Do-16 Wal
|
- Летающая лодка - дальний разведчик
- Первый полет: 1933
- Дорнье
|
В 1930 г. конструкторское бюро Клода Дорнье, которое тогда размещалось в Альтенрейне (на швейцарском берегу Боденского озера), провело первую крупную модернизацию Do J. В результате появился Do.J II или "восьмитонный" "Валь". Внешне гидросамолет изменился мало - носовую часть немного удлинили и слегка изменили ее обводы. Теперь в фюзеляже имелись два пассажирских салона: передний на восемь человек и задний - на шесть. Экипаж состоял из трех человек - двух пилотов и радиста.
Крыло и горизонтальное оперение приобрели округлые законцовки, за счет чего при той же площади размах увеличился до 23,2 м. Вертикальное оперение стало иметь вид скругленного треугольника. На руле поворота ввели триммер. При установке тех же моторов BMW VI изменился внешний вид мотогондолы: исчезли громоздкие радиаторы, замененные более современными установками туннельного типа. За счет усиления планера и увеличения запаса бензина (дополнительные баки установили в "жабрах") максимальная полетная масса выросла до 8 т.
Первый Do JII поднялся в воздух 27 января 1931 г. Максимальная скорость полета возросла незначительно - до 225 км/ч, рабочий потолок снизился до 3000 м, но при этом значительно увеличилась пассажировместимость лодки, что обещало экономию в расчете на пассажирокилометр. С 1932 г. усовершенствованные самолеты Дорнье "Валь" начал выпускать завод в Манцеле. Основным типом был DoJII a Bos с моторами BMW VI, по одному экземпляру собрали DoJ II b Bos с BMW VII (700 л. с.) и DoJ II с Sas с двигателями Сименс Sh20 (лицензионный вариант мотора Бристоль "Юпитер" мощностью 540 л. с). На единственном DoJ II b Bos с номером D-2053 летчик фон Гронау в августе-сентябре 1931 г. совершил перелет Лист - Нью-Йорк через Исландию и Гренландию, а в июле 1932 г. рискнул облететь вокруг света. Фон Гронау и его экипаж побывали в Исландии, Гренландии, Канаде, США, Японии, Китае, Индии, странах Ближнего Востока и Южной Европы. За 270 часов летного времени самолет преодолел 44 400 км.
"Восьмитонники" в небольшом количестве строили также в Италии под названием MF.5 (завод к тому времени был поглощен концерном ФИАТ и стал называться "Марина-ФИАТ"). Итальянские машины отличались установкой двигателей Изотта-Фраскини "Ассо" или ФИАТ A.22R. В Испании фирма CASA изготовила три самолета DoJ II для авиакомпании LAPE. Они комплектовались двигателями "Лайон".
Последней модификацией гидросамолета стал военный "Милитер-Валь-33". Разработанный на базе "восьмитонной" машины, он имел крыло размахом 23,2 м с чуть округленными законцовками и моторы BMW VIE 7,3. Хвостовые рули получили современную статическую и динамическую балансировку без выступавших из плоскостей аэродинамических компенсаторов.
Корпус Do.15 был типичным для Дорнье. Острые V-образные шпангоуты в носовой части переходили в плоское дно у редана, а за задним реданом переходили в "нож" хвостовой части. Корпус и спонсоны делились на водонепроницаемые отсеки. Двухлонжеронное крыло крепилось над корпусом на наклонных Х-образных стойках и подкосами к спонсонам. Предусматривался экипаж из четырех человек: пилота, второго пилота, штурмана и радиста.
|