Авиация Второй мировой

Home English

Do-16 Wal

Dornier Do 16
  • Летающая лодка - дальний разведчик
  • Первый полет: 1933
  • Дорнье

В 1930 г. конструкторское бюро Клода Дорнье, которое тогда размещалось в Альтенрейне (на швейцарском берегу Боденского озера), провело первую крупную модернизацию Do J. В результате появился Do.J II или "восьмитонный" "Валь". Внешне гидросамолет изменился мало - носовую часть немного удлинили и слегка изменили ее обводы. Теперь в фюзеляже имелись два пассажирских салона: передний на восемь человек и задний - на шесть. Экипаж состоял из трех человек - двух пилотов и радиста.

Крыло и горизонтальное оперение приобрели округлые законцовки, за счет чего при той же площади размах увеличился до 23,2 м. Вертикальное оперение стало иметь вид скругленного треугольника. На руле поворота ввели триммер. При установке тех же моторов BMW VI изменился внешний вид мотогондолы: исчезли громоздкие радиаторы, замененные более современными установками туннельного типа. За счет усиления планера и увеличения запаса бензина (дополнительные баки установили в "жабрах") максимальная полетная масса выросла до 8 т.

Первый Do JII поднялся в воздух 27 января 1931 г. Максимальная скорость полета возросла незначительно - до 225 км/ч, рабочий потолок снизился до 3000 м, но при этом значительно увеличилась пассажировместимость лодки, что обещало экономию в расчете на пассажирокилометр. С 1932 г. усовершенствованные самолеты Дорнье "Валь" начал выпускать завод в Манцеле. Основным типом был DoJII a Bos с моторами BMW VI, по одному экземпляру собрали DoJ II b Bos с BMW VII (700 л. с.) и DoJ II с Sas с двигателями Сименс Sh20 (лицензионный вариант мотора Бристоль "Юпитер" мощностью 540 л. с). На единственном DoJ II b Bos с номером D-2053 летчик фон Гронау в августе-сентябре 1931 г. совершил перелет Лист - Нью-Йорк через Исландию и Гренландию, а в июле 1932 г. рискнул облететь вокруг света. Фон Гронау и его экипаж побывали в Исландии, Гренландии, Канаде, США, Японии, Китае, Индии, странах Ближнего Востока и Южной Европы. За 270 часов летного времени самолет преодолел 44 400 км.

"Восьмитонники" в небольшом количестве строили также в Италии под названием MF.5 (завод к тому времени был поглощен концерном ФИАТ и стал называться "Марина-ФИАТ"). Итальянские машины отличались установкой двигателей Изотта-Фраскини "Ассо" или ФИАТ A.22R. В Испании фирма CASA изготовила три самолета DoJ II для авиакомпании LAPE. Они комплектовались двигателями "Лайон".

Последней модификацией гидросамолета стал военный "Милитер-Валь-33". Разработанный на базе "восьмитонной" машины, он имел крыло размахом 23,2 м с чуть округленными законцовками и моторы BMW VIE 7,3. Хвостовые рули получили современную статическую и динамическую балансировку без выступавших из плоскостей аэродинамических компенсаторов.

Корпус Do.15 был типичным для Дорнье. Острые V-образные шпангоуты в носовой части переходили в плоское дно у редана, а за задним реданом переходили в "нож" хвостовой части. Корпус и спонсоны делились на водонепроницаемые отсеки. Двухлонжеронное крыло крепилось над корпусом на наклонных Х-образных стойках и подкосами к спонсонам. Предусматривался экипаж из четырех человек: пилота, второго пилота, штурмана и радиста.


Характеристики Do 16
Экипаж 4
Размеры
Размах крыла, м 23,20
Плошадь крыла, м² 93,00
Длина самолета, м 17,20
Высота самолета, м 5,50
Силовая установка
2 × ПД BMW-VI 7.3, мощностью л.с. 2 × 750
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 5390
Нормальная взлетная 7600
Максимальная взлетная 8000
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч 220
Крейсерская скорость, км/ч 189
Практический потолок, м 3000
Практическая дальность, км 2200

Вооружение самолета, получившего обозначение DoJ II d Militarwal, впоследствии Do 16, состояло из трех 7,9-мм пулеметов MG-15, один из которых установили над носовым отсеком, а два других, каждый на своей турели - в хвостовой части. Задние турели размещались асимметрично, что позволяло сосредоточить на один борт огонь из обоих стволов. Поскольку основным назначением Dol5 являлась дальняя разведка, его бомбовая нагрузка не превышала 200 кг. Экипаж состоял из четырех человек (два пилота, штурман и радист). Первый полет Do 16 состоялся 3 мая 1933 г.

С конца 1933 г. новый гидросамолет начал поступать (пока без вооружения) в испытательный центр Травемюнде и другие секретные учебные части будущих ВВС Германии - Люфтваффе. К концу 1934 г. число Do 16 достигло 16 единиц, а в феврале следующего года Г. Геринг официально объявил о воссоздании военной авиации в Германии. К сентябрю в составе Люфтваффе сформировали эскадрилью дальней разведки "Лист", вооруженную летающими лодками Дорнье. В июле 1936 г. эту эскадрилью переименовали в 2/Ku.Fl.Gr.106, т. е. 2-ю эскадрилью 106-й береговой группы. Всего Люфтваффе получили тридцать Do 16, после чего производство самолетов Дорнье "Валь" в Манцеле прекратили.

Do 16 оставались на вооружении эскадрильи до 1938 г., когда начали заменяться более современными Do18, но отдельные машины еще застали начало Второй мировой. Согласно некоторым источникам, гидросамолеты Дорнье "Валь" принимали участие в патрулировании Северного моря в сентябре 1939 г. Как учебные и вспомогательные, Do 16 сохранялись в строю Люфтваффе до конца 1940 г.

Фото Описание
Drawing Do 214

Схема Dornier Do 16 (Do.J II d) Militarwal

Источники

  • Летающая лодка Дорнье "Валь" /Владимир Котельников./
  • Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха) /Уильям Грин./
  • Dornier Do 16 Wal /Luftarchiv.de./