,92-мм пулемет. Три 50 кг бомбы, в модификации BV-138C1/U1 - 6×50 кг или 4×150 (глубоководные бомбы).

Blohm und Voss BV 138 C-1
Экипаж 6
Размеры
Размах крыла, м 26,95
Длина, м 19,85
Высота, м 5,90
Площадь крыла, м² 108,5
Масса
Пустого, кг 11770
Макс. взлетный вес, кг 17650
Силовая установка
3×ДД Junkers Jumo 205D, л.с. 3×880 (656 кВт)
Летные данные
Max скорость, км/час над уровнем моря 283
Крейсерская скорость, км/чи 235
Максимальная дальность, км 5000
Практический потолок, м 5000
Фото Описание
Схема BV 138

Схема BV 138

BV 138 C-1

BV 138 C-1 3-й эскадрильи 125-й морской авиагруппы патрулирует спокойные воды Чёрного моря.

BV 138MS
Летающая лодка - минный тральщик

BV 138MS

Осенью 1942 года компания Blohm & Voss переоборудовала одну летающую лодку BV 138 C-1 в самолет для воздушного разминирования BV 138 MS. Эта летающая лодка получила военный номер CB + UA и была направлена в расположенный в Травемюнде испытательный центр Luftwaffe.

Для использования минного кольца было необходимо имевшее очень большой вес вспомогательное оборудование и потому эта машина с заводским номером 0310021 была освобождена от всего балласта, который не был нужен при подобных операциях. Общий вес элементов, необходимых для переоборудования летающей лодки в самолет для уничтожения минных заграждений, составлял 1136,4 кг.

Магнитное кольцо для подрыва мин имело средний диаметр 14,07 метров. Центр тяжести кольца был расположен сзади на 200 мм и 878 мм ниже трубчатого лонжерона.

Агрегат управления, необходимый для использования магнитного кольца, был установлен в фюзеляже и располагался на 800 мм сзади и на 2390 мм ниже трубчатого лонжерона и на 400 мм был смещен вправо относительно центра тяжести самолёта. Для летающих лодок BV 138 B-1, которые также предполагалось использовать в качестве самолетов для уничтожения минных заграждений, агрегат необходимый для работы магнитного кольца согласно расчетам должен был находиться на 190 мм сзади относительно центра тяжести и ниже основного лонжерона на 420 мм. Для выработки электрической энергии с необходимым напряжением в фюзеляже был установлен вспомогательный агрегат с генератором. Необходимую для работы системы разминирования документацию предоставила компания Junkers. В оборонительной установке, расположенной в задней части гондолы, дополнительно были установлены вольтметр, амперметр, кнопка, при помощи которой можно было подать напряжение в обмотку кольца, регулятор величины магнитного поля с переключателем и неоновая лампа. Рядом с сиденьем командира экипажа была смонтирована еще одна дублирующая кнопка для подачи напряжения в магнитное кольцо. В машинном отделении, где находился вспомогательный силовой агрегат, также имелась панель с переключателями и прочими приборами и приспособлениями, необходимыми для обеспечения работы и наблюдения за вспомогательным агрегатом. Для агрегата имелся отдельный топливный бак ёмкостью 120 литров, которого было достаточно для четырех часов работы агрегата.

Фото Описание
Схема BV 138MS

Схема BV 138MS

Минный тральщик BV 138 MS

Минный тральщик BV 138 MS

Источники

  • Авиация Люфтваффе /В.Н. Шунков/
  • Самолёт для уничтожения минных заграждений Blohm und Voss BV 138 MS /Иван Бякин/
  • Боевые самолеты Люфтваффе/под редакцией Дэвида Дональда/
  • Энциклопедия военной техники /Aerospace Publising/
Вооружение Arado Dornier Blohm und Voss Fieseler Flettner Focke Wulf Heinkel Henschel Junkers Messerschmitt Боевое применение Люди и самолеты Фото и схемы

©AirPages
2003-