Ha 139 ✙ Langstreckenaufklärer
Дальний морской разведчик
Blohm und Voss
В 1935 г. компания «Люфтганза» опубликовала технические требования к морскому самолету, необходимому для ее новой трансатлантической почтовой службы. Он должен был взлетать и садиться на волны, быть пригодным к запуску с катапульты и способен перевозить груз весом не менее 500 кг на расстояние 5000 км с крейсерской скоростью 250 км/ч. «Гамбургер Флюгцойгбау» — дочерняя компания «Блом и Фосс» — провела ряд конструкторских разработок, включавших проект Р. 15, в соответствии с которым позднее поступил заказ на создание трех прототипов такого самолета. Выбранная силовая установка представляла собой специально разработанный дизельный двигатель «Юнкерс» Jumo 205, удельный расход топлива которого был почти на 25% меньше, чем у соответствующих бензиновых двигателей.
Были построены только 3 машины этого типа:
- Ha 139 V1 Nordmeer (номер гражданской регистрации D-AMIE, заводской номер 181);
- Ha 139 V2 Nordwind (D-AJEY, зав. ном. 182);
- Ha 139 V3 Nordstern (D-ASTA), несколько увеличенная версия, получившая обозначение Ha 139 B.
Первый прототип На 139V1 совершил пробный полет осенью 1936 г., а к марту 1937 г. первые два самолета были поставлены «Люфтганзе» для полетов между Хортой (Азорские острова) и Нью-Йорком. Несколько увеличенный и утяжеленный третий самолет, названный На 139В, появился в рамках данной программы в середине 1938 г.
Позднее, в 1939 г., эти три самолета На 139 и их экипажи перешли в ведение люфтваффе, причем третий прототип был модифицирован для выполнения разведывательных задач. Для обеспечения лучшего обзора носовая часть была удлинена и остеклена, и соответственно было увеличено вертикальное хвостовое оперение. В носовой части в остекленной гондоле на установке «Икариа» размещался пулемет MG 15, второй пулемет, обслуживаемый радистом, помещался в люке в верхней части кабины, еще два MG 15 могли устанавливаться в боковых отверстиях в нижней части фюзеляжа. Получивший название На 139B/U (Umbau — реконструированный), этот прототип совершил первый полет 19 января 1940 г., стартовав с катапульты вспомогательного судна «Фризенланд» авиакомпании «Люфтганза». После испытаний Ha I39B/U был поставлен 1-й эскадрилье 406-й группы берегового базирования (l./Kustenfliegerguppe 406), которая эксплуатировала его наряду с другими морскими самолетами при выполнении транспортных задач и для разведки погоды во время норвежской кампании. Два других прототипа претерпели аналогичные изменения и также были направлены в Норвегию. Поступив в распоряжение 108-й морской боевой группы особого назначения, они в основном использовались как транспортные самолеты, снабжавшие наземные части, размещавшиеся вдоль изолированных фьордов.
Нехватка запасных частей препятствовала более широкому применению Ha 139 в люфтваффе, тем не менее в 1942 г. V3 был переоборудован в самолет для обезвреживания мин, названный На 139B/MS. Большой обод катушки генератора магнитного поля тянулся от носа к концам крыла и хвостовому стабилизатору. Неизвестно, использовался ли этот самолет минерами, — позднее вместе с двумя другими машинами он был списан.
|